Немногие живущие в Москве отчётливо осознают все плюсы проживания здесь и уж тем более пользуются этим. В моём понимании одним из очень значительных плюсов являет большое количество известных музыкантов, приезжающих в столицу России, а порой и только сюда, то есть пренебрегающих всеми остальными нашими городами. Живя в Москве, ты можешь посетить столько интересных коллектив, сколько не встретишь и за десяток лет проживания даже в таком солидном мегаполисе, как Казань или Нижний Новгород. И это огромный плюс. Я был бы не проетив поездить на зарубежные музыкальные фестивали, но порою не понимаю, так ли это необходимо в самом деле, ведь все и так приезжают к нам сами!
Вечер пятницы подарил нам фестиваль, по сути, гитарной музыки, удивительное, штучное мероприятие, о которых потом долго вспоминают меломаны, любители рок-музыки, любители чисто инструментальных произведений. В Крокус-сити Холл пожаловал легендарный проект G3, ведомый бессменным предводителем Джо Сатриани. На сей раз у него был новый состав, новая комбинация музыкантов, возможно, не самая интригующая, не самая интересная, но всё равно, пропускать такое не было никакого резона и никаких разумных оправданий.
Первым на сцене был легендарный гитарист Ули Джон Рот и его сопровождающий ансамбль. Чересчур разнузданный вокалист неприятно удивил меня сперва своей несимпатичной и шумной манерой исполнения. Ули Рот был немного в тени этого выскочки. Я совершенно не знаток его творчества вне стен всем известного коллектива, но наблюдать на сцене этого реликта ушедшей эпохи, современника и соперника Блэкмора и Хендрикса - это огромное удовольствие. Приятно, что аутентичным было звучание гитары маэстро, типично хардроковое, ламповое, не было так порой раздражающего металического лязгания. Гитара была певучей, буквально уносящей в беспредельные космические дали. Я долго пытался припомнить, кого мне так напоминает его манера держаться на сцене? Совершать такие движения руками, как будто он пытается визуализировать, обхватить руками конкретный мцузыкальный узор. Наверное, всё-таки Мика Бокса, но это не точно. В какой-то особенно трогательный момент, гитара стала издавать диковинный плачущие звуки на манер раненой чайки и будто бы рвалась из рук опытного мастера.
Запомнился мне и другой момент, когда по ходу своего сольного выступления Ули попытался что-то сказать или пропеть, но получилось очень тихо из-за его сиплого, слабого голоса. И сразу же после этого он заиграл какое-то особенно яркое соло. И я подумал: «Вот так контраст! Он будто бы призван объяснить нам, что является настоящим подлинным голосом этого легендарного музыканта. Голосом, которым он может сказать гораздо более, чем своим обычным.»
После довольно уместного и часто игнорируемого организаторами антракта на сцену вышел куда как более молодой гитарист: пышущий здоровьем и брутальной мощью Джон Петруччи. Всех немного подивило это сопоставление искушённого и умудрённого Ули Рота, мягкого и самоуглублённого, и Петруччи с огромной чёрной бородищей и руками, с надутыми бицепсами.
Как Джеймс Лабри в своём творчестве порой тяготеет к творчеству Metallica, так и Петруччи вдруг, оказавшись в отрыве от своего коллектива, начал нарезать что-то типа треша. Компанию ему доставили также довольно известные музыканты. На басу ему помогал Дэйв Ла Ру. Барабанщиком был штатный драммер основного коллектива Петруччи - Майк Манжини.
Музыка была разной и ожидаемо интересной. В начале гитара Петруччи порадовала всех глубоким и полнозвучным звучанием, словно кто-то воссоздал Иерихонские трубы. Затем выпускник колледжа Беркли перешёл на что-то очень качёвое и при этом сильно напоминающее мат-метал типа Meshuggah. И могу сказать, что мне это очень понравилось в его исполнении. Затем Петруччи от этого нагромождения тяжёлых и угловатых риффов вдруг переходил на некий добрый и позитивный, жизнеутверждающий гимн. И данный переход удивлял и озадачивал своей внешней непоследовательностью. Но по лицу Петруччи было заметно, что всё это хорошо продумано, он расплывался в доброй и продуманной улыбке во время таких позитивных моментов.
Затем уже ближе к концу его части выступления, Джон вдруг заиграл какой-то бодрый рок-н-ролл, временами переходящий в кантри, но всё это, разумеется, через призму металлического видения музыки. И если говорить языком аналогий, то в тот момент Петруччи нацепил на себя маску другого виртуоза - Джона5 из сопровождающей группа Мерилина Мэнсона, но который давно уже перерос своего патрона. На короткое мгновение я задумался на тем, что Сатриани вполне мог пригласить в следующий состав и самого Джона5. Но и к Петруччи было не придраться, настолько сбалансированно и содержательно, красиво и ненадоедливо он звучал!
