О 3-ем полуфинальном матче "Мачерата" - "Кунео".
Последний 3-ий матч «Мачераты» против «Кунео» стал довольно неожиданным, как с точки зрения игры, так и итогового результата, вернее счёта. Очень многое, произошедшее за пределами телекамер и волейбольной площадки предопределило исход этого полуфинального матча. Я не смог откомментировать этот матч вживую, поскольку в этот день в Москве выступали легенды хэви-метала Judas Priest, поэтому сделаю это в формате печатного обзора.
В сильнейшем полуфинале снова встречались эти две команды, как и в прошлом году. Единственная разница состояла в том, что тренерский гений Альберто Джулиани переметнулся на сторону его бывших противников после того, как Мауро Беррутто возглавил сборную Италии. Ну и вместе с Джулиани, как всегда, проследовали его руки - тот, кто лучше всего воплощает его планы в жизнь, доигровщик Симоне Пароди.
Для «Мачераты» этот матч сулил мало хорошего, т.к. вне игры оказался Игорь Омрчен за 8-ую (sic!)
жёлтую карточку за сезон. А без основного диагонального играть, как вы понимаете, очень непросто, тем более без такого, который держит на своих плечах столь титаническую нагрузку…
Но Джулиани-то хотя бы оказался готов к такой ситуации и очень грамотно распределился своими четырьмя доигровщиками. В диагональ пошёл резкий и грамотно выходящий под мяч Савани, Иржи Ковар встал вместе с Пароди на приём, а вот бразилец Лампариелло Дэвидсон надел майку 2-ого либеро и зачем-то начал регулярно выходить на подмену Эксига для игры в защите. Более странного и глупого тактического хода и придумать было странно
всё-таки игрока сильнее, чем француз, в защите найти во всём мире едва ли возможно. Причём, насколько я понял, Лампариелло выходил вместо Эксига на все моменты своих подач, а не на моменты, когда подают центральные, как это обычно принято. То есть происходила замена либеро на либеро. Для чего это делалось, абсолютно не ясно: ни одного яркого момента при игре в защите у бразильца не было. Ну и действительно, за весь сезон он привык выходить на усиление приёма вместо одного из доигровщиков. Хотя с другой стороны, может, не в форме находился французский либеро? Или Лампариелло хорошо был сыгран и чувствовал игру Ковара для совместных действий в обороне?
Первая партия началась довольно ровно, однако ко 2-ому техническому перерыву условные хозява оформили уже довольно заметное преимущество 16:11, условные, поскольку и для «Мачераты» этот зал родным не является, однако он больше и соответствует нормам для проведения игр плэй-оффа.
Ключевыми факторами, предопределившим преимущество «Мачераты», стали ошибки противников. И прежде всего, Леандро Виссотто и Николы Грбича.
Сербский связующий выглядел немного рассеянным и подавленным, кроме того допустил несколько нелепых ошибок во взаимодействии с нападающими первого темпа.
Ожидаемыми стали проблемы диагонального Виссотто в нападении. Вопреки сложившемуся мнению и его статусу вроде бы основного диагонального сборной Бразилии, это не самый достойный диагональный, не входящий и в десятку сильнейших диагональных мира на данный момент
. Его ахиллесова пята это именно игра в нападении против сильных крайних блокирующих. В играх за сборные его традиционно сериями начинали закрывать сильные на блоке кубинские доигровщики. В этом матче он стал добычей прыгучего Савани и техничного Пароди, которым успещно помогали сербские центральные «Мачераты». В итоге в этом матче ничего не осталось от величия Виссотто, и он предстал перед нами этаким колоссом на глиняных ногах. Посему довольно странным выглядело решение Камилло Плачи под конец первой партии заменить не бразильского диагонального, а Грбича на молодого Барановича. В первой партии в итоге оказались сильнее хозяева со счётом 25:20.
Во 2-ой партии в основе вышли снова Грбич и Виссотто. И в самом начале «Кунео» захватило инициативу, но праздник на их улице завершился с выходом на подачу Кристиана Савани. Его подача “выстреливает” далеко не каждую игру, но сегодня был день именно этого игрока
. 3 чистых очка с подачи и ещё много затруднённых приёмов на стороне «Кунео» и их соперники уже лидерами подходят к первому техническому тайм-ауту. А вот затем Камилло Плачи предпринял самый интересный ход в этом матче - он заменяет в последней трети партии пасующего и диагонального. Таким образом, на площадке оказываются Баранович и Хосе Мигель Касерез из Доминиканской республики. Однако поначалу взаимодействие именно между двумя этими игрока оставалось невостребованным: молодой связующий попытался сделать упор на доигровщиков, но это не прокатило, более того, в конце 2-ой партии, завершившейся со счётом 25:17, заменён был и Ирвин Нгапет на Джузеппе Патриарку. Александр Дементьев напрасно уверял всех в том, что Патриарка приглашён в сборную. В этом отчасти mea culpa, я забыл ему уточнить, что в сборную всё-таки приглашён Стефано Патриарка - центральный из «Вероны». Джузеппе же неплохо принимает и аккуратно играет в нападении, но не более.
