О том, что судьба Гарри Поттера, подробности его победы над лордом Вольдемортом, весьма прозрачно намекают на евангельскую историю Страстей Христовых, я уже имел удовольствие
писать. Писал я и о том, что евангельский символизм Роулинг оказывается даже глубже, православнее, чем аналогичный символизм в "Хрониках Нарнии" К.С. Льюиса. Но вот вчера Святая Церковь праздновала Вход Господень в Иерусалим, и я неожиданно подумал о том, что Роулинг в последнем томе Поттерианы умудрилась и на этот христианский праздник оставить довольно прозрачные намёки.
Вспомним, в чём суть Вербного воскресенья, какое событие чествует в этот день Церковь. Иисус Христос шествует в Иерусалим на добровольные страдания (о которых Он заранее знает). Народ же, помня о недавнем воскресении Лазаря из мёртвых, организовал Ему торжественную встречу.
Древние иудеи не просто радовались пришествию в мир нового пророка (каковых уже давно не посылалось Израилю). И не просто явному чуду Божию, совершившемуся на их глазах. Они верно угадали главное: перед ними не просто пророк, перед ними - Мессия. Божественный Спаситель, давно обещанный Ветхим Заветом. Вот только задачу, замысел Этого Спасителя они понять должным образом не смогли. Иудеям казалось, что Спаситель должен непременно избавить их от римского владычества и даровать им власть над миром, причём власть вполне земную, осязаемую. Для таких ожиданий у них были свои основания, хоть и не оправданные, но вполне понятные, о чём я тоже уже имел удовольствие писать (см.
http://mikhael-mark.livejournal.com/207724.html). И удостоверившись, что Божий замысел об их Спасении совершенно другой, что бунтовать против ненавистной власти Христос не намерен, они с лёгкостью предали его на расправу тем самым оккупантам, на борьбу с которыми они рассчитывали восстать под Его предводительством. Как мы знаем, Божией победе это нисколько не помешало, Христос воскрес из мёртвых, смертию смерть поправ. Но для самих иудеев их неверие обернулось страшнейшей духовной катастрофой - утратой своей богоизбранности.
А теперь посмотрим, какие намёки оставила на эти события в своей книге Джоанн Роулинг. Как известно, на протяжении всего седьмого тома Гарри ищет и пытается уничтожить крестражи (горокраксы в украинском переводе), предметы, поддерживающие земное бессмертие лорда Вольдеморта. Один из этих крестражей, как ему становится известно, спрятан в Хогвартсе. Теперь Гарри, в своё время покинувший школу ради поиска крестражей логикой этого поиска вынужден туда же вернуться. Но Хогвартс ему предстоит найти весьма изменившимся.
Невилл Долгопупс проводит Гарри, Рона и Гермиону в Хогвартс через тайный ход
После смерти директора Дамблдора школу захватывают сторонники Вольдеморта. Заместителями нового директора - Снейпа - становятся брат и сестра Кэрроу, установившие режим жесточайшего террора и активно внедряющие в головы учеников идеи своей секты. На непослушных обрушиваются всевозможные унижения и истязания. "Хогвартс… Знаете, на Хогвартс тут теперь совсем не похоже, - рассказывает главному герою и его друзьям Невилл Долгопупс. - Все остальные учителя должны доносить Кэрроу о каждом нашем проступке. Однако они этого не делают, если есть хоть малейшая возможность. Похоже, они ненавидят их также сильно, как мы. Эта скотина Амикус преподает то, что раньше было защитой от Темных искусств. Правда, теперь это Темные искусства в чистом виде. От нас требуют тренировать заклятие Круциатус на тех, кто оставлен после уроков за провинность…Так я и получил вот эту отметину, - он показал на особенно глубокий порез на щеке. - Я отказался это делать. Зато Крэббу и Гойлу очень нравится - наконец и они хоть в чем-то первые! Алекто, сестра Амикуса, преподает магловедение - это теперь обязательный предмет для всех. Все мы должны слушать, что маглы - вроде животных, тупые, грязные, и как они своим коварством загнали волшебников в подполье, и что нормальный порядок скоро будет восстановлен. Вот это, - он показал на другую вмятину на лице, - я получил за то, что спросил, сколько магловской крови в ней и в ее братце".
