Ещё одна рецензия на нашумевшую пьесу - на сей раз от Юлии Комаровой (
yuvikom). Оригинал
тут Я не фанат Поттерианы, а чисто любитель сказок почитать. Я, если уж совсем честно, по старинке больше Толкина уважаю. Но тут особый случай. Тут в центре повествования конфликт отцов-детей, всевозможная психология и несколько очень важных моментов, которые я в процессе жизни с детьми для себя уже открыла, а тут получила художественное подтверждение. Ну, и просто приятно было на англ. читать)
Итак, меня зацепила тут прежде всего мысль о том, что отношения отца и сына (как и дочки-матери) не могут зависеть от одностороннего желания общаться и решать вопросы. Для того, чтобы отец мог помочь сыну, сын должен захотеть этой помощи. Это очень важный момент. Мы, взрослые, часто забываем о том, что все наши добрые намерения не стоят ничего, если их не хотят принять. Иногда ребёнку надо дать возможность решать всё самому. Да, он запросто может разрушить хрупкий мир не только своей семьи, но и вообще МИР (вплоть до пересмотра истории и торжества альтернативной реальности). И вот тогда, весьма возможно, он попросит о помощи. И помощь придёт. Своевременно и неотвратимо) Но это будет свободная воля самого ребёнка, его выбор. А выбор всё-таки нельзя навязать. Выбор должен быть сделан им самостоятельно, на то он и выбор.
Вторая важная мысль: злые силы действуют через невинных. Так было в прошлом с Джинни, так случается и с её сыном Альбусом. Некоторые вещи дети совершают не от своей собственной злобы, а из-за манипуляций со стороны более опытных и страшных сил. Что можно сделать, чтобы оградить детей от этого? Да ничего. Здесь никто не виноват. Это надо просто пережить. И не винить детей.
Третье. Нам, взрослым, стОит больше доверять своим детям, особенно в плане выбора ими друзей. Это и правда действует: скажи мне, кто твой друг... В данном случае друг Альбуса Скорпиус оказался самым классным из всей детской компании пьесы. Во всяком случае, мне он больше Альбуса понравился.
Четвёртое. Сын не обязан быть похожим на отца - ни внешне, ни внутренне. Но даже если он сам этого не хочет, какие-то черты характера будут дублироваться. И какие-то детские травмы отца обязательно отзовутся в сыне, как-то аукнутся. Что с этим делать? Да ничего. Принять.
И да, Гарри до сих пор страдает от своей детской травмы. Потеря родителей и одиночество в младенчестве и раннем детстве оказали на него очень сильное влияние, что и понятно. И только конфликт с собственным сыном позволил Гарри увидеть и понять эту самую травму. Да, человеку, у которого был отец, проще: он может в своём отцовстве опираться на собственный опыт сыновства и идти либо от противного, либо подражать. Труднее тому, кто рос без отца. Гарри приходится учиться на своих ошибках.
Напоследок. Важно ещё то, что героями не рождаются, как говорили в моём советском детстве. Обстоятельства вынуждают хорошего человека стать героем. Это не только Гарри касается, но ещё одного важного героя, который в альтернативной реальности жив и приносит себя в жертву. То есть не нужно искать приключений на свою голову. Они сами тебя найдут, если надо.
Что касается названия, то "проклятым ребёнком" тут можно назвать и самого Гарри, и его сына Альбуса, и друга его Скорпиуса, и даже саму Делфи. Надо всеми ними довлеет "заклятие" отцовства. Не буду уточнять и спойлерить - может, кто-то ещё не читал.
В общем, очень в тему всё это оказалось. Впрочем, с хорошими книгами так всегда бывает: они отвечают на те самые вопросы, которые ты в данный момент себе задаёшь.
Очень хочу теперь посмотреть спектакль.