про родительское раздражение, или "вы думали, ха-ха, что слезы тщетности - это только для детей

Jan 28, 2017 23:20

Оригинал взят у anna_ptashchuk в про родительское раздражение, или "вы думали, ха-ха, что слезы тщетности - это только для детей"
Когда злишься на своего ребенка, хочется на него просто не злиться.
Я же мааамааа, как я могу злится на кукусика? И это очень понятное желание =)




Если вы знакомы с теорией привязанности некоего Г. Ньюфелда =) он там пишет, что агрессия(а раздражение - это подавляемый гнев) возникает в такие моменты, когда существо фрустрировано, то есть обмануто в ожиданиях : "что-то пошло не так", очень хочется - но не получается, и направлена на немедленное исправление этой прискорбной ситуации. Гнев - это агрессия, направленная на объект-причину лишения для его разрушения.
Немедленное!
Это мозг рептилий, амигдала… наше наследие от тех времен, когда все надо было быстро - "бей или беги". Есть еще  "замри", но это когда тебя уже есть начали, чтобы полегче прошло или притвориться дохлым, авось не заметят или побрезгуют.
 Все мы немного крокодилы =)

Все,  у кого уже реально есть ребенок, особенно любимый-долгожданный,  понимают, что ребенок - источник бесконечной фрустрации.
Абсолютной, бескомпромиссной, и на всех этапах своего развития =) он сначала орет и не засыпает, потом липнет, потом пререкается, а потом какую-то козу в дом приводит.
Причем на этапе козы его можно уже оставить в покое, а до восемнадцати - его еще и бросить социально приемлемым способом нельзя.
Фрустрация - не отменяет любви. Понятно, что детей мы не отдаем потому что они наши любимые, а не потому, что нас осудят. И козу, конечно, ему выбирать, поскольку самому потом с ней жить.

Но фрустрация существует, параллельно с любовью - и ее много, потому что у нас, любящих матерей жданных детей много ожиданий от материнства, и все они радужные. И часть из них сбылась - все эти щечки, звуки, ручки и мимими, а часть - оказалась совсем не про то, о чем мы думали. Когда мы читали о материнстве и сложностях его - мы думали: "дураки вы и не лечитесь, у меня все будет иначе, я знаю кунгфу ЕР и ТП."
И нам в чем-то легче, в чем-то тяжелее, чем мы ждали, но ощущение, что что-то пошло не так, как мы думали-хотели - огромно.
Во многом потому, что мы много поставили на эту карту - любимый ребенок, большие вложения, глобальные ожидания. Если удается снизить ожидания, то и фрустрации должно стать меньше. Это еще одна хорошая причина для многодетности.
Группа риска -   родители, воспитывающие  своего ребенка «лучше, чем меня», это вообще очень большая нагрузка, тем, кто с родителями в мире -  сильно проще. Они тоже могут воспитывать иначе, но меньше зависят от необходимости утирать нос =)

Я повторю важную мысль - наша родительская фрустрация  - огромна. Родителям всегда мало.
Если он жив, здоров и весел, и можно успокоиться, то вдруг становится Надо, например, чтобы ребенок вырос человеком, причем немедленно. И у тех матерей, которые внимательные и гуманистичные, тревожность может много чего накрутить вокруг этого.

Особенно, если нет привычки при первой возможности кидаться заниматься чем-то ужасно интересным, а привычка улучшать - есть. Улучшать здорового и веселого ребенка, заботясь о его будущем - хороший способ избавиться от жизненных сил с гарантированно отсутствующим результатом. Так то - грязное помыл и результат есть, голодное накормил - тоже результат очевиден - серединка наполнилась, и краешки заиграли :-) а тут веселому ребенку настроение испортил, а ожидаемый бонус если и будет, то через двадцать восемь лет. А силы потрачены, а результат отрицательный. Это фрустрирует.

Дальше, когда фрустрации накопилось под самое горлышко, по словам некоего Гордона Ньюфелда - у нас есть два пути.Либо я веду ее в загс, либо она меня ведет к прокурору...

