Актуальные мелодии - 5. Альбом группы Leprous "Bilateral".

Jun 01, 2012 22:17




Прочитав рецензию в музыкальном журнале «In Rock», а в большей степени по рекомедациям знакомых из френд-ленты я решил прослушать альбом «Bilateral» доселе для меня неизвестной группы Leprous.
И начал я уже с третьего - последнего альбома этой группы и, может быть, сделал правильно. Так как их мастерство на 3-ем альбоме стало просто невероятным. Прошибает с первого раза так, что альбом хотелось переслушивать раз за разом, разбирая его по трекам, подмечая всё новые и новые детали.


Первый титульный номер «Bilateral» не очень впечатляет - обычный прогрессив с хорошим голосом, коих можно найти немало.
Но «Forced Entry» уже напрочь срывает крышу своей сложностью и многоплановстью. Длина композиции сильно превышает обычную продолжительность композиций в современной рок-музыке, зато вполне подходяща для прогрессивной музыки. И за это время ритмические изыски в духе Dream Theater успевают перейти в практически пост-роковый шквал, а из него в меланхолическую балладу с интересными звуковыми эффектами. Ну, и никуда не деться от эпитетов в адрес ангельского голоса основного вокалиста норвежской группы Эйнара Сольберга. В рецензиях на первых два альбома упомяналось о трёх вокалистах этого достойного коллектива, я читал те строки с удивлением, поскольку на новом альбоме всё это абсолютно неразличимо. И есть у меня подозрение, что в конце этой композиции в дело вступает как раз запасной вокалист коллектива с ультразвуковым верещащим голосом. От этого аж мурашки начинают пробегать.

«Restless» совершенно гипнотическая композиция, наполненная вначале ангельским многолосием в духе исландской группы Arstidir под вычурный механический гитарный перебор, выполненным в стиле Роберта Фриппа. А потом вдруг начинается практически танцевальный кач, как было в «Disco queen» Pain of Salvation. И чистый голос очень силён у основного вокалиста коллектива - выразительный и разливистый в отдельные моменты напоминающий чистый высокий голос Ханзи Кюрша, но этот диапазон для него явно более естественен.

«Thorn» - определённо шаманская композиция с красивым пауэр-металлическим продолжением и красивым припевом. По выразительности голоса Сольберг явно учился у своего более опытного и заслуженного соседа Дэниэля Гильденлёва, но у того чувствуется определённый уклон в сторону поп и даже соул-исполнения, судя по тому, как швед тянет определённые места. Ну и Гильденлёв не чистый вокалист, а основа своей группы, её душа. Сольберг менее распевный исполнитель, более динамичный. Возможно даже голос у него более сильный, чем у его коллеги по жанру… А какова концовка этой композиции со скримингом Инсана из Emperor под звуки какого-то адского ска? И в этой композиции, в частности, будет очень уместным похвалить гитаристов этой славной группы Тора Оддмунда и Ландсверка за тягучие “саббатовские” риффы.

Вкрадчивое вступдение и струящиеся звуки чего-то по тембру очень похожего на электроорган хаммонд встречают слушателя в «Mb. Indifferentia». И воздушных голос по текстуре вызывающий ассоциации с облаками, которые, правда, изредка прорезают довольно яркие и даже резкие солнечные лучи. Однако же в целом голос Сольберга, как бы это выразиться, очень мягок и деликатен, и по-своему мечтателен. А помпезная концовка, напротив, годится только для гигантских стадионов и лучших концертных залов, а не маленьких прокуренных клубов, где, скорее всего, придётся поначалу выступать этому коллективу. И в чём-то голос этого норвежца напомнил мне голос Михаэля Киске на одном из сольных альбомов - почти такой же сильный, ровный. Такое чувство, что обладатель этого “инструмента” тянуть голосом может практически бесконечно…

«Waste of air» поражает безумным шизофреничным началом с налётом пост-роковой цикличности. Потом в дело вступает модерн-металлический кач. Голос тут тоже выбран подходящий - одного из того запасных вокалистов с отменным скримингом, но каким-то глухим и завораживающим. И опять нас настигают шаманские ритмы, выводимые на каком-то странном инструменте, что в целом становится как бы новой вехой в творчестве, например, Samael. Эта композиция очень странна. Когда к пению подключается Сольберг, всё это сильно начинает напоминать какую-то ведьминскую считалку.
А такие свободные уверенные манипуляции разнообразнейшими стилями, мне кажется, удел только очень сильных музыкантов. В этом они близки к великим Faith No More, однако дыхание севера всё-таки чувствуется ещё очень отчётливо.

«Mediocrity Wins» кажется номером, вышедшим из рук некоего мастера спэйс-рока, например, Арьена Лукассена. А этот странный речитатив? Откуда растут у этого ноги? Продолжая слушать дальше этот номер, мы встретим красивые виньетки в исполнении Сольберга, а также тот момент, из-за которого я считаю его голос похожим на голос Ханзи Кюрша. Отдельные интонации и оттенки этой песни кажется мне откуда-то знакомыми. Уж не от Pain ли of Salvation? Не знаю, но в героях нынешней рецензии меньше скепсиса и разочаровния, меньше боли, уж простите мне этот неловкий каламбур!

Если выделять в творчестве современных средних прог-металистов отдельные составляющие, так сказать, базисные вектора, то это пространство по большому счёту получается 3-мерным, т.к. есть ось Dream Theater, несколько вторичная ось Symphony X и более современная ось Pain of Salvation (понятное дело, сюда не входят многие основатели стиля, как Queensryche и Fates Warning). «Cryptogenic Desires» в таком случае практически полностью исчерпывается проекцией на ось Dream Theater. Но в том-то и дело, что Leprous уже нельзя причислять к средним представителям своего жанра. И часть песни является проекцией на ось современного модерн-метала в духе Linkin Park, но почему-то под звуки «Хаммонда».

«Acquired Taste» - красивая баллада с клавишным вступлением и сильным выразительным вокалом, который всё-таки никак нельзя называть безжизненным, как у других экзотических северных прогрессивщиков, например, Archturus. Эта песня похожа на прощание, на уход в небо, особенно если говорить о “ступеньке”, уходящих вверх по тону стонов главного героя в духе «Child in Time».
Довольно органично смотрится в концовке и виртуозный прогрессивный проигрыш.

Особенно не поражая показной сложностью композиций, дикими авангардными экзерсисами или экзотическим национальным колоритом, Leprous умудряются сделать очень непростую вещь: они удивляют своей музыкой любого слушателя и заставляют возвращаться к ней снова и снова, будь то искушённый меломан или услышавший их по ошибке юнец, ничего не смыслящий в прогрессиве. «Painful Detour» - внешне более обычная и спокойная композия, чем множество песен с предыдущих альбомов, но эта песня подобна целой жизни, где множество совершенно разнородных и непохожих друг на друга частей тем не менее соединяются весьма органично и достоверно.
Браво! Великолепное завершение великого альбома. Очень надеюсь услышать от этой группы ещё более интересные и удивительные неземные новые творения!

А тем, кто ещё не слышал произведений этой интереснейшей группы и, в особенности, конкретный альбом советую немедленно восполнять это досаднейшее упущение. Это совершенно определённо один один самых ярких, красивых и необычных альбомов прошедшего 2011 года! Доставьте себе такое удовольствие. Альбом не оставит вас равнодушным вне зависимости от ваших музыкальных предпочтений, это я вам гарантирую.

критика, leprous, 2011, прогрессив, музыка

Previous post Next post
Up