В качестве одного из главных "аргументов" против "Гарри Поттера" недавно снова всплыла тема "нестандартной сексуальной ориентации" директора Хогвартса Альбуса Дамблдора. Возникла даже целая теория о том, что "Гарри Поттер" прививает детям более лояльное отношение к извращенцам. Расчёт поттерофобов предельно понятен. В свете "законов Милонова" о запрете гей-пропаганды среди несовершеннолетних провести так или иначе через государственные органы Российской Федерации решение о запрете "Гарри Поттера". Менее понятно, зачем им это нужно. Ну, да Бог с ними, пусть как хотят. Давайте мы это обвинение как следует разберём.
Первое. Является ли действительно Дамблдор гомосексуалистом? Да, если верить Роулинг, то является. Но - где она об этом сказала? На страницах книги? Ничего подобного! В частном разговоре со сценаристом, обсуждая план шестой части кинопоттерианы. Для разглашения на публику эта информация не предназначалась, и лишь после того, как этот самый сценарист проболтался, Роулинг пришлось подтвердить сей печальный факт.
Второе. Проявляет ли себя Дамблдор в данном качестве на страницах книги? Нисколько. Тот Дамблдор, которого мы привыкли видеть, которого от души полюбили, которого в финале шестого тома искренне оплакивали (думаю, у многих при чтении последних глав "Принца-Полукровки" слёзы навернулись на глаза), ни в каких порочащих связях не замечен. А ведь он много времени проводил наедине с главным героем, мог бы и проявить свою порочную страсть. Но нет - отношение Дамблдора к Гарри неизменно напоминает отношение отца к сыну - а не приставания старого развратника. Сексуальный момент в этих отношениях полностью отсутствует.
Дамблдор и Гарри во время их индивидуальных уроков.
Предположим, Гарри - несовершеннолетний, а Дамблдор - не педофил. Но кто мешал директору школы найти себе объект плотского интереса среди членов Ордена Феникса или преподавателей Хогвартса? Северус Снейп, о котором Дамблдор знал достаточно тайн, чтобы держать его на крючке, или Сириус Блэк, запертый в доме №12 на площади Гриммо, - чем не идеальные кандидатуры. Но нет, не видим мы на страницах книги никаких гомосексуальных романов с участием Дамблдора.
Такой роман обретается в далёком прошлом директора. Роулинг в одном из своих интервью заявила о влюблённости Дамблдора в тёмного волшебника Геллерта Гриндевальда, благодаря чему будущий директор Хогвартса и подпал всецело под влияние этого проходимца. Но: опять-таки, это интервью. В самой же книге Роулинг и даже в сплетнях Риты Скитер, вывалившей на Дамблдора после его смерти весь возможный компромат, отношения Дамблдора с Гриндевальдом названы "дружескими". Не более. Никакого намёка на их эротический интерес друг к другу.
А самое главное - в том, что эти давние отношения - постоянный кошмар Дамблдора, его самое тяжёлое воспоминание и повод для целожизненного покаяния. Именно из-за Гриндевальда гибнет сестра Дамблдора Ариана, именно из-за Гриндевальда донельзя осложняются отношения Дамблдора с братом Аберфортом (эту ситуацию я когда-то достаточно подробно
анализировал). Больше всего на свете Дамблдор мечтает о том, чтобы снова соединиться со своей семьёй, которую он сам когда-то разбил - и разбил именно по причине своей порочной страсти.
Альбус Дамблдор и Геллерт Гриндевальд строят планы на будущее.
Планы поисков пресловутых "даров смерти" и последующего захвата власти.
Гибель Арианы.
Так, спрашивается, что принесло Дамблдору его "гейство"? Одиночество. Гибель любимой сестры. Сложные отношения с братом, который даже после смерти не смог его до конца простить. Страдания. Отсутствие полноценной семьи, которое лишь отчасти может возместить "шефство" над Гарри - ведь Гарри, как точно известно Дамблдору, со временем должен будет погибнуть, пожертвовать собой во имя победы над Вольдемортом. Да и Гарри, как многие подростки, слишком эгоистичен, чтобы интересоваться печалями своего учителя, о чём потом горько сожалеет в начале седьмого тома. Он молод, у него своя жизнь - и своя любовь, вполне традиционная, к Джинни Уизли.
Можно ли это считать "гей-пропагандой"? Можно, но только в том случае, если сдать свою совесть в камеру хранения. Или если забыть, в каком культурном контексте создавалась поттериана. Забыть, что в современной Европе в детсадах некоторых стран в интересах "политкорректности" запрещают слова "мальчик" и "девочка". Забыть, что однополые "браки" признаются и официально регистрируются по всей Европе, а в некоторых странах даже действуют законы, обязывающие священников подобные "браки" венчать. Забыть про детишек, бойко распевающих "милую" песенку о мальчике, который счастлив, что у него "два папы". Забыть про победу "Кончиты Вурст" на прошлогоднем Евровидении. Если бы книга Роулинг задумывалась как "гей-пропаганда", о "нестандартной ориентации" одного из главных положительных персонажей в ней было бы сказано прямо. Более того - эта его ориентация была бы в книге продемонстрирована. Не обязательно в виде каких-то эротических сцен, ведь один из главных лозунгов этой самой "гей-пропаганды" звучит так: "Что может быть плохого в том, что люди любят друг друга? Как можно запрещать любовь?" Вот эту самую "любовь" и можно было бы показать в весьма романтических красках, а что - не всё ли равно, кто кого любит, толерантность же! Но на страницах "Гарри Поттера" мы этой сомнительной "романтики" не видим. А видим - страдания Дамблдора, его горькое, хоть и запоздалое, раскаяние и его строгий аскетизм. Так что перед нами, скорее уж, антипропаганда - в стиле "Не ходите, дети, в Африку гулять..."
Основные же положительные персонажи "Гарри Поттера" (напомню, что Дамблдор погиб) в финале всех своих приключений, страданий и потерь создают вполне традиционные семьи. Причём семьи многодетные. Гарри женится на Джинни, у них два мальчика и девочка. Поженились давно влюблённые друг в друга Рон и Гермиона, у них растут сын и дочь. Выходит замуж мечтательная Луна Лавгуд. Даже вредный (но раскаявшийся) Драко Малфой находит себе жену (именно жену!), и у них растёт сын. Осмелюсь также напомнить, с какой яркой симпатией Роулинг описывает бедную, но многодетную семью Уизли.
Гарри с Джинни и Рон с Гермионой провожают детей в школу.
Так что если "Гарри Поттер" что и пропагандирует, так это здоровые семейные ценности. Которых так не хватает в современной Западной Европе. Да и в России, пожалуй, тоже.