Природа стихотворений.

Oct 31, 2009 18:06

"В самом деле, стихотворение есть некий механизм, призванный вызывать
поэтическое состояние посредст­вом слов. Эффект этого механизма предугадать
невозмож­но, ибо, когда речь идет о воздействии на умы, ни в чем нельзя быть
уверенным. Но какова бы ни была пробле­матичность конечного результата,
создание этого ме­ханизма требует решения множества проблем. Если сло­во
"механизм" вас шокирует и сравнение с механикой кажется вам слишком грубым,
я прошу вас заметить, что написание стихотворения, даже весьма короткого,
может тянуться годами, между тем как воздействие его на читателя
осуществится в течение нескольких минут. В эти несколько минут читателя
ослепят находки, ас­социации, блестящие образы, накопленные за долгие месяцы
поисков, ожидания, терпения и нетерпения. Он будет склонен приписать
вдохновению значительно боль­ше того, на что оно действительно способно. Он
вооб­разит личность, сумевшую без долгих раздумий, без колебаний и без
исправлений построить это могущест­венное совершенное творение, которое
переносит его в некий мир, где предметы и существа, страсти и мысли,
созвучия и значения возникают из единой энергии, где они дополняют друг
друга и перекликаются, следуя каким-то уникальным законам резонанса, ибо
только уникальная форма возбуждения может вызвать одновре­менную активизацию
нашей чувствительности, нашего интеллекта, нашей памяти и нашей способности
к сло­весному действию, чрезвычайно редко связанных в ходе обыденной жизни.

Быть может, здесь следует особо подчеркнуть, что создание поэтического
произведения, - если подходить к нему так, как инженер, о котором я только
что го­ворил, подходит к своему замыслу, к разработке конст­рукции паровоза:
формулируя проблемы, требующие ре­шения, - что это создание должно казаться
нам делом несбыточным. Нет искусства, в котором существовало бы столько
независимых требований и задач, подлежа­щих согласованию. Я лишь напомню вам
то, что гово­рил о звуке и смысле, которые, хотя и связаны чисто условно,
должны быть приведены к предельно эффектив­ному взаимодействию. Слова часто
напоминают мне, вви­ду двойственной их природы, те комплексные величины,
коими столь любовно оперируют геометры."
Поль Валери.

Французский поэт и теоретик искусства вносит немного ясности в проблемы искусства и мастерства, поэзии и абстрактной мысли. Когда мы в 9-ом классе говорил о поэзии вообще приводилось много правильных цитат, говорилось много красивых слов. Но почему-то нам не советовали читать Поля Валери. Найти что-либо полезнее и грамотнее этих эссе практически невозможно. Особенно мне понравилось другое его сравнение. Как-то поэт прогуливался и размеренность шагов передалась ему снизошедшим откуда-то сложными ритмами и мелодиями. Но они оставались ему чуждыми: он не мог ни зафиксировать, ни понять. Вдохновение снизошло не к тому человеку и оказалось бесполезным.
То же самое касается и поэтов, не каждый сможет облечь пришедшие образы в нужные слова. Валери разделяет практическую речь и поэтическую. И это на его взгляд гораздо сложнее ситуации, в которой находятся музыканты. Ведь им сразу достаются механизмы получения чистых звуков, отличных от шумов. Поэтам приходится находить эти кисти и "краски" самим.

литература, философия, Поль Валери, цитаты, стихотворение, искусство

Previous post Next post
Up