Чтобы помнили. Эрзерумская кампания Русской Императорской Армии зимой 1916 года

Jan 19, 2021 12:48



"От героев былых времён не осталось порой имён..."

1916 год стал для Русской Императорской Армии решающим, фактически заложившим предпосылки для окончательной победы России в Первой Мировой войне - сначала, зимой, Эрзерумская операция, а затем, летом и в начале осени, знаменитый Брусиловский прорыв... Если бы только не этот 1917 год с его буржуазной революцией (читай, масонской, ибо во всех составах тогдашнего Временного правительства России масоном не был только историк П. Н. Милюков) в феврале, последовавшими за этим развалом армии и фронта, а несколько месяцев спустя захватом власти большевиками...

Впрочем, как известно, История не терпит сослагательных наклонений в духе "что было бы, если бы...", а потому здесь и сейчас мы остановимся, хотя и очень коротко, на упомянутой Эрзерумской операции (к огромному сожалению, известной теперь разве что узкому кругу военных историков), в результате которой наша Кавказская армия под командованием талантливого русского генерала Николая Николаевича Юденича на голову разгромила турецкую 3-ю армию Махмуда Камиль-паши и захватила стратегически важную, не без основания считавшуюся тогда неприступной, крепость Эрзерум на северо-востоке тогда ещё Османской Империи, некогда армянского города, фактически служившего «воротами» в Пассинскую долину и в долину Евфрата.

Эрзерумская кампания 1916 года была проведена Русской Императорской Армией в условиях зимы и высокогорья в два этапа: первый - овладение Кеприкейской позицией и крепостью Гасан-кала (28 декабря 1915 г. (10 января 1916 г.) - 12(25) января 1916 г.) и, на втором, завершающем этапе, штурм и захват крепости Эрзерум (29 января (11 февраля) 1916 г. - 3(16) февраля 1916 г.). Последнее, кстати сказать, ко всему прочему позволило полностью снять угрозу уничтожения турками армянского населения, о чём некоторые нынешние горячие армянские головы в Ереване (которые вовсе не мешало бы остудить!) либо "забыли", либо просто не знают, да и не хотят знать.



Фото Н. Н. Юденича в журнале «Летопись войны», 1916, № 78, с. 1243.
И наш сегодняшний рассказ именно об этом втором этапе - штурме Эрзерума, важного транспортного узла, которым уже однажды овладела Россия, но по условиям Адрианопольского мира (сентябрь 1829 года) была вынуждена возвратить его назад туркам.

Эрзерум "образца зимы 1916 года" был не только важным транспортным узлом, связывающим весь турецкий фронт - эта крепость в труднопроходимых горах была в то время главной базой 3-й турецкой армии.

К началу операции армия генерала от инфантерии Юденича имела в своем составе 126 1/2 батальонов, 372 орудия, 208 сотен, 20 1/2 инженерных рот, 52 дружины ополчения, 75 000 штыков. Противостоящая ей 3-я турецкая армия под командованием Махмуда Камиль-паши насчитывала 123 батальона, 122 орудия, 40 эскадронов и 8000-10000 курдов, 60 000 штыков. Кроме того, русские располагали авиацией в количестве 20 самолетов, чего у турок в этот период еще не было.

Для штурма Эрзерума Юденич совершенно справедливо решил воевать не числом, а умением, а для того использовать фактор внезапности и атаковать турецкие позиции ночью - под прикрытием метели. Атакующие части Русской Императорской Армии в своих маскировочных халатах становились просто невидимыми врагу.

Наступление было назначено на 11 февраля. Артподготовка началась в 14.00, а в 23 часа русские части начали штурм крепости. Ожидания нашего командования вполне оправдались - противник, не видя атакующие русские части, вынужден был вести огонь вслепую, практически наугад, не причиняя осаждавшим вреда. В итоге русские солдаты ворвались на турецкие позиции.

В течение двух суток бойцы ударных групп (прорыв осуществлялся силами 4-й Кавказской стрелковой дивизии генерал-лейтенанта Николая Михайловича Воробьева) планомерно, шаг за шагом, упорно взламывали северный фланг турецкой обороны, захватывая одну турецкую укреплённую позицию за другой, один неприступный форт врага за другим, и уже 13 февраля - то есть всего через два дня после начала штурма - вышли к самому сильному и последнему рубежу обороны крепости на северном фланге, форту Тафта. А на следующий день, 14 февраля указанный форт, атакованный кубанскими пластунами и стрелками 2-го Туркестанского корпуса, вполне ожидаемо пал.

Весь северный фланг турецкой системы укреплений был успешно взломан и русские войска вышли в тыл эрзурумской обороны. Тогда Юденич приказал корпусу Пржевальского (Михаил Алексеевич, в ту пору командир 2-го Туркестанского армейского корпуса, генерал-лейтенант) изменить направление главного удара и двигаться не на Эрзерум, а повернуть за запад, на Аш-калу, и перехватить сообщения 3-й турецкой армии. В прорыв была введена конница: Сибирская бригада и полки 5-й казачьей дивизии. Одновременно 1-й Кавказский корпус Калитина (Пётр Петрович, генерал от кавалерии) возобновил атаки с фронта, и турки заметались - русские выходили им в глубокий тыл, грозя перерезать пути отхода. Ещё державшиеся форты превращались в ловушки.



Трофейное турецкое орудие во взятом русскими войсками Эрзуруме. Начало 1916
Турецкие части начали спешно оставлять эти форты - Узун-Ахмет, Кабурга, Ортаюнов, Сивишик. Сам Эрзерум оборонять уже никто не стал. Вся 3-я турецкая армия с турецким и немецким командованием во главе устремилась в бегство. Наконец, в 5 часов утра 16 февраля части Кавказской армии без боя вошли в Эрзерум.

В Эрзеруме было захвачено девять знамен врага. Эти знамена были склонены перед Наместником Его Императорского Величества на Кавказе Великим Князем Николаем Николаевичем и русскими войсками на параде в честь завершения операции в Эрзеруме. Вскоре захваченные турецкие знамена были представлены Императору Николаю Второму в Царском Селе.

Потери Русской Императорской Армии за всю Эрзерумскую операцию составили 16 000 убитыми, ранеными и обмороженными. В то же время турки потеряли 40 000 убитыми и ранеными, 13 000 пленными, 325 орудия.

Победа открыла Русской Армии возможность продвижения вглубь Турции. Исход Эрзерумского сражения в корне изменил расстановку сил в регионе и дал в руки русскому командованию главный козырь в переговорах с союзниками о дальнейшем разделении сфер влияния на Ближнем Востоке.



Русские солдаты с захваченными турецкими знамёнами в Эрзуруме

Previous post Next post
Up