В статье Станислава Величко «Твоих домов наряд чудесный», опубликованной в журнале «Наука и жизнь» (ноябрь 1999 г.
http://www.nkj.ru/archive/articles/9925/) и во многом послужившей отправной точкой моих розысков московской майолики, находим следующие строки:
«Два следующих дома находятся в разных частях города, но есть что-то родственное, похожее в украшающих их керамических панно. Дома эти расположены в глубине кварталов; авторы не рассчитывали на посторонних зрителей, отсюда - камерные размеры композиций.
В доме на Б. Якиманке, 40 над окнами второго этажа размещено майоликовое панно, состоящее из семи частей. Высота панно в две плитки, проходит оно как единая горизонтальная тяга и лишь местами разрывается изгибами верхних эркеров.
В корпусе на Б. Садовой, 4 панно установили над первым этажом, и высотой оно всего в одну плитку. Сюжеты композиций на этих двух зданиях похожи: сельский и приморский пейзажи, напоминающие фламандские. Изображены острова с деревеньками, мельницы, заливные луга. По воде плавают рыбацкие шхуны, а на берегах стоят парочки - рыбаки с женами.»
Фрагмент панно, опубликованный в «Науке и жизни».
Поскольку дом №4 на Большой Садовой является хорошо известным особняком Ф.Шехтеля, ошибка здесь очевидна. В надежде разыскать истинный дом с майоликой я прошел всю Садовую улицу - однако так ничего и не обнаружил. Выходит, или я недостаточно внимательно искал, или это не Садовая. Зато другой дом с «фламандскими» сюжетами оказался на своем месте!
К сожалению, на своем месте дом не столько «оказался», сколько «казался», поскольку исторического здания доходного дома по этому адресу больше не существует.
Как сообщает "Хроника уничтожения старой Москвы: 1990-2006" (М., 2006), (
http://www.russist.ru/inspector/black-book2.htm): «Доходный дом, построенный в начале 1910-х годов, принадлежал тогда швейцарским гражданам. Память об этом обстоятельстве сохранял керамический фриз над вторым этажом, изображавший пейзаж этой европейской страны. Дом снесен в середине 1990-х годов, ныне заменен новоделом».
К 1995 году жилой дом был расселен и выкуплен банком «Империал», который благополучно снес старое здание и выстроил на его месте нечто отдаленно напоминающее облик прежнего здания, надстроенное и поновленное. Официальным языком оно описывается так: «Отдельно стоящее
здание на Большой Якиманке, д. 40, площадью 8411,5 кв.м., состоит из 6 этажей, мансарды, и подвала. Имеется подземный паркинг на 30 машиномест, есть банковское хранилище. Введено в эксплуатацию в 1998 г.» В 1998 году банк туда въехал. В виду ряда перипетий с отзывом у банка лицензии в 2006 году «административное здание» предлагалось на продажу в открытых источниках за $57 млн. В настоящее время находится в собственности холдинга «Интеррос» (
http://www.zdanie.info/2390/2391/news/73).
Однако, на первый взгляд новизну дома выдают только пестрые мозаики на фронтонах боковых фасадов, оживляющие их сухую поверхность, но мало гармонирующие с историческим фасадом, облицованным белым «кабанчиком» с изумрудно-зелеными карнизами и оконными перемычками и узким семичастным майоликовым панно с заморскими пейзажами в зелено-голубых тонах. Однако, после сноса самого здания гармония, по-видимому, не очень волновала заказчиков.
И тем не менее, чудесное панно как-будто бы осталось на старом месте. Вопрос только в том, является ли оно подлинным или новоделом, как и все здание? Внимательное рассмотрение картины обнаруживает отсутствие каких бы то ни было признаков столетней давности. Все плитки находятся в идеальном состоянии, что скорее склоняет к мысли о новоделе...