В 3-ей партии отчасти от безысходности после столь разгромно проигранной 2-ой партии ставка была сделана на тёмную лошадку - Хосе Мигеля Касереза, что наконец дало нам истинное представление о его реальной силе. Учтите, я небольшой поклонник таланта Виссотто, но однако же даже делая поправку на это, объективно Касерез должен получать времени не меньше бразильского диагонального. Виссотто техничен и может играть быстро, но не справляется с главной работой диагонального нападающего - атак на организованном блоке: он всё-таки плохо видит блок и, видимо, не всегда способен бороться с ним по высоте. Более того, оседать в блоке он начинает сериями.
Кстати, в этом матче у него точно что-то приключилось со здоровьем, т.к. уйти во 2-ой партии ему пришлось вынужденно. Более того, он и вовсе покинул игровой зал при помощи врача
. После трагедии с Вигором Боволентой в Италии особенно пристально следят за такими моментами и не зря: Виссотто явно находился предобморочном состоянии и вспотел, как при лихорадке. Хотя по игре это не совсем читалось, в частности, он замучил своей подачей невысокого Эксига. На французе было набрано им два очка с подачи.
А вот Касерез - это экзотика из страны, где мужского волейбола как бы и нет. Оттуда мы знаем ещё только Элви Контрераса. Но Касерез - это диагональный выше Элвиса более, чем на 20 см и обладающий пропорционально более высоким прыжком. О нём достоверно было известно, что его высота съёма 385 см, то есть самая высокая среди всех волейболистов, кроме Теодора Тодорова, с которым у них паритет.
Я смотрел ранее пару матчей с участием этого игрока по интернет-трансляции. В тот момент своей карьеры он играл за французский «Пуатье», это было до прихода к ним великолепного Руазье.
Сейчас поделюсь своими впечатлениями о нём. Это был действительно высокий игрок. При этом мне показался он довольно худым. Собственно этим критериям удовлетворяет и Волков и чуть более крепкий Можджонек. Но Касерез при этом был ещё и довольно подвижным, даже, я бы сказал, суетливым игроком. Он производил впечатление ещё и довольно гибкого, хлёсткого игрока.
Наверное столь внушительная высота съёма и была обусловлена всеми этими качествами.
При этом он мне не показался диагональным экстра-класса, не было в нём какой-то пробивной мощи. Правда, он мог подать хорошую силовую подачу, поскольку энергично разбегался перед ударом.
Но факт остаётся фактом, высота съёма этого игрока, вероятно, самая большая среди всех волейболистов. А по высоте верхнего касания он способен соперничать с лучшими представителями баскетбольного мира.
Теперь я разглядел его игру поподробнее и понял, Касерез заслуживает места в основе хорошего клуба Италии, России или Польши. Он играет, как бы это помягче выразиться, не по-волейбольному странно. По манере он вылитый африканец из Софийского ЦСКА - Филипп Майо, если помните такого. В чём это выражалось? Его удары обмачиво мягки и часто выглядят накатами, но проще обрабатывать в защите их не становилось от этого. Касерез способен перевисеть любой блок, что он и проделывал. Он сам играет на блоке минимум не слабее Виссотто. Сумел набрать очко и с подачи, и опять же подача в его исполнении смотрелась как-то по-спиридоновски нестандартно, т.е не очень быстрая, но идущая по странной траектории с необычной высоты. Концовка 3-ей партии стала бенефисом доминиканца, который забивал почти всё и при этом забил немало брейковых мячей.
Ему помогал лишь Ирвин Нгапет. Француз под конец сезона набрал впечатляющую форму, теперь он всем очень явно показал: он игрок высочайшего уровня и не только во французском чемпионате, но и в сильнейшем клубном чемпионате мира. Он тут надолго, и более того, он явление не локальное, приуроченное к конкретной команде и к конкретному тренеру, как Пароди. Игра Ирвина - это некий несомненный инвариант, имеющий место при любых внешних условиях. Этот невысокий доигровщик - настоящий волейбольный бриллиант. И в этом матче он творил настоящие чудеса в нападении и на подаче. В приёме и защите его игра несколько померкла. Но в нападении он наконец начал на полную включать голову и какое-то звериное чутьё, какую-то французскую изворотливость, которая вкупе с его природной мощью и резкостью творит удивительные вещи. Но иногда он немного заигрывался с переводами из четвёрки по линии и допускал ошибки.
