Отсмотрел сериал "Шерлок Холмс", Россия, 2013 г.
Холмс и Ватсон, похоже, обрели уже статус античных богов, и их светлые образы не использует в своих целях только ленивый. В последние десять лет это особенно заметно. Естественно, не могли остаться в стороне от этого праздника жизни и российские телевизионщики. Сериал состоит из восьми двухсерийных фильмов, объединённых сквозным сюжетом, и использующих имена персонажей и отдельные эпизоды из рассказов Конан Дойла. Авторы сериала решили глумиться на Холмсом и Ватсоном в стиле "нэ так фсо ано било" и исходили из тезиса, что рассказы Ватсона, как и положено литературным произведениям, искажают и приукрашивают реальность. В результате получилось нечто, напоминающее попытку современных ролевиков изобразить дореволюционных российских студентов-разночинцев, играющих пиесу из английской жизни собственного сочинения.
В последнее время я уже несколько свыкся с тем фактом, что современные трактователи полагают, что лучше самого автора знают, о чём он писал, и борюсь с инстинктивным негодованием при помощи простого приёма - даю персонажам клички и смотрю фильм, как нечто не имеющее ни малейшего отношения к заявленному первоисточнику. В этот раз у меня получилось нечто вроде "Приключений Шурика и Контуженного" (Шурик из "Кавказской пленницы" - один в один). Правда, приёма хватило только на два первых фильма, поскольку дальше авторы понесли такую пургу, что только уважение к исполнителю роли Контуженного, ныне покойному Андрею Панину, заставило меня не прекращать просмотр. И на последних двух фильмах приём снова начал работать (или просто "Ватсон к трубке привык"?). В сериале, кстати, снялось несколько известных артистов - Михаил Боярский (Легавый), Алексей Горбунов (Тёмный Властелин, он же Базилио), Ингеборга Дапкунайте (Хозяйка), а в эпизодических ролях промелькнули Леонид Ярмольник, Игорь Скляр, Александр Адабашьян, Александр Лыков и Светлана Крючкова.
Авторы, похоже, никак не могли выбрать нужную интонацию, и развесёлый стёб с простецкими шуточками и намёками на известные роли, сыгранные ранее участвующими в сериале артистами, перемежается др-р-раматическими сценами в стиле жестоких романсов. А ещё порой возникают пропагандистски прямолинейные диалоги и монологи, призванные разоблачить то ли врагов России, то ли наоборот. Ну и в деталях авторам надо было бы быть поаккуратней, поскольку упоминание Елизаветы II в Англии конца XIX века попахивает машиной времени, а о периодическом техническом бреде я скромно умолчу. О качестве же игры большинства артистов в современных российских сериалах я уже несколько раз писал, так что повторяться не буду. Станиславский измученно хрипит в углу.
В целом пару первых и пару последних фильмов можно посмотреть в чисто развлекательных целях, а остальные в качестве мостика между первыми и последними.