Некоторую дополнительную информацию дает обнаруженная на сайте
http://www.russist.ru черно-белая фотография с изображением фрагмента подлинного панно и двух окон второго этажа. Сравнение одной лишь рустовки на старом и новом здании говорит о значителньых переделках. Также обращает на себя внимание обрамление панно: на подлинном, помимо темного (зеленого) контура-рамки мы видим и ряд белых плиток-«кабанчика», отсутствующих на современном здании.
Фрагмент фасада подлинного дома №40 (исходное фото с сайта
http://www.russist.ru) и его современный аналог.
Изображенный на черно-белой фотографии фрагмент композиционно соответствует части современного шестого панно, размещенного на четвертом слева прясле фасада над аркой портала. Однако, только при условии инвертирования одного из изображений. Возможно, представленное черно-белое фото является инвертным. При внимательном сравнении деталей панно, насколько это позволяет разрешение старого снимка, становится заметно еще большее различие. Различие, свидетельствующее явно не в пользу подлинности современных панно... Судите сами по представленным ниже снимкам. Низкое разрешение не позволяет нам говорить о качестве исполнения подлинного панно (новое выполнено безупречно), однако разница в трактовке деталей пейзажа очевидна.
Фрагменты современного и подлинного панно (фотография инвертирована).
Закончив таким не самым веселым образом наше вступление, обратимся к рассмотрению декоративного убранства дома, пускай и новодельного.
Панно высотою в две плитки расположены на зеленом фоне карниза между вторым и третьим этажами дома. Аналогичный майоликовый карниз, но уже без панно, расположен между пятым и шестым этажами, выделяя таким образом плоскость фасада трех средних этажей, облицованную светло-серым кабанчиком. Окна третьего этажа украшены декоративными квадратиками-«ушками» из зеленного «кабанчика», а окна четвертого - горизонтальными перемычками. Окна пятого этажа врезаются в декоративный карниз, выше которого идет серая оштукатуренная поверхность стены шестого этажа и мансарды. По вертикали фасад расчленен на пять облицованных кабанчиком прясел, разделенных четырьмя оштукатуренными эркерами, лишенными декора. Три центральных прясла в средней их части отделены от эркеров вертикальными полосами зеленого «кабанчика».
Общий вид новодела №40 на Большой Якиманке.
В виду отсутствия у меня общей фотографий фасада подлинного дома судить об идентичности декоративного убранства существующей и снесенной построек я не берусь.Обратимся теперь к самому интересному: панно с пейзажами.
Сюжетное панно состоит из семи частей с сельскими видами: зеленые луга с желтыми тропинками и гуляющими гусями, покосившиеся деревянные изгороди из толстых брусьев, маленькие одноэтажные домишки, разбросанные то здесь то там и уходящие за горизонт, мощеные квардратными плитами с железными кольцами для швартовки рыбацких лодок причалы и плывущие по глади волн шхуны с белыми парусами, да парящие чайки. Кое-где на тропинках и причалах «мелькают женщины в платках» и синих платьях с белыми передниками, то под руку с корзиной, то с вязаньем, и мужчины в блузах, брюках и темных кепках с козырьком. Где-то вдалеке маячат ветряные мельницы. Настоящая идилия сельской жизни!
Отдельные части панно имеют разную длину и не связаны друг с другом композиционно. Для удобства ниже представлена склейка всех семи частей по вертикали, а ниже - отдельные наиболее замечательные фрагменты со сценками швейцарской жизни. Собственно, именно отсутствие морских пейзажей и выдает не-фламандское происхождение рисунков. Обращает на себя внимание с любовью исполненная деталировка сюжетов, делающая эти пейзажи настоящими зарисовками уличной сельской жизни. К сожалению, автор пейзажей пока остается для нас неизвестен.
Общий вид семи частей панно (сверху вниз на рисунке - слева направо на фасаде)
Фрагменты панно.
