Давид Монтеагудо
"Конец". Ещё одна книга, прочитанная в рамках ознакомления с испанской фантастикой. Фантастический триллер. Группа старых друзей встречается после почти четвертьвековой разлуки в отдалённом туристическом приюте. Когда-то они провели в нём незабываемую ночь и тогда же решили встретиться вновь ровно через двадцать пять лет. Время пришло. Собрались все (плюс жена одного героя и подруга другого), кроме Пророка, над которым компания когда-то жестоко подшутила. Компания ждёт его прибытия, в надежде помириться, и тут исчезает свет. Причём не только свет, но и люди в близлежащем посёлке. Компания пускается в путь к ближайшему городку, всё больше убеждаясь, что мир изменился, и подозревая в этом Пророка...
Собственно из фантастического в книге только исчезновение света (точнее электричества - давно, кстати, хотел почитать про мир после конца электричества) и людей. Причём исчезновение никак не поясняется, ни рационально, ни мистически. Похоже, главным для автора было понаблюдать за группой совершенно разных людей, попавших в непонятную стрессовую ситуацию, а как ситуация возникла - пусть читатель думает сам.
Читается неплохо. Опять же отдельный интерес представляют испанский колорит и особенности современной испанской жизни. Можно рекомендовать любителям не очень триллерных триллеров.
P.S. По роману снят
одноимённый фильм (на испанском - одноимённый, на русском - называется "Конец света"). Сюжет развивается довольно близко к тексту, однако конец изменён (стал оптимистичней, но и банальней), часть событий сдвинута по времени, и часть персонажей исчезли/переименованы/перемешаны. Мой отклик о фильме можно почитать
здесь.
Тед Чан
"Жизненный цикл программных объектов" Самая большая на сегодня повесть Теда Чана. На этот раз об искусственных интеллектах и связанных с ними проблемами. Как сугубо техническими, обусловленными устареванием программного обеспечения, так и гуманитарными, обусловленными человеческим фактором. Некая фирма создаёт цифровых существ, "дигитантов", которых продаёт в качестве домашних питомцев, вроде тамагочи или хомячка. Причём поначалу уровень интеллекта этих дигитантов соответствует детёнышу обезьяны, но постепенно, в ходе общения с людьми и друг другом, развивается. Фактически получается, что ИИ не создаётся готовым, как обычно принято в фантастических романах, а проходит цикл развития и взросления, подобно животным и человеку. Как обычно, Тед Чан анализирует поднятую проблему весьма подробно и с разных сторон, давая обильную пищу для размышлений. В этот раз однако, автор, пожалуй, настолько погрузился в разностороннее рассмотрение вопроса, что собственно литературная часть выглядит слишком сухо, а человеческие персонажи сугубо утилитарны. Возможно, это связано с тем, что Чан не привык писать таких больших текстов, а, может, тема настолько ему близка, что не хотелось отвлекаться на несущественные мелочи, вроде пробуждения и поддержания интереса у среднестатистического читателя, чтобы не забыть осветить ещё какой-нибудь аспект.
Рекомендую любителям интеллектуальной НФ.
Дуглас Престон, Линкольн Чайлд
"Кабинет диковин" Третий роман
цикла "Пендергаст". Детективный триллер с фантастическим элементом. Главный герой весьма своеобразен - безупречный джентльмен (естественно, южанин из Нового Орлеана), не стеснённый в средствах, который фактически проводит частное расследование и в то же время является агентом ФБР. Расследует же этот странный вольный агент серию необычных убийств, произошедших в Нью-Йорке в начале 80-х годов XIX века. Подозревается некий профессор Энох Ленг, в те времена снимавший этаж в здании одной из многочисленных нью-йоркских кунсткамер, под фундаментом которого обнаружены многочисленные скелеты. Ленг искал средство для продления жизни и вполне мог ставить эксперименты над людьми. Пендергасту вольно или невольно помогают сотрудница музея археолог отличница, комсомолка, спортсменка и просто красавица Нора Келли, молодой журналист "Нью-Йорк Таймс" и полицейский с небезупречным прошлым. Неожиданно оказывается, что вроде бы совершенно архивное дело связано с современностью - в Нью-Йорке начинаются убийства, по почерку в точности повторяющие преступления стотридцатилетней давности...
Значительная часть действия происходит в Американском музее естественной истории, где работает Нора, и авторы упоминают события какого-то из предыдущих романов цикла, которые происходили там же (похоже, придётся искать первый роман). Музей управляется эффективными менеджерами™, с соответствующими последствиями для собственно музейной работы, да и расследованию дела эта управляющие отнюдь не способствуют. Полиция тоже пытается вставлять Пендергасту палки в колёса. Да и сам злодей тоже не стоит безучастно в стороне, и не все персонажи доживут до конца романа. Но добро, конечно же, восторжествует.
Написано увлекательно, сюжет весьма лихо закручен, но в смысле применяемых приёмов нагнетания простовато. При чтении периодически вспоминался
роман "Меж двух времён" Джека Финнея, очевидно потому, что преступления происходили практически в то же время (1881 г., у Финнея - 1882 г.) и один из применяемым Пендергастом методов напоминает метод, использованный в этом романе. Возможно авторы "Кабинета..." его тоже читали, или существует некий общий первоисточник.
Можно рекомендовать любителям детективных триллеров, особенно тем из них, кто любит Нью-йорк.
Альберт Санчес Пиньоль
"Пандора в Конго" Третье произведение, прочитанное в рамках ознакомления с испанской (конкретно в данном случае - каталонской) фантастикой. Вторая книга
условного цила "Страхи" (определение взято с Фантлаба). Главный герой Томас Томсон, литературный негр, нанятый для написания романа на основе рассказов ожидающего суда преступника, которого почти наверняка должны приговорить к смерти. История, которую рассказывает Маркус Гарвей, упомянутый преступник, выглядит совершенно фантастичной, но поскольку действие происходит где-то в джунглях Конго (которые главгер упорно именует сельвой, в чём, возможно, виноват переводчик) Томсон верит в неё, и даже заочно влюбляется в главную героиню - красавицу из подземной гуманоидной расы тектонов.
Роман стилизован под популярные произведения начала 20-го века - этакий простодушный романтизм со страстями и контрастными персонажами. Повествование ведётся от имени самого главного героя, который через много лет, уже в конце 20-го века, вспоминает молодость и историю создания своего главного произведения. Сам описываемый роман полон характерных для упомянутого периода и рода литературы (да и не только) противоречий и несуразностей, но Пиньоль пишет хорошо, так что несмотря на все эти несуразности продолжаешь читать книгу с неослабевающим интересом, списывая их на качественную стилизацию. А в конце оказывается, что все эти несуразности имеют объяснение... Но здесь, пожалуй, стоит остановиться.
Рекомендую любителям своеобразной ненаучной фантастики, переплетающейся с реализмом.