"Похороните меня за плинтусом": о фильме

Feb 26, 2010 00:01

«ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗА ПЛИНТУСОМ»
Россия, 2009, 117 мин., PG. Реж. Сергей Снежкин (”Цветы календулы”, “Брежнев”); в рол.: Саша Дробитько (Саша Савельев), Светлана Крючкова (Нина Антоновна), Алексей Петренко (Семен Михайлович), Мария Шукшина (Ольга), Константин Воробьев (Толик, он же “карлик-кровопийца”), Велерий Кухарешин (гомеопат), Роман Грибков (милиционер), Маргарита Бычкова (Галина Сергеевна), Анатолий Дзиваев (грузин в ресторане)

ЖАНР. Драма.

ВРЕМЯ. По историческим меркам с момента событий фильма прошло не так уж много лет, но мы то с вами знаем, сколь сильно изменилась жизнь для тех, кто в конце 70-х годов прошлого века был советским человеком. Разве мог кто-то из нас даже в страшном или же, наоборот, в счастливом сне представить, что «Союз нерушимый республик свободных» развалится, а «руководящая и направляющая сила эпохи» станет просто партией, к тому же, оппозиционной. Авторы представляемой картины приложили много усилий, чтобы передать ощущение того, что нынче невежливо принято называть «совком». Причем, на уровне людей, которых можно отнести к элите общества. Обратите внимание, сколь настойчиво проходит в ткани картины то, что в советское времена презрительно называлась «вещизмом». Тогда было очень важно уметь доставать (понятный всем советским людям термин) дефицит, поднимая этим не только материальный уровень жизни, но и самооценку. Впрочем, в картине рассматриваются и другие интересные нюансы того времени…

ВЕЧНЫЕ ЦЕННОСТИ. Ниже я буду делать акцент на биографической реалистичности событий данной ленты, поэтому хочу посоветовать: в любом случае не зацикливаться на конкретных персоналиях, а понимать, что в эмоциональном плане - это универсальная история. Ведь не счесть семей, в которых любят (а иначе и не умеют) подавляя личности и негодуя от проявлений индивидуальности. Пусть и с оговоркой: «это ведь ради твоего блага». Семейная тирания нередко ведет к объективно благим целям и реализуется с желанием добра, которое, по мнению домашних диктаторов, должно быть не только с кулаками, но и истеричным. Конечно же, им можно и посочувствовать, ведь физически трудно быть постоянно «на взводе», однако у жертв диктаторов, сочувствие к «палачам» обычно проявляется намного позже, когда негатив растворяется в дымке прошлого, а позитив становится конкретнее и идеализируется. Мне кажется, что любовь многих людей к СССР происходит по той же самой схеме. Поэтому, в моем представлении, у «Похороните меня за плинтусом» - словно бы две платформы: про семью и про страну. Но с точки зрения людей, которым ностальгия не застилает глаза, хотя и отдается должное тем, кто вырастил, воспитал и отправил в люди…

ПЕРВОИСТОЧНИК. Фильм поставлен по автобиографической повести Павла Санаева, которую он начал писать еще школьником (полагая, что получится весело), а опубликована она впервые была в 1996 году в журнале «Октябрь» и номинировалась на премию «Букер». И легко представить, что им было услышано после выхода повести, начинавшейся так: «Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу». Ведь знающие люди сразу уразумели, что «карлик-кровопийца» - это великий режиссер и актер Ролан Быков (Павел Санаев снялся в его фильме «Чучело»), мама - актриса Елена Санаева (вместе с Быковым они создали классических лису Алису и кота Базилио), дед - народный артист СССР Павел Санаев («Белые росы»), а бабушка - его супруга Лидия Санаева. Этих людей, как бы не складывалась их личная жизнь, за творческие успехи почитают миллионы людей. Так что выход «очерняющей» их светлый образ книги вызвал скандал. Мол, не дело выносить сор из такой избы. Но Павел спокойно относится к негативному восприятию, да и популярности книги не удивляется, ведь к ее идее хорошо относился Ролан Быков. Правда, Санаев утверждает, что будь живы дед и бабушка, он бы не решился на публикацию. Ведь они не стали бы разбираться, что в книге документально, а что художественный вымысел (а его немало), а просто бы ужасно обиделись. Из того, что в книге (и фильме) смягчено (не удивляйтесь) - бабушкина лексика. Ведь в общении с ребенком, она активно использовала очень жесткие конструкции мата. Эта грузная дама героически лечила внука от, как выяснилось, несуществующей болезни и до конца жизни считала его дурачком. Но Павел писал книгу вовсе не для того, чтобы задним числом отыграться. Наоборот, по его признанию, он делал все возможное, чтобы найти мотив оправдать и простить бабушку, пусть в нее и словно бы вселился бес. И считает, что это ему удалось.

