1985. Про общение с киоскерами звукозаписи в Сочи и Новополоцке

Dec 19, 2017 00:01

    В  финальной стадии расцвета застоя, когда Горби еще только осваивался в образе генсека, я увлекался рок-музыкой (и приближенной к ней), по больше мере советской. Ибо с одной стороны, не знал языков, а с другой - видел в ней проблески правды и надежды на свободу.  Видеомагнитофонов в реальном доступе еще не было, продукция грамзаписи радовала редко,  ТВ и радио  - еще реже, поэтому, словно ныне - интернет, важна была магнитофонная культура. В основном записи распространялись в формате самиздата, но существенная роль отводилась и киоскам звукозаписи (я так их называл, даже если они занимали комнату в ДК).  Это был бизнес, который, в общем-то, контролировался, но не абсолютно.  Главное, чтобы  киоскер знал меру, зато официальные платежные документы применялись отнюдь не всегда.  Как финансово, так и идейно.  При всем том, что таковые услуги были дороги, деятельность самого института стоит оценивать положительно.  Ибо в борьбе за клиентов, киоски старались брать и репертуаром, и качеством.  В те годы, хотя увлечение музыкой и приносила мне некоторые доходы (передачи для радио, тексты для дискотек, записи за деньги для неблизкого круга), киосками я пользовался редко. Но, будучи в поездках, с удовольствием подходил к ним, чтобы узнать , что в моде, нет ли каких-нибудь прорывных альбомов и вообще, как дела с бизнесом, цензурой, вкусами и т.д.  Поводом для данного поста стало обнаружение в старых тетрадках, куда я заносил, то, что меня интересовало в искусстве, описание двух разговоров с музкиоскерами.

СОЧИ.  КИОСК У КИНОТЕАТРА «СТЕРЕО». 1985 Г.

Наш разговор начался с того, что я случайно увидел у него официальное письмо, утвержденное городскими властями о разрешении тиражирования новых концертных записей  групп «Динамик», «Рок-ателье», С.Сарычева (от Московской обл. филармонии) и др.  И в т. ч. мне совсем не знакомых, хотя я довольно глубоко в теме. Я было заинтересовался названиями,  о которых «слышал  звон» и попытался  попросить  записать их мне. Всегда здорово, когда у тебя есть новье, тогда легко меняться пленками.  Но киоскер, не  без удовольствия в голосе, мне сразу же отказал. Причина - еще не продал бобины  с альбомами 1984 года, поэтому 85-й путь ожидает, а исключения он готов делать только за … три счетчика.   Наглость такова, что я даже не возмутился, а спокойно продолжил разговор.

Собеседник соизволил поведать о своем производственном цикле.  Он выбирает 20-30 альбомов советских исполнителей, в основном групп, как сам считает - наиболее прогрессивных и хорошо записанных. Их пишет на бобины, по одному на сторону, а остающееся место добивает чем-нибудь совсем уж модерновым.  Ныне в его обойме «Рок-сентябрь», «Телефон», «Оловянные солдатики»,  «Аэропорт», «Мозаика»,  «Волжане», «Интеграл», ну и, разумеется, «Машина времени», «Динамик», «Круиз», «Круг», «Карнавал»…  Хочешь купить - выбирай из того, что предлагается,  выполнять заказы и вообще что-либо менять  в подходе он решительно не намерен. «Тогда и разговаривать не о чем», - резко заявляет киоскер тем, кого не устраивает предложение.


