Стэн Шанпайк, денацификация и бесовская прелесть

Nov 29, 2019 20:12



Сегодня речь у нас пойдёт о персонаже, которого даже персонажем второго плана трудно назвать - так, человек, эпизодически мелькающий на страницах семитомной эпопеи. И тем не менее - неожиданно важный для раскрытия других образов. Я говорю о Стэне Шанпайке.



Стэн Шанпайк. Таким его увидел режиссёр фильма
"Гарри Поттер и узник Азкабана" Альфонсо Куарон

Как известно, Стэн Шанпайк в шестом томе Поттерианы был арестован по приказу министра магии Руфуса Скримджера, что стало причиной неприязни к последнему со стороны Гарри. Скримджер опасался, что кондуктор автобуса "Ночной рыцарь" может быть связан с сектой пожирателей смерти, так как он хвастался, что ему известны их планы. Гарри же, имевший удовольствие общаться со Стэном, знавший, что Стэн любит прихвастнуть, чтобы придать себе значимости в глазах собеседника, считал обвинение необоснованным и резко выступал против этого ареста. Известно также, что в седьмом томе Поттерианы Стэн действительно оказывается в рядах пожирателей смерти, преследующих Гарри (глава "Семеро Поттеров). Однако Гарри, отбиваясь от наседающих на него со всех сторон пожирателей, всё же успевает заметить, что Стэн находится под действием зомбирующего заклятия "Империус", и потому лишь обезоруживает бывшего кондуктора, но не атакует. "Я не стану убивать людей только за то, что им случилось преградить мне путь, - объяснил впоследствии свой поступок Гарри. - Этим пусть занимается Вольдеморт!"

Посыл, содержащийся в данной истории, достаточно очевиден. Даже в условиях войны (а противостояние добрых волшебников приспешникам "тёмного лорда" Вольдеморта однозначно трактуется героями Поттерианы как война) следует делать различие между истинными врагами, теми, кто разделяет преступную идеологию твоего противника, и теми, кто случайно оказался вовлечён в водоворот событий на неправильной стороне в силу тех или иных обстоятельств. Последние, по существу, не виноваты, что сражаются против сил Добра, и потому относиться к ним надлежит с максимально возможным милосердием.



Роулинг доводит ситуацию до логического предела: Стэн под "Империусом" просто не соображает, что делает. В реальной жизни, конечно, так не бывает, чтобы человек полностью утратил контроль над собой (если он, конечно, психически здоров). Однако, и в реальной жизни нередки случаи, когда вполне хороший человек попадает под влияние дурной философии. И в этих случаях перед христианином встаёт аскетическая задача разграничить человека  и его неправильные убеждения, суметь увидеть в своём оступившемся собрате то хорошее, что заложил в нём Творец, а увидев - уже попытаться, если это, конечно, ещё возможно, выпутать его из того логического тупика, в который он себя загнал. Если же такого человека ненавидеть, то только сильнее запрёшь его в темнице его ложного и опасного мировоззрения.

Помимо моментов чисто миссионерских, в истории Стэна Шанпайка просматриваются и чёткие исторические аналогии. Это - процесс денацификации, происходивший в Европе после окончания Второй Мировой войны. Нюрнбергский трибунал вынес смертный приговор или осудил на длительное заключение лишь главарей нацистского режима и карателей, наиболее запятнанных преступлениями против мирных граждан. Но рядовых солдат вермахта, равно как и тех, кто ковал им оружие в тылу, уголовное преследование не обрушилось. Этих людей, в силу трагических исторических обстоятельств вовлечённых в орбиту нацистской идеологии и зачастую просто не имевших возможности её отвергнуть (как по причине террора со стороны нацистской диктатуры, так и по причине нехватки альтернативной информации) постарались перевоспитать, помочь им преодолеть те преступные идеи, которые толкнули их на путь бессознательного служения злу. Ужасы нацизма этим людям продемонстрировали наглядно - например, вынудив присутствовать при захоронении жертв гитлеровских концлагерей, а то и непосредственно участвовать в погребении. С большинства хватило - в Германии до сих пор слово "нацист" считается бранным, некоторые немецкие писатели послевоенного поколения создали потом очень яркие книги о том, как они изживали в себе фашистов и возвращались к нормальной человеческой жизни. Роулинг, разумеется, не может не знать этой истории. И из её осмысления рождается образ Стэна Шанпайка и закономерно милосердное отношение к нему Гарри Поттера.