Естественно, что при таком порядке в школе очень быстро возникает движение сопротивления. Возглавляют подполье вместе с Невиллом Джинни Уизли и Полумна Лавгуд. Однако после исчезновения Джинни и Полумны остальным приходится затаиться и выжидать до лучших времён в Выручай-комнате. И вполне естественно, что появление Гарри, Рона и Гермионы возрождённый Отряд Дамблдора воспринимает как сигнал к началу революции. Точь-в-точь, как древние иудеи...
И точь-в-точь, как древние иудеи, затерроризированные ученики Хогвартса наслышаны о чудесах своего бывшего однокашника - например, как тот ворвался в банк "Гринготтс" и сбежал оттуда на драконе. И точь-в-точь, как древние иудеи, они знают, что Гарри - "избранный". Но совершенно не догадываются о том, какой крест в действительности возложен на Гарри и в чём его истинная миссия.
"- Мы все думали, - говорит Невилл, - что ваше возвращение будет означать революцию. Что тогда мы сбросим Снейпа и Кэрроу.
- Конечно, именно это оно и означает, - сияя, сказала Полумна. - Правда, Гарри? Теперь-то мы их выбьем из Хогвартса?"
Возвращение в Выручай-комнату
В ответ на эти ожидания в душе Гарри возникает, по словам Роулинг, "паника". Потому что поднимать восстание, а тем более возглавлять его ему никто не поручал. Он должен найти и уничтожить крестраж, а для этого и до этого - оставаться не замеченным. И вполне естественно, что, когда он сообщает об этом друзьям (не говоря, разумеется, о самих крестражах - это ему запретил Дамблдор), в ответ получает свою порцию разочарования: "Вы собираетесь бросить нас в этом дерьме?"
Однако на этом сходство с Евангельским сюжетом временно заканчивается. Роулинг решает воспользоваться своим правом фантаста и строит "альтернативную вселенную": разочарование Гарри Поттером не доходит до логического завершения, до предательства, напротив, отряд Дамблдора решает ему помочь. Осуждать ли писательницу за это? Думаю, не стоит. Такой поворот сюжета, как представляется, свидетельствует о двух вещах. Во-первых, Роулинг, как благочестивая христианка, стремится избежать полной аналогии между её героем и Христом Спасителем, понимая, что такой аналогии и не может быть. Гарри, конечно, знает о своей подлинной миссии больше, чем остальные члены ОД, но даже он пока не посвящён в главую тайну - в то, что для победы над тёмным лордом ему необходимо пожертвовать собственной жизнью. Что делает излишним для развития сюжета появление некоего аналога Иуды. Во-вторых, не будем забывать, что действие Поттерианы происходит всё-таки уже после Христова Воскресения (Пасха празднуется в волшебной школе), Евангелие уже успело оказать на человечество своё благое преображающее действие. Драматизм сюжета неожиданно разряжается:
"- Они могут нам помочь, - он (Рон - М.М.) понизил голос и сказал так тихо, что слышать его могла только стоявшая между ними Гермиона: - Мы ведь не знаем, где он. Нам нужно найти его побыстрее. Необязательно говорить всем, что это крестраж.
Гарри перевел взгляд с Рона на Гермиону, которая шепнула совсем тихо:
- Я думаю, Рон прав. Мы ведь даже не знаем, что мы ищем, нам нужна помощь. - И, видя, что Гарри все еще не убежден, добавила: - Ты не должен все делать в одиночку, Гарри".
Как мы знаем, друзья по ОД действительно помогли в поисках. Сначала Полумна Лавгуд догадалась, что крестражем может быть исчезнувшая диадема Кандиды Когтевран, потом именно она взялась проводить Гарри в гостинную своего факультета, чтобы он смог увидеть, как эта диадема выглядит. И там, в гостинной Когтеврана, Гарри получает неожиданную подсказку: именно там по наводке Вольдеморта его ждут Кэрроу. В дело снова вмешивается, как это уже неоднократно происходило в Поттериане, Промысл Божий, указуя главному герою верный путь. В Хогвартсе тот, кто просил помощи, всегда её получал.
Елена Когтевран. Разговор с ней открывает Гарри
тайну местонахождения пропавшей диадемы.
Получили такую помощь и мы от Джоанн Роулинг - в виде прекрасного повода поговорить о наших церковных праздниках, взяв за отправную точку историю про Гарри.