(фото иллюстративно)
      Бахвалясь, мой собеседник говорит, что списками названий групп и альбомов  мог бы заклеить весь киоск, включая пол и потолок, но не видит смысла. Ведь люди почти всегда выбирают из того, что предлагается и крайне редко кем-то интересуются.  Например, о Градском до меня никто не спрашивал. На мой логичный вопрос, «Почему нет последних записей Боярского?» (везде фото этого актера)  - ответ такой: «А где их взять?».  Ведь среди успешных и полностью системных исполнителей, нет стремления запустить свои сочинения через магнитные альбомы.  Они могут годами дожидаться пластинок.  Про «Сузорье» мой собеседник не слышал, как и про что-нибудь другое неофициальное белорусское. А вот украинские альбомы попадают к нему часто, но нравится только «Дисплей».
      На этом месте он работает года три. Имеет обширные связи, как в музыкальных кругах, так во властях, комсомольских органах и милиции.  Через него  проходит множество записей, но в коммерцию он запускает единицы.  Стоит заметить, что этот человек таки иногда рискует, ибо тихонько предлагает и по его же тактичному выражению - «нерекомендуемые» альбомы.  От «Аквариума» до «Примуса» (от качества записи которого - в восторге).
       На провокационный вопрос - «Когда вас всех закроют (ведь точно не соответствуют идеологическим нормам) или (что почти одно и то же) разрешат записывать лишь продукцию  фирмы «Мелодия»,  киоскер благодушно ответил: «Такого не случится никогда».  Ведь в первом случае все совсем уйдет в подполье, а во втором, бизнес не выгорит.  Я правда привел ему убедительный пример из категории «у нас может быть все»  коли  важный идиот того захочет. Помогла с примером газета, лежавшая на столе у киоскера, в которой сообщалась  радостная весть о том, что впервые в истории РСФСР отменяются выпускные вечера. Ибо они противоречат курсу по борьбе с пьянством… На том и остановились.  Денег я у него не потратил, да и разговор много времени не занял. Мне вообще-то нравятся люди, которые действуют вопреки, но в данном случае остался неприятный осадок. Больно уж цинично проявилось паразитирование на музыке….

НОВОПОЛОЦК. ДОМ БЫТА. 1985 г.

Тут три киоска, но я воспользовался лишь одним, приобретя альбомы очень хорошего качества групп «Форум» и С.Сарычева. И благо, что не для себя, ибо слишком дорого (7-70 пленка и 8-10 - запись).  Дома послушаю, если понравится - перепишу и отдам бобину ее хозяину.  Кстати, так действую довольно часто, фактически являясь промежуточным звеном в распространении неформальной музыки.
       Этот киоск привлек приветливостью его хозяина, общительного хипповатого парня, который переехал в БССР около года назад, а ранее занимался тем же делом в Луге, что под Ленинградом.
На вопрос в лоб, сколь реально стоит запись пленки, он ответил - 8 копеек (т.е. в 100 раз дешевле, чем оплата). Остальное - прибыль и накладные расходы, в которые входят многие статьи.  От стоимости доставки до процента … исполнителям. Вот уж не думал, что музыканты в доле этого анархичного предприятия.  Могу лишь предположить, что так говорят те, которые пребывают на вершине бизнеса, чтобы оправдать высокую стоимость мастер-пленок.  Собеседник сказал, что артистов, желающих попасть в этот оборот множество, но далеко не все привлекают публику.
      К примеру, альбом  моднющего сейчас «Примуса», он получил еще в Луге, но заказывали его лишь 1-2 человека в месяц. И лишь когда этот ансамбль стали сильно ругать в прессе за растление молодежи и фактически антисоветскую направленность, он стал пользоваться огромным вниманием.  Киоскер - не только торгаш, но и активно интересуется музыкальным процессом.  И поэтому рассказывает, что тот же «Примус»  был интересен, пока в нем работал Юрий Лоза,  который, собственно и являлся студийным «Примусом». Но теперь он работает в группе Томской филармонии «Зодчие», а теперешний «Примус» - совсем другая команда, возглавляемая неким Ярославом Мироновым и поэтому, куда менее привлекательная.
     У киоскера есть «паспорта» - т.е. утвержденный список исполнителей с названиями и авторами композиций в альбомах.  Он бы хотел предлагать эту информацию клиентам, но пока не нашел в Новополоцке подходящей машинистки.  Да и не знает, поможет ли ему такой шаг в конкурентной борьбе. Ведь большинству это не интересно.
     Мой собеседник очень высоко ценит качество записи альбома неизвестной мне группы «Глаза». Как своеобразный эталон также использует «Круг-83».  Хорошо относится к тому, как звучат новые альбомы «Форума», «Круга», И.Саруханова, И.Николаева… Я не стал высказывать свое отношение к этим исполнителям, возможно киоскер тоже любит совсем другую музыку. А это просто работа….

шоу-бизнес, Сочи, ретро

Previous post Next post
Up