Либо мы сладостно выражаем накопившееся напряжение в форме агрессии наружу,  поорав, подравшись или покидав предметы, это похоже на оргазм - кооооопится,  нарастает, нарастает, потом бдыщщщщщщщ.... и полегчало.
Но менее приемлемо. Но похоже.
Проблема агрессии, помимо того, что разрушаем мы не то, что стоило бы,  в том, что мы привыкаем к этому способу.
Нашему телу нравится - оно помнит те времена, когда все было "бей или беги" гораздо лучше нас - и эта разрядка ему понятна и приятна. Нам, которые не тело, не крокодилий мозг, а мозг млекопитающего  - потом стыдно, айайай, как мы могли, боже-боже, как страшно жить - но тело помнит, тело знает, телу нравится.
Если телу не предлагать альтернатив, оно поможет нам сделать выбор.
Спорить с телом, живя внутри - ну, как бе себе дороже.

Говорить - у меня такое тело, не могу ничо поделать, и наслаждаться, сняв ответственность с того, кто внути,  я не предлагаю. Тоже вариант, но тогда после того, как бдыщь и приятно, становится стыдно и айайай. И чтобы не было стыдно, мы можем неокортексом (совсем новым, человечьим мозгом)  как-то случившуюся эпидерсию обосновать - ребенок заслужил, он прям нарывался, так смотрел, так себя вел.
Так все умеют, что тут разводить турусы на колесах...

Второй путь - это неокортексом, собственно, осознавать. Я испытываю гнев. На меня напали? Где враг, каков он? Ага, мочи врага равного, беги от сильного.

Не напали, но гнева полна коробочка? Рядом подходящий объект вымещения - мелкий и зависимый, он-то и позволяет нам перевести фрустрацию в гнев - "ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать."  Был бы побольше, мы бы испугались обратки и живенько рационализировали, а тут вот инстинкты поперли, и можно на маленького наехать. Другие соображения, более высокой настройки - типа родительская любовь запротиворечили, и гнев мы подавили. Раздражение детектед. Гасить его - просто увеличивать вероятность бдыщь, когда уже планочка падает, и мы уже ни за что не отвечаем, это все крокодил.

Отличный повод для духовного роста и адресного применения неокортекса!

Итак - значит, хорошо бы найти источник фрустрации. Где вы тут обломались-облажались недавно? Где вы тут планов завоевания мира понастроили, а оно как-то не пошло? Где тут вот должен был сидеть ангелок в белом кружеве и читать стихи, а в перерывах с выражением и говорить "спасибо, тебе мама, я глубоко ценю твой вклад в мое развитие и целиком разделяю разумность твоих требований и запретов?" а сидит ... ну, что выросло, то и сидит...
не знаю, как вы, а я примерно везде =)

Это то, что  не сделать один раз и навсегда, это то, что надо  делать, постоянно - ловить раздражение на ребенка, как маркер своего состояния.
Ребенок укладывается с трудом, хочется его прибить прям тут, но мешает что-то. Отлично. Ищем под гневом - а шо такое? Где нам хвостик прижало, почему мы лишаемся, что бы нас удовлетворило? в народе это метко называется Гордон Ньюфелд этот процесс называет интеграция - именно для него  необходима способность к смешанным чувствам и когнитивному диссонансу.

А дальше лишения будут делиться на две категории - те, изменить которые в наших силах, например, лечь поудобнее, и это надо просто сделать. Или не давать трогать второй сосок, раз за разом отстаивая границы.
И те, вторые, которые не в наших силах - сделать так, чтобы ребенок заснул, вырос человеком или, например, прямо сейчас пойти получить Пулитцера.  И если удается думать именно о лишении, то появляется грусть. Это грустно, что ребенок не засыпает, хотя мне бы очень хотелось, и  что мне не дадут Пулитцера вот прям щас.
И вообще - до слез много чего не. Тут главное, не думать о белой обезьянео причине лишения, это же из-за ребенка не написан тот гениальный роман - тогда тело вам ее быренько устранит, особенно, если накопилось - виу-виу, пыщ-пыщь,  гнев и "бей и беги".

А осознанная печаль за неполученного Пулитцера (здесь мы говорим об адаптации - способности видеть мир без иллюзий и слезах тщетности по этому поводу)  дает возможность понять, что я бы хотела писать книги. причем круто писать. А пишу пока так себе, хнык. И ребенок тут не причем, как ни крути =)
А значит - надо писать. Пойти поучиться писать книги, написать хоть что-то, хоть комментарий в жж-сообщество, написать текст в блог, еще что-то написать.

Написать  книжку для мам -  не сочувственную, не наставительную… Равностную.  Байки - похожие на еврейские сказки =)

Вот прям настолько захотеть, чтобы в любую свободную минутку, пока дети живы, здоровы и веселы, побежать или сесть и чонить записать.

Previous post Next post
Up