Если бы Сталин не оттолкнулся от христианской традиции, из него мог бы выйти хороший руководитель - и церковный, и государственный - Отец Максим, в настоящее время вы председатель Учебного комитета при Священном Синоде, в вашем распоряжении - все семинарии и духовные академии России. Скажите, если бы Вы жили в Российской империи примерно сто лет назад и обладали бы такой же властью в области духовного образования, Вы бы исключили Иосифа Джугашвили из семинарии в Тифлисе?
- Начну издалека. Есть такой современный писатель - Денис Драгунский, сын Виктора Драгунского, тот самый Дениска из «Денискиных рассказов». Ему сейчас около 70 лет, он филолог-классик и мой коллега по кафедре в МГУ. Среди прочих его произведений есть книга, которая называется «Архитектор и монах». Она написана в жанре параллельной, альтернативной истории. В ней Гитлер становится архитектором, а Сталин - архиереем, пройдя через революционные увлечения. И вот в определенный момент они знакомятся, встречаются, и развивается сюжетная коллизия. В книге проводится мысль, что Сталин мог стать неплохим архиереем…
- В Тифлисской семинарии преподаватели хвалили его за превосходный певческий голос.
- Ну, помимо этого, у него были способности к управлению, глобальному видению и принятию стратегических решений. Если бы этот человек в свое время не оттолкнулся от христианской традиции (или если бы его не оттолкнули), а его способности к стратегическим решениям и глобальному мировоззренческому видению соединились бы с евангельской нравственностью и с памятованием о необходимости милосердия и прощения, то из Сталина мог бы выйти очень хороший руководитель - и церковный, и государственный. Потому что каждый человек предопределен Богом ко спасению - возможность вырасти до духовного уровня святого дана каждому при рождении. Мы ведь не кальвинисты, которые считают, что одни предопределены к погибели, а другие - ко спасению. Следовательно, и у Сталина были потенции, причем - к очень большому росту.
Однако чем больше дарований у человека, тем громче крушение. Вспомним того же Льва Николаевича Толстого - меру его дарований и меру мировоззренческого крушения и скудости к концу его земного пути. Так и здесь - если бы кто-то мог заранее предвидеть, в кого вырастет Иосиф Джугашвили, и при этом получил бы возможность не упустить этого человека, следовало бы положить силы лучших педагогов Русской Церкви, чтобы направить его в правильное русло. Поэтому я бы так ответил на вопрос о том, надо или не надо было исключать Сталина из семинарии.
(С) председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
З.Ы. требуется мнение фюрера по поводу архитектуры