В Метрополитене сейчас - вопреки ожиданиям, без особой свалки, давки и потасовки - происходит прекрасной прекрасности выставка Бальтюса. Представлены коты и девы; в пояснениях к картинам, во избежание непритяностей, указан возраст моделей (как правило, что-то ближе к 18). Бедные кураторы, что тут скажешь. Даже это не спасло их от статьи в Нью-Йоркере - где автор вдумчиво и не стыдясь рассуждает, был ли Бальтюс педофилом. Ну интересно же. Ну да что нам до пытливого критика.
Большую часть работ я видела вживую вперые; но поразили, парадоксальным образом, все же не девы, а кот (или кошка?) Мицу,
серия, нарисованная 11-летним Бальтюсом и после изданная книгой по иницииативе Рильке (серия хранится в частной коллекции и вроде бы выставлена впервые). В серии уже есть весь Бальтюс, он уже все умеет - во всяк. случ., из собственно "бальтюсовских" умений. И это достаточно поразительно, даже если помнить, например, о раннем рисовании Пикассо. (Интересно все же, что там ему написал в предисловии Рильке - в экспозиции почему-то нет ни фрагмента текста.)
Рядом на Медисон деловитый Гагосян повесил рабочие поляроиды Бальтюса, с юной моделью. Поляроиды по большей части оч. красивы, хотя сделаны не от хорошей жизни (Б. был совсем старик и оказался не в состоянии делать карандашные эскизы для очередной картины), и Бальтюс эту выставку вряд ли одобрил бы. Вот что такое деловая жилка: к выставке прилагается каталог - те же поляроиды, во много раз увеличенные. Не будь под ними подписи Бальтюса, вряд ли они могли быть изданы, и легально продаваться в стране проживания. Альбом стоит что-то между 600 и 700 зеленых, что достаточно неортодоксальная цена для новой, не антикварной книги по искусству. Цена вопроса, так сказать.
upd Древняя, 1999 года, но хорошая и очень смешная
рецензия в NYT на биографию Бальтюса. Что тут скажешь, "раньше было лучше".