Денацификация Германии. пленным солдатам вермахта демонстрируют кинохронику
об ужасах нацистских концлагерей



... и лица этих солдат после кинопоказа, впервые осознавших, какому
чудовищному злу они служили

Однако, это только на первый поверхностный взгляд. Но если приглядеться к текстам Поттерианы внимательнее, то смысл истории Стэна Шанпайка окажется намного глубже и позволит прояснить один важный аспект духовной жизни. В самом деле, почему именно Стэн оказался безвольной марионеткой в руках пожирателей смерти? Почему никто из преподавателей Хогвартса (большинство из которых состояли в Ордене Феникса) так и не подвергся зомбирующему заклятию (ну, не верю я, чтобы внедрённые Вольдемортом в Хогвартс брат и сестра Кэрроу ни с кем не пытались такое проделать!), почему не стали безвольными марионетками пожирателей не только ребята из Золотого Трио (Рон, поддавшийся тлетворному влиянию горокракса, в итоге очень быстро от этого влияния освободился), но и никто из Отряда Дамблдора, несмотря на то, что в отряде состояли исключительно школьники, особыми волшебными навыками отнюдь не блиставшие? А вот Стэн такой марионеткой стал.

По счастью, нам не надо гадать. Роулинг в четвёртом томе своего повествования исчерпывающе (на примере Гарри Поттера) пояснила, как нужно противостоять заклятию "Империус". Контрзаклятия тут не помогут. Тут надо собрать в кулак всю свою волю (что сделать тем труднее, что заклятие "Империус" полностью опустошает сознание подвергшегося ему человека) и ни в коем случае не исполнять приказов зомбирующего тебя мага. А такая сильная воля может быть только у человека, чётко осознающего, за что и против кого он борется, и именно по причине такого осознания не желающего идти на компромиссы с врагом.

И вот тут мы подходим к парадоксальному факту. Оказывается, арест Стэна Шанпайка в 6-м томе не был такой уж вопиющей несправедливостью. Да, Стэн не был сторонником пожирателей смерти. Но эта секта, несмотря на все её жуткие преступления (о которых юный Шанпайк отлично знал!), пробуждала в нём интерес, любопытство. А по целому ряду вопросов - и всецелое согласие. Вспомним первую встречу Гарри Поттера со Стэном. Гарри путешествует в автобусе "Ночной рыцарь", спасаясь от вспугнувшего его огромного чёрного пса. И по пути разговаривает со Стэном. По ходу разговора следует логичный вопрос:  "А маглы не видят автобус?" Ответ Стэна таков, что всерьёз заставил некоторых православных писательниц и педагогинь подозревать его в сатанизме и расистском презрении к человечеству: "Маглы? Да они ничего не слышат и не видят! Они вообще тупицы!" Правда, Стэн тут же пугается, услышав имя Вольдеморта (что, вероятно, и послужило для Гарри главной причиной уверенности, что Стэн не имеет отношения к пожирателям), но презрение к людям, не имеющим волшебных способностей, явно роднит его с "тёмным лордом".



Знакомство Гарри Поттера со Стэном Шанпайком.

Следующая встреча Гарри со Стэном происходит в четвёртом томе, где Гарри наблюдает разговор Стэна с болгарскими вейлами. И слышит, как кондуктор "Ночного рыцаря" хвастается, что скоро станет самым молодым в истории министром магии. Так что апломб у этого парня истинно слизеринский, несмотря на скромность занимаемой им должности. И это тщеславие роднит его со многими пожирателями, чей расчёт строился именно на том, что Вольдеморт, дорвавшись до власти, поможет и им возвеличиться.

Разговоры Стэна в шестой части о том, что ему известны планы "пожирателей смерти" - такая же попытка придать себе значимости, не более. Но именно эта попытка и становится роковой - Стэна арестовывают.

Что же мы видим? А мы видим определённое духовное сродство Стэна с пожирателями. Конечно, это сродство не доходит до полного и безоговорочного согласия, но и причин для сопротивления владычеству тёмного лорда Стэн не видит. В сочетании с паническим страхом перед тёмным лордом это создаёт идеальную ситуацию для того, чтобы Стэн сделался безвольной жертвой  "Империуса". Когда Вольдеморт устроил своим сторонникам массовый побег из замка Азкабан, он не забыл и Шанпайка, который оказался всецело в его руках. Смертельно испуганный таким "соседством", подавленный влиянием дементоров, а главное - не имеющим особых стимулов сопротивляться пожирателям. Его воля не просто поддалась "Империусу", не устояла перед чарами - она и не сопротивлялась этим чарам.