Рассмотрев убранство главного фасада, завернем за угол и пройдем в пока еще доступный дворик. Дворовой фасад здания имеет аналогичную структуру декора с тем лишь отличием, что эркер у него всего один - по центру, а плоскость фасада, за исключением карнизов и вертикальных полос, оставлена без облицовки светло-серым «кабанчиком». Впрочем, по сути даже карнизы выложены уже не из «кабанчика», а из современной зеленой плитки.
Дворовой фасад дома №40.
Во дворе дома сохранилось второе здание, подлинное - корпус №1, парадный фасад которого сплошь покрыт кабанчиком, с похожими зелеными карнизами и оконными сандриками. Под венчающим карнизом восточного фасада этого корпуса, обращенного к дому №40, зеленым по белому выложена дата постройки: «1913». По всей видимости, доходный дом по красной линии улицы был выстроен в то же время или немногим ранее.
Отметим сохранившуюся первоначальную столярку на окнах квартир и лестничных клеток, а также еще одну любопытную деталь: нижняя часть угловой «филенки» выложена не зеленым, а коричневым кабанчиком! Просчитались в необходимом количестве «кабанчика» при строительстве, так что пришлось спешно докупать тот цвет, который был в наличии?
Дата постройки дома №40, корп.1 Угол дома с коричневым «кабанчиком».
Главный фасад дома №40 корп.1, обращенный во внутренний дворик.
Боковой фасад дома №40 корп.1. Фрагмент главного фасада дома №40 корп.1.
Сандрик окна четвертого этажа. «Ушки» над окном третьего/пятого этажей.
Венчающий карниз и окна шестого этажа. Окна лестницы между 2-м и 3-м этажами.
В завершение, по традиции приведем изображения квартала с описанными домами с GoogleEarth, а также фрагменты планов города 1852-53 гг., 1601 г. и 1913 г. Правда, толку от них в данном случае оказалось весьма мало.
На 1852 год участок по четной стороне Большой Якиманской улицы между перулками Бабий городок и Якиманский занимали семь дворов со строениями, главным образом располагаюшимися по красной линии улицы. Все они, судя по всему, на сегодняшний день утрачены. Из старой застройки квартала сохранилась церковь преподобного Марона Пустынника на Бабьем городке 1730 года, хорошо заметная как на плане 1852 года, так и на фотографии со спутника. План 1913 года ниакой дополнительной информации о доме №40 нам не дает.
Адрес-календарь 1901 года отмечает следующих домовладельцев четной стороны Якиманки от Бабьегородского до Якиманского переулков: №36 - Ефимов Серг.Еф., №38 - Штром Александр Вас., №№40-42 - Лепешкина Мар. Рейнг., №44 - Оконешноков Серг. Петр., купец, №№ 46-48 - Оконешников Пав.Серг., №50 - Оконешникова Екат.Пав., купчиха, №52 - Лухсингер Ида Фед., №54 - Глинская Мар.Петр. Итого десять домовладений.
В настоящее время нумерация домов по красной линии улицы от Бабьегородского до Якиманского переулков такова: занимающий более половины квартала советский жилой дом №32, административное здание №40 и №44. Дома №№ 38, 44 располагаются вглубине квартала. Поскольку современный дом №40 располагается в некотором отдалении от углового дома №44, наиболее вероятно предположить, что он был построен на участке, принадлежавшем в начале века купеческому семейству Оконешниковых. Учитывая цитировавшееся в нашей заметке упоминание о швейцарских гражданах, являвшихся владельцами дома с майоликовым панно, имена которых не угадываются в приведенном списке домовладельцев, разгадку тайны следует искать в более поздних изданиях адрес-календаря «Вся Москва». Придется тряхнуть стариной да выбираться в Ленинку!
Современный вид квартала со спутника (Google Earth). Фрагмент плана 1852-53 гг.
Схема улиц из адрес-календаря 1901 г. Фрагмент плана 1913 г.
POST SCRIPTUM
Если кто-нибудь располагает какой-либо дополнительной информацией по данному дому, в особенности - его фотографиями до 1995 года, огромная просьба - поделитесь со мною! А то история оказалась пока неполной.