21 мая
Ольга Локтева
День начался со знакомства с представителями организации «Творческая Шотландия»
(Creative Scotland), которая работает над проектом «Музеи и галереи Шотландии»,
различными коллекциями, программами по охране окружающей среды и даже
представлена на Олимпийских играх в Лондоне. Девиз этой организации - «Все - в
партнерстве». Вообще, партнерство - одно из ключевых слов, которое звучало
практически во всех выступлениях. Музеи сотрудничают с правительством, городской
властью, различными фондами и местным сообществом.
Ричард Волацо рассказал нам про деятельность «Исторической Шотландии» (Historic Scotland), которая
занимается 345 археологическими объектами: мастерскими по обработке камня, монастырями, замками
и памятниками, из них пять находятся под охраной ЮНЕСКО, - консультируют
правительство Шотландии по вопросам, связанным с культурным наследием.
Организация финансируется как правительством Шотландии, а также за счет грантов и
частных инвестиций, обеспечивает больше 60 тысяч рабочих мест, а для Шотландии с
населением в 5 млн человек - это очень много. Нас впечатлило, сколько туристов
приезжают в Шотландию: больше 30 млн в год!
А впереди нас ждал Шотландский национальный музей горного дела (National Mining Museum Scotland).
Наши коллеги нас предупредили, что для экскурсии по нему мы должны одеться тепло.
Шахта «Леди Виктория» была открыта в 1895 году, а добыча угля здесь прекратилась в 1981.
Многие машины до сих пор работают, в чем мы могли сами убедиться.
Кстати, в музее есть и детские маршруты, которые отмечены плюшевыми котятами.
Наш гид Джон раньше работал здесь шахтером - зачастую бывшие работники вовлечены в музейную
жизнь.
Ольга Тюкавкина
Нам не только с помощью разных мультемедийных технологий рассказали не только про
горное дело Шотландии, но и множество простых историй. Меня больше всего потряс
рассказ про мальчика, который, будучи ребенком, работал на этой шахте вместе с
родителями. Детский труд на шахтах был запрещен в конце 30- х годов. Кстати, при входе
в шахту, мы увидели клетку с двумя птичками, а всеведущий Миша объяснил нам, что по
ним замеряли уровень метана. Если птички померли, значит, что уровень метана
повысился.
Владимир Кулак
А вообще-то мне музей не понравился: во-первых, технология «не чувствуется» и
представлена банально; во-вторых, нам провели самую обычную экскурсию, явно
умирающий музейный жанр, где мы были только «ушами»; наконец, здесь человек - всего
лишь деталь производства. Вполне стандартный, но, увы, «одноразовый» музей. Тем не
менее, в Донбассе о таких музеях нам приходиться только мечтать.
А потом мы были в Центре коллекций Национальных музеев Шотландии в Грантоне.
Самое интересное для меня было посмотреть на работу химиков-искусствоведов.
Здесь же находятся ультрасовременные лаборатории консервации, таксидермии и научных
исследований. Выяснилось, что в Англии не хватает таксидермистов. Странно, почему в
Ростове-на-Дону не готовят реставраторов, хотя музейная и научная базы сосуществуют
бок о бок много лет. Кроме того, меня поразил тот факт, что музей работает с детьми из многодетных семей,
больными Альцгеймером и даже бездомными.