А из этого следует более чем наглядный урок для нас с вами. Оказывается, соблюдение Божиих заповедей - вопрос не столько послушания Богу, сколько нашей же собственной духовной безопасности. Ведь тот, кто регулярно допускает в свою душу греховные помыслы, не противится им, не кается в них, а тем более - тот, кто доводит их до практики, кто привыкает ко греху, тот становится очень уязвим для прямых бесовских внушений, и вполне может настать такой момент, когда волю этого человека будет контролировать не он сам, а инфернальные силы. Чтобы этого не произошло, чтобы наша душа смогла сохранить в чистоте богоданную свободу, всегда нужно помнить, какое чудовищное зло охотится за нашими душами, на какие мерзости оно способно подбить человека. А помня - сопротивляться греховным помыслам так, как мы противимся прямой вражеской пропаганде.

И напоследок стоит обратить внимание, что из-за Стэна Шанпайка происходит конфликт между Гарри Поттером и его наставниками. Гарри, со свойственным ему подростковым максимализмом настаивает на невиновности Стэна - ведь под воздействием "Империуса" он действительно не ведал, что творит. По тексту заметно, что одобрение самой писательницы - именно на стороне Гарри и его максимализма. Но его наставники - в первую очередь Римус Люпин, уже не первое десятилетие воюющий против сторонников Вольдеморта, - возмущены его неуместным благородством. "Гарри, время разоружать их прошло! - пытается втолковать своему бывшему ученику Люпин. - Эти твари пытаются схватить и убить тебя! Если ты не готов убивать их, так оглушай, по крайней мере. Любой Пожиратель смерти - да, если честно, просто любой человек - ожидал бы, что ты ответишь ударом на удар. Экспеллиармус - заклинание полезное, Гарри, но Пожиратели, похоже, считают его твоим фирменным приемом, и я тебя очень прошу, постарайся, чтобы оно им не стало!"



Римус Люпин

За Гарри Поттером - несомненная правда христианской этики на её предельной, сверхчеловеческой высоте. Но своя правда - правда житейского и военного здравого смысла, которую церковная мысль никогда не оспаривала - есть и у Люпина. В бою нет времени и нет возможности разбирать, кто нацелил на тебя оружие, идейный ли перед тобой враг, или случайно заблудившийся человек, оказавшийся на стороне врага в силу не зависящих от него обстоятельств. В бою тот, кто направил на тебя оружие - твой противник, и если ты откажешься сражаться с ним из высокоморальных принципов, ты можешь не только зазря загубить собственную жизнь, но и подвергнуть опасности жизни других ни в чём не повинных людей, которых военная обстановка поставила в зависимость от твоего успеха на поле боя. А возможно - и судьба всего противостояния (в случае с Гарри это заметно особенно выпукло) в этот миг зависит лишь от тебя. А значит в бою ты не имеешь права на абстрактный гуманизм. В бою твоя цель - победа, и лишь поверженному врагу ты вправе оказать милосердие. Не потому, что христианская этика абсурдна и не имеет отношения к реальному миру, а именно потому, что война - сама по себе зло, и на войне зачастую приходится выбирать не между злом и добром, а из двух возможных зол - меньшее. Грань, которую не должен переступать сражающийся воин, очень тонка. Но и позволить непобеждённому врагу продолжать сопротивление - это не милосердие, а глупость, последствия которой могут оказаться самыми трагичными. Слова Люпина удивительным образом перекликаются со знаменитым афоризмом полководца-христианина А.В. Суворова: "Недорубленный лес опять вырастает".

И да, тут снова напрашивается параллель со Второй Мировой войной. Глупо отрицать, что не все в гитлеровском вермахте разделяли нацистские идеи, и не все там были конченными мерзавцами. Но тот, кто вместо окружения и разгрома вражеских группировок позволял им организованно и с оружием отойти с поля боя, равно как и тот, кто позволил бы пленному врагу бежать из плена, не увеличивал количества Добра на Земле, напротив - позволял Злу сохранять свои силы и затягивать сопротивление, увеличивая тем самым количество действительно невинных жертв. На войне надо воевать, тот, кто несёт с собой смерть и притеснения, должен быть побеждён - именно в этом будет высшее проявление христианской любви.

Кубок Огня, Колонка шеф-редактора, Дары Смерти, Аскетика, Православие, Патриотизм, Узник Азкабана

Previous post Next post
Up