Моя пылкая любовь к Центру документального кино вознаграждена!
На днях посмотрела «Трудно быть богом», в воскресенье, без предварительно заказанных билетов. Билетов в кассе за пять минут до сеанса, конечно, уже не было, но нам отдала их девочка, к которой не пришел на свидание молодой человек. Выбирать не пришлось, поэтому все, что только можно было увидеть смачного, мы увидели с первого ряда, все какашки крупным планом с 5 метров. Правда, к середине показа можно было уже идти занимать места повыше, переполненный зал часа через полтора прорядился.
Советовала бы я кому-то посмотреть?
Неа. Почему? Потому что после этого фильма никому ничего советовать вообще не хочется. Он ничему не учит, ничего не объясняет, ничего не дает. Как написано в какой-то «рецензии» в инете «искать в грязи смысл недостойно человека».
Смешно. Вообще читать отзывы на этот фильм смешно. Условно они делятся на три вида: «зачем член осла на весь экран на такой-то минуте?» (вот как человеку отвратительно, даже время запомнил, если все же рискнете пойти, видимо, не забудьте закрыть глаза в нужный момент), «я ждал много лет. Хорошо, что Стругацкие не дожили» и «я ждал много лет. ШЕДЕВР. Новая искенность, новый киноязык».
Вольюсь и я в этот стройный смешной хор. Зачем? Три дня я думаю и думаю о том, что увидела, уже перечитала Стругацких. И если после фильма внутри все будто бы замерло на несколько часов, то потом, постепенно, начало кружиться, кружиться, закруживаться, облепляясь вопросами, уже не к Герману «зачем?» да «почему?», а к себе и уже вовсе не про фильм.
Это фильм-парадокс.
Я влюбилась в него, без преувеличения, с первого кадра, когда закадровый голос говорит про планету, застрявшую в средневековье, и нам показывают почти брейгелевский пейзаж, а потом людей с его картин, и снова людей, и снова, грязь, и снова людей, много людей, еще больше людей, личного пространства уже не просто нет, ты уже даже не помнишь, что у тебя оно еще там, в переполненном фойе кинотеатра, было, и снова грязь, и больше грязи и фекалий, и голых некрасивых тел, трясущихся ляжек, обвисших членов. Крупным планом. Почти как в документальной хронике. Особенно, когда персонажи поворачиваются время от времени к камере и что-то произносят. Сначала шок, потом отвращение, потом попытки понять зачем так долго, потом смех, потому что кажется, что разгадал замысел режиссера, он хочет, чтобы мы почувствовали, что значит жить вот так, почувствовали момент зарождения ярости и желания отмыть здесь все, перекроить, схватившись за меч. Потом умыть, отмыть, замостить, прорыть канализацию, выпрямить заборы... Но вслед за яростью, которой так и не находится выхода в действии и смене плана и ритма повествования, приходит, нет, не отчуждение, приходит животное возбуждение. Такое густое, пахнущее, чавкающее, теплое, не горячее, ярость горяча, а здесь теп-ло-ееее, погружаешься, погружаешься, погружаешься и засыпаешь. И видишь уже не кино на экране, видишь сон в котором тебя мотает туда сюда куда глаза глядят прыгая через смыслы и время и расстояния и возраст и вот ты уже ребенок ползешь с Доном Руматой валить серых и черных и хрен знает уже зачем если что он что ты дети в нелепых доспехах сравнении с этими разрушающимися замками не менее нелепой цивилизации топящей свое будущее возрождение в нужниках да и вообще вы просто сопельки в дыхании веков.
Гул затих я вышел на подмостки прислонясь к дверному косяку я ловлю в далеком отголоске что случится на моем веку - начал читать в какой-то момент Румата-Ярмольник, забывая, вспоминая, как бы показывая, что с разумной земли привезенное уходит из него. И мне стало очень стыдно. Не за возбуждение от кровищи и грязных голых тел, а за эти оказавшиеся пустыми строчки. За "если мы разговариваем, это не значит, что мы беседуем" и другие крылатые фразы Стругацких, будто бы инкрустированные в общий смрадный неразборчивый гул всего фильма. Пустые слова, которые были девизами, тайными знаниями нескольких поколений. И я не знаю, задумано это так или получилось случайно, потому что уж слишком давно начал сниматься фильм и тогда это было значимо, а теперь комично. Не знаю.
Это фильм, который ставит под сомнение все.
Я разлюбила его к середине, устав от протяжных неразборчивых одинаковых сцен. Пыталась выблевать в конце, ну, потому что дайте подумать и осознать хоть что-то, нельзя ж так вот и топить и топить во всем этом дерьме. И теперь, спустя три дня, я почти не могу описать его, также не вижу смысла, не нахожу темы, глупости все, что он про низменность человеческой природы, про тоску и бла-бла-бла. Хотя для кого-то он про это, для кого-то про члены и грязь, для кого-то про эстетику безобразного, для кого-то символический рассказ про нашу страну, для кого-то провальная экранизация любимой подростковой книжки про эдакого гуманиста с земли, у которого убили любимую, и он стал мстить в непременно красивых фэнтези-декорациях.
Я не знаю про что этот фильм, не знаю зачем он, хороший он или плохой, нравится он мне или нет. Но я не могу остановиться, он в моей голове, он заразил меня своим гулом, сомнениями, необходимостью нащупывать опоры в моих собственных топях, и каким-то диким масштабом, космическим масштабом движения человеческого духа по спиралям, из ниоткуда в никуда.
Жена Германа Светлана Кармалита говорит, что этот фильм о любви. Я не знаю. Я пересмотрю, когда выйдет в большой прокат. Сейчас за смрадом и космическими масштабами сложно разглядеть всего-навсего любовь. И может хорошо, что тот мальчик не пришел на это свидание к девочке?
PS И может быть кто-то составит мне компанию? После 27.
Рецензии, которые мне понравились и разбавят мой сумбур:
http://www.afisha.ru/movie/212518/review/520592/http://www.afisha.ru/movie/212518/review/531844/ Умберто Эко
http://www.livelib.ru/blog/news/post/8730 Знаете, я чуть отредактировала текст, про "нельзя ж топить..." и вспомнила сцену из самого начала, когда серые замеряют палкой глубину сортира, чтобы понять утопят ли они в нем очередного умника, если вверх головой топить будут, или надо вниз головой засунуть. Красиво! Красивое кино. Красивое! Еще пара-тройка дней и станет любимым:)
Светлана Кармалита
http://vozduh.afisha.ru/cinema/svetlana-karmalita-oni-nichego-ne-ponyali/ Леонид Ярмольник
http://expert.ru/russian_reporter/2014/08/posle-chernyih-prihodit-rezhisser/ Подумайте прежде чем жать, там спойлеры:)