О СЮЖЕТЕ. Просмотр чреват нервными потрясениями, поэтому советую быть к этому готовым, но фильм не пропустить. Итак, в СССР расцвет застоя и преуспевающий актер Семен Михайлович мог бы наслаждаться прелестями бытия. И большой богатой квартирой (с множеством замков в дверях), и рассованным по банкам с продуктами и книгам купюрами, и «Волгой», и финским магнитофоном, и массой икры в холодильнике… Но в его семье расслабиться практически невозможно. Ведь супруга Нина Антоновна неустанно ведет битву с дочерью Ольгой, зятем Толиком, мужем и внучком, буквально измываясь над ними. Хотя с пребывающими за рамками близкого круга, она, как правило, подчеркнуто корректна. И при этом, Нина Антоновна, конечно же, желает всем добра, просто окружающие не соответствуют ее представлениям о нем. Ведь дочь «связала свою жизнь с уродом», а плод ее прежней любви - мальчик Саша «расплачивается за грехи этой потаскухи». Поэтому еду он обязан жрать, а таблетки (от очень серьезного недуга) бабушка регулярно грозит затолкать ему в глотку. Нина Антоновна почти никогда не бывает в добром расположении духа, зато запросто доходит до состояния истерических припадков. В таких условиях мальчик тем более идеализирует изгнанную из дома и не допускаемую даже на его день рождения маму. Саша оторван от школы, двора, по сути детства и ему всерьез кажется, что бабушка с дедом маму убили. Похоронить за плинтусом ребенок просит разрешения пойманную дедом мышку, но в ответ…

ПЕРСОНАЛИИ. Конечно же, Санаев, будучи модным режиссером (среди его лент «Нулевой километр» и «На игре»), подумывал об экранизации своей повести, но понял, что еще раз пережить все это будет для него слишком. Да и зачем? Поэтому передоверил право на постановку маститому С.Снежкину (”ЧП районного масштаба”, “Невозвращенец”), ограничившись функциями сценариста и лишь попросив, чтобы главную роль доверили его маме Е.Санаевой. Но, судя по всему, в дальнейшем мнение Павла не очень учитывали при создании фильма, внеся серьезные изменения и в драматургию, например, изменив финал (отчего он довольно странен). Прочитав повесть, Снежкин «понял, что при определенном изменении идеологии повествования там будет, что играть актерам. И на этом материале можно прикоснуться ко времени, к психологии людей». А главную роль, на мой взгляд, весьма логично он поручил 58-летней С.Крючковой («Большая перемена», «Царская охота»). В ее исполнении кожей ощущаешь, присущую персонажу деспотичность. По признанию Светланы, она настолько вжилась в роль, что устала от нее и хочет поскорее забыть эту бабушку. 7-летний питерский школьник Саша Дробитько («Блудные дети») справился с трудной задачей и теперь продолжает кинокарьеру. Но, отвечая на вопрос о нем, Крючкова сообщила следующее: «С мальчиком были хорошие отношения, мне режиссер даже говорил “отойди от ребенка, не проявляй прилюдно любовь, он должен тебя ненавидеть”. Однако, мальчик этот неблагополучный, у него более
жесткая жизнь в реальности, чем в нашем фильме». На вопрос, «Мальчик играл или просто не мог иначе?», Снежкин ответил так: «Наверное, играл. Он другой -- замкнутый как устрица, хитрый. На эту роль мы пробовали около 400 детей. Я понял, что с детьми надо работать очень жестко, также как и с взрослыми».

ПРОЧАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Съемки проводились в Петербурге, хотя события происходят в Москве. Была специально найдена огромная расселенная коммуналка на Васильевском острове. Крючкова номинировалась на премию «Золотой орел», а Шукшина -- на премию «Белый слон». Номинация на премию блогосферы «Жорж» за фильм. Участие в фестивале «Кинотавр». Фильм-закрытие фестиваля «Окно в Европу». Сборы в России $1,13 млн. Бюджет $1 млн. Бюджет $1 млн. Рейтинг IMDb - 7/141 голос.

кинематограф

Previous post Next post
Up