Пока ещё свежи впечатления от матча, надо поделиться ими с вами, поскольку матч, действительно, получился на славу. В последнее время ведь как-то все ответственные матчи, решающие матчи между итальянскими грандами протекали нервно и с заметным преимуществом одной из команд, т.е. кто-то из противников начинал давить, а другой вдруг сдавался сломленный. Так было и в Чемпионате Италии и в Кубке. И вот, наконец, поединок равных соперников - настоящая и долгожданная битва титанов.
Альберто Джулиани становится настоящим злым гением для самого успешного клубного тренера последних лет Радостина Стойчева, и их противостояние продолжилось уже и после перехода Джулиани из «Кунео» в «Мачерату», но этот многомудрый тренер не оплошал и увлёк за собой в новый клуб своего любимого доигровщика, с которым уже сотрудничает в 3-ем клубе! И вот агрессия и упорство противостояний прошлого клуба Джулиани и клуба Радостина Стойчева перенеслись и на противостояние «Мачераты» против «Тренто».
Особенно данный факт становится убедительным от поимённого сравнения игроков прошлого «Кунео» и нынешней «Мачераты». Вместо Юбера Энно теперь тоже французский либеро Эксига. Вместо агрессивного ударного доигровщика Вийсманса - чем-то похожий, но более молодой Кристиан Савани. Позиция диагонального в «Мачерате» выглядит теперь даже внушительнее - здоровяк Омрчен против постепенно подходящего к закату карьеры Владимира Николова, хотя стили игры всё-таки разные, об этом нельзя забывать…
Опять-таки сильна позиция центральных у «Мачераты», как и союз