Следующим в программе значилось сольное выступление самого Сатриани, которое все ждали с огромным нетерпением. Но само выступление оправдало ожидания, на мой вкус, лишь отчасти. Если Петруччи мы вправе упрекнуть в чрезмерно металлическом звучании (но делать этого, конечно, не будем, ибо он плоть от плоти этой музыки и потрясающий мастер), даже там, где по смыслу это совсем не обязательно, то манеру звукоизвлечения Сатриани, мне кажется, можно узнать практически сразу. Его можно распознать вслепую из тысячи других музыкантов. Это и не чисто металлическое звучание и не хард-роковое вместе с тем, нельзя назвать его и чисто прогрессивным. Оно обладает особенным тембром, ноздреватым, терпким, шершавым, нарочито неаккуратными временами, будто наждак, изобилующим диссонансами и какими-то лишними звуками даже при исполнении всем известных стандартов, в этом весь Сатриани. Как оказалось, это был первый концерт то ли всего тура, то ли исключительно европейской его части. И вот, на мой взгляд, ближе к концу своего выступления он немного отклонился от идеального баланса в своём выступлении, баланса импровизационной части и заготовленной, чётко продуманной в пользу довольно нудных и длительных соляков, тяжёлых для восприятия. Кроме того, подозреваю такой гнетущий эффект на многих произвёл слишком уж высокий уровень шума рядом со сценой. Так, рядом со мной два меломана, изображая нестерпимые муки, затыкали себе уши. Если что и было неприятного порой в звучании гитары именно по ходу выступления Сатриани, то это небольшое металлический отзвук, как это было, если вы помните, на московском концерте Макальпина несколько лет назад. У Сатриани был с собой также очень серьёзный сопровождающий ансамбль. И особенно симпатичной показалась мне дуэль Сатриани с клавишником (он, кстати, совмещал в себе роль, как клавишника, так и второго гитариста).
И вот после несколько затянутого сольного выступления главного музыканта и вдохновителя этого мини-фестиваля, настала очередь совместного джема. Специально, чтобы разогнать и взбодрить немного приунывшую публику, музыканты вызвали вокалиста из группа Ули Рота и зажгли с диппёрпловской «Highway star». Самое странное, что на этой знаковой песне мне его исполнение очень даже понравилось. У Ули Рота на время первых полутора песен что-то случилось с гитарой и его исполняющим песню пурпурной семейки мы так, к сожалению, и не услышали.
Я дурным голосом вопил на протяжении почти всей песни, рядом со мной отрывался ещё один какой-то не вполне трезвый мужчина средних лет. Но в целом, зал оставался абсолютно мёртвым и спокойным, и это нонсенс для рок-концертов. Мы всё-таки не в Кремлёвском Дворце слушали концерт! Как бы то ни было, но мне чрезвычайно сложно объяснить такую пассивность публики: влияние ли это чересчур академического зала Крокус-Сити-Холла, пагубное ли воздействие чересчур громкого звука на, так сказать, передовой зала в Мякинино или же все немного осовели на четвёртый час внимания этой прекрасной музыки. По крайней мере, я немного стал притормаживать под конец именно по этой причине, поскольку в тот день я, чтобы успеть побольше сделать на работе, очень рано поднялся утром.
Я немного песен узнал из совместного джем-сейшена. Единственное, что мне показалось слегка знакомым, так это те песни, в которых начинал петь Ули Рот. Мне показалось, это что-то из творчества Хендрикса, но я могу ошибаться. Ещё из забавных впечатлений по ходу концерта: чрезвычайно весело было наблюдать брутального, бородатого Петруччи, который, такое впечатление, слегка робел, находясь поблизости, на одной сцене с легендой хард-рока Ули Ротом. И ешё по поводу следов, что оставляет на нас время. Просто поразительно, насколько молодо и бодро выглядит сейчас Сатриани. Лет 10 назад мне довелось удивиться аналогичным обстоятельствам, но в отношении Гленна Хьюза, приезжавшего на концерт в Москву. Но Сатриани даже вблизи производил впечатление человека в сорок с небольшим лет, хотя ему уже за шестьдесят! Но ничто не указывало на его реальный возраст: ни внешность, ни манера поведения, ни улыбчивость, ни подвижность, с которой он мигрировал с одного угла сцены на другой, пытаясь цеплять струны зубами. Быть может тому виной его специфическая, без опознавательных знаков внешность гуманоида? Как бы то ни было, но целительный оздоравливающий эффект музыкальной терапии и жизни в гармонии с самим собой на лицо. Всё-таки просто так Сатриани не стал бы заниматься этой деятельностью в течение уже более 20 лет!
И в завершение хотел поделиться своим наблюдением о том, как поменялось восприятие музыки, в том числе и живой музыки посетителями концертов. К сожалению, на этот знаменательный концерт я забыл взять с собой смартфон, чтобы сделать несколько памятных кадров. Но потом даже похвалил себя за такое решение, впрочем, это судьба распорядилась подобным образом, а не я; в иные моменты было не видать зала даже мне с моим нормальным ростом и всё из-за огромного количества воздетых вверх рук с поднятыми мобильниками и даже экшн-камерами. Люди просто записывали видео, некоторые вели живые трансляции и ловили пузырики лайков, не сходя с места. Но меня неприятно удивила эта суетность и слепое желание тут же поделиться своими впечатления, максимально приближенными к том, как их воспринимаешь ты сам, без какой бы то ни было обработки, анализа или выражения собственного мнения на сей счёт. Само действо, сама музыка незаметно отходили на второй план. Кто-то без конца делал селфи, повернувшись к сцене спиной. Да, странные временами формы принимает прогресс! Эх, не помешал бы на этот случай какой-нибудь лихой менеджер, типа Питера Гранта, который бы поучил уму-разуму всю эту публику, как в старые добрые времена, чтобы люди тратили время не на социальные сети и виртуальные дивиденды, а на музыку и собственные эмоции от этой музыки!