В любом случае, капитан в этот день выглядел заметно менее ярко. Воут Вийсманс с самого начала принялся в этом матче выживать, а не бороться.
Так или иначе, но то, что «Кунео» в итоге сравняло счёт в 3-ей партии и выбило на табло 24:24 это едва ли хоть на 5% его заслуга. Правда, после такой продолжительной серии брейковых мячей наступает закономерный спад и обратный брейк, что в конкретном матче означало счёт 3:0 по партиям и 26:24 в 3-ей в пользу «Мачераты».
Заметно сильнее «Мачерата», причём разница была на порядок, выглядела в центре сетки. Фортунато в конкретном матче вообще ничего не сделал, буквально ничего не забил из 3 попыток, ничего не заблокировал и один раз из 6 попыток ошибся на подаче. А с его планером на подаче ничего и не выиграть! Мастранжело класса своего не утратил, но возраст и усталость дают о себе знать. Уверен, сезон сборных он начнёт совсем другим игроком, но тут было важно, что с Барановичем они и не могли играть уверенно. В любом случае, сербские центры выглядели просто устрашающе. Тут никакого Бьелицы и в сборной не надо. Странно, но в нападении солиднее смотрелся Драган Станкович. Он забивал с огромной высоты и просто с хрустом впечатывал мяч в пол! 7 очков из 8 попыток и не единой ошибки, а вот Марко Подрашчанин тоже вроде бы забил всё, но лишь 3 атаки ему было доверено. В чём тут дело сказать трудно, но Марко снимает мяч ниже и играет чуть быстрее и, может, более требователен к передачам. Но он своё взял 4 блоками за 3 партии.
Теперь коротко пройдёмся по либеро, нет не так - по “либеро”. Дело в том, что первые места моего подиума представителей этого амплуа выглядят приблизительно так: 1-ое место - Вербов/Эксига, 2-ое - Энно/Сержио/Салпаров/Игнашчак ну и т.д.. Но, чтоб меня черти драли, кто в этом матче тайно нацепил маску Жана-Франсуа Эксига? Что у него случилось с приёмом, что это за неуверенные дерганья в приёме? На кой чёрт его менять в защите? Что вообще творится в мире и в голове у Джулиани? Хотя, подозреваю, Эксига тоже чем-то мог заболеть, может, они в одном ресторане с Виссотто потравились? И в защите его меняли, чтобы он не растряс себе всё. Ну, а Лампариэлло сыграл добротно, но в защите ни единого сэйва в духе Эксига не совершил. В качестве догадки, более высокий (190 см против 176 см) игрок был нужен для лучшей игры на подстраховке высоких отскоков? Или он резко в ультимативной форме потребовал себе больше игрокового времени?
В любом случае, на их фоне Юбер Энно смотрелся небожителем с его спокойным и всегда уверенным приёмом.
И под конец всё-таки надо сказать несколько слов об игроках ключевой позиции для «Мачераты» - про доигровщиков. В этом матче они проявили себя очень красноречиво, и именно в том ключе, который можно считать их почерком, их образом.
Кристиан Савани - любит почувствовать себя героем и спасителем команды, создан именно для таких ситуаций. Например, когда необходима его пушечная подача. Сыграл в нападении ярко и выиграл немало “мёртвых” мячей, с другой стороны, несколько раз ошибался сам, когда этого легко можно было избежать. Но его можно понять: ему пришлось играть на необычной для него позиции диагонального. Во многом поэтому его и выбрали MVP последнего полуфинального матча.
Симоне Пароди - это феноменально техничный и дисциплинированный, “правильный” игрок. Он обладает надёжнейшим чётким приёмом. Это своеобразный итальянский вариант Тетюхина, но без таланта нашего великого доигровщика, данного ему богом. В частности, Пароди иногда предсказуемо играл в нападении. При его среднем росте в 196 см, отсутствии высоченного прыжка (как у Конте) и такого темперамента и оригинальной техники, как у Савани и Спиридонова, скажем, и нехватки физических данных Зайцева или наших дюжих доигровщиков ростом за 2 метра, эти читаемые варианты порой брались в защите или закрывались блоком. Но этот игрок определённо проводник идей Джулиани в команде, это его руки. Они друг без друга - никто. Это я говорю на полном серьёзе. Как терялся Пароди в сборной, так и все клубы Альберто Джулиани начинали резко всё проигрывать, если у Пароди случались травмы.
Иржи Ковар - принимал всегда лучше Савани, но в этот матче в приёме провалился, зато не потерялся в нападении. Впрочем, в этих 7 очках в нападении из 10 попыток без единого огреха велика роль Травицы, который выдавал ему передачи очень дозированно и будто специально без серьёзных преград на блоке. Однако Ковар последнего слова в этом сезоне на тот момент ещё не сказал!