Учил ли Геронда ереси?

Jul 19, 2015 13:32


Позволю себе вернуться к теме "творчества" печально известного Никоса Зерваса и к его "Детям против волшебников". И разобрать центральный образ этой книги, персонажа, которого автор использует в качестве рупора для собственных идей. Образ старца Геронды.



Отец Геронда

Я и мои друзья - православные поттеролюбы - вслед за протоиереем Игорем Прекупом считаем, что идеи Геронды, пусть и не столь вредны, как, скажем, царебожническая ересь или лжеучение об ИНН как "печати антихриста", но, тем не менее, неправославны. Мои оппоненты из числе почитателей Зерваса, естественно, убеждены в обратном. Попробуем разобраться, как оно обстоит на самом деле.
Речь идёт вот об этой его сентенции: «Первыми в бою всегда погибали те, у кого за душой был грех. Обычно пуля сразу находила именно того, кто недавно совершил подлость: или девушку изнасиловал, или у мирных жителей отобрал что-нибудь» (конец цитаты).

На первый взгляд всё строго православно и благочестиво. И действительно - не поспоришь - Бог порой скорбями наказывает нас за наши грехи, дабы научить нас быть человечнее. Неофитский ум (особенно не обременённый высшим образованием), инстинктивно ищущий простых рецептов, именно этим и удовольствуется. Однако, если вспомнить церковную историю, то именно поиски богословской простоты и рождали на свет все классические ереси - от арианства до папизма. Поэтому нам, если мы хотим остаться в рамках Православия, придётся додумать мысль книжного Геронды до конца и посмотреть, какие из неё возникают следствия.



Полковник Телегин, в беседе с которым Геронда и произносит обсуждаемую фразу.

Прежде всего - это никакое не наставление. По той простой причине, что никаких практических рецептов мы из этого "поучения" почерпнуть не сможем. Может ли кто из нас уверенно сказать, что на его совести нет грехов? Если такой найдётся, то его пора вязать и срочно везти в ближайший монастырь на "отчитку". Все мы не без греха. И если пуля, по воле Божией, всегда выбирает себе грешника, то либо войны становятся невозможными (ибо их жертвами обязаны стать все участники поголовно), либо пуля "выбирает" себе грешника случайно - а тогда тезис Геронды не несёт никакой практически значимой информации.

Теперь посмотрим дальше - и обнаружим неожиданно для себя, что эти слова - ничто иное, как хула на всех павших героев всех войн. В книге, основная цель которой, как заявляется - православное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, такая хула выглядит несколько странно. Что же это за патриотизм такой, если в павших защитниках Отечества мы будем видеть не героев, отстоявших наше право жить на белом свете, а нераскаянных грешников? Что это за патриотизм без уважения к живым инвалидам всевозможных войн (а их в нашей истории было немало - и немало ещё будет, к сожалению)? Ведь, согласно "учению" Геронды, теперь в безногом или безруком калеке с медалями приказано видеть не героя, пожертвовавшего своим здоровьем ради нас, а притеснителя мирного населения, который не то девушку изнасиловал, не то обокрал кого в надежде, что "война всё спишет".

Да и просто с фактами теория Геронды плохо состыкуется. К теме Великой Отечественной войны, ладно уж, я обращаться не буду - от этой темы мои оппоненты при желании всегда смогут отмахнуться, что большинство её героев были атеистами (что спорно, но в данном случае несущественно). Возьмём для примера Первую Отечественную войну - ту, которая 1812-го года. У меня простой вопрос: почему благородный во всех отношениях и отважный князь Пётр Багратион, соратник и ученик великого Суворова, был смертельно ранен на Бородинском поле? Конечно, у него, как и у каждого человека, масса грехов, и при желании из легко перечислить. Но тогда я задам встречный вопрос: а почему на том же самом Бородинском поле вражеские пули и ядра миловали генерала Леонтия Беннигсена - подлого интригана и непосредственного убийцу императора Павла Первого? Он - праведнее Багратиона?



Генерал Пётр Багратион, герой Бородинского сражения



Генерал Леонтий Беннигсен

Какую девушку изнасиловал, каких мирных жителей ограбил прославленный адмирал Павел Степанович Нахимов, любимец солдат и матросов, заботившийся о них сильнее, чем мать о своих детях, что в тот роковой день 28 июня 1855 года настигла его на Корниловском бастионе французская пуля? Неужели он был грешнее благополучно переживших Севастопольскую страду царских любимцев?

Обратимся, наконец, и к примеру Гражданской войны в России (1918 - 1922 гг.). Вот уж, казалось бы, кто притеснял мирных жителей, кто отбирал у них имущества и насиловал девушек больше, чем захватившие власть красные узурпаторы и их опричники! Но почему-то Господь не увенчал победой антибольшевистское сопротивление. "Закон" Геронды таки не сработал.

Да и применительно к Белому Движению мы видим примерно ту же безрадостную  картину. В первых же боях с большевиками гибнут рыцари без страха и упрёка, благородные герои Михаил Дроздовский и Сергей Марков. Умирает, схватив воспаление лёгких, в 1920 году доблестный Владимир Оскарович Каппель, которого многие современные священнослужители считают одним из первых в очереди на канонизацию. Но благополучно уходит в эмиграцию германский прислужник Пётр Краснов, строчивший верноподданнические письма кайзеру Вильгельму и "щедро" раздаривавший немцам исконно русские земли в обмен на "помощь" против большевиков. Благополучно уходят за рубеж, вывезя большую часть награбленного добра, чехословацкие легионеры, подло сдавшие большевикам верховного правителя А.В. Колчака - а ведь весь их путь до Владивостока был щедро усеян страшными мешками с трупами русских девушек, которых они насиловали, а потом, натешившись всласть, сбрасывали с эшелонов. Где были предназначенные им Герондой пули?



Генерал С.Л. Марков - один из самых нравственно безупречных
героев Белого Движения



Генерал П.Н Краснов - отъявленный германофил в Гражданскую войну,
гитлеровский прислужник и эсэсовец - в Великую Отечественную.

Мне могут возразить: Промысла Божия до конца никто не знает. И не нам судить, кто кого грешнее. Отвечу: правильно! Но именно этому правильному тезису и противоречит в корне "теория" Геронды, прямолинейно увязывающая степень личной греховности человека с предназначенными ему на войне опасностями. Этот тезис не учитывает и того простого факта, что в бою зачастую погибают как раз лучшие - погибают именно из-за того, что не привыкли прятаться за чужие спины, что идут вперёд и увлекают за собой более робких, что добровольно жертвуют собой во исполнение Евангельской заповеди: "Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя". Так что судить о причинах гибели или ранения того или иного воина действительно не нам. Довольно с нас помнить, что данный человек сражался как герой. И за что именно он сражался.

Кстати, о Евангелии. Все ли помнят ответ Спасителя, когда некие любители посплетничать рассказали ему о галилеянах, кровь которых кровожадный римский наместник Пилат "смешал с жертвами их"? Спаситель тогда ответил вопрошающим предельно чётко: "Мните ли, яко галилеане сии грешнейше паче всех галилеан бяху, яко тако пострадаша? Ни, глаголю вам, но аще не покаетеся, вси такожде погибнете". На этом, собственно, спор можно и закончить.

Не нам судить, за что, за какие грехи Господь попускает страдания тому или иному человеку. Возможно, это и впрямь ему наказание. Возможно - предостережение, попытка помешать данному человеку согрешить в будущем. А возможно - просто Господь решил увенчать голову достойного мученическим венцом. Конечно, Телегин получил свою пулю пониже спины за прошлые грехи, тут спору нет. И Геронда абсолютно прав, что указал ему на это обстоятельство, призвав к покаянию. Но Геронда ведь не об одном Телегине говорит, он тут же переходит к глобальным обобщениям - и безбожно профанирует Православие, впадая  в противоречие широко известным фактам и оскорбляя память тех, кого настоящий патриот, вроде бы, обязан чтить.

В общем, вредную книжку написал Зервас. Ядовитую, прямо скажем. Давать её детям в руки опасно, если мы действительно хотим вырастить их русскими патриотами, а не зигующей быдлотой.

Враги, Бредни Риты Скитер, Зервас

Previous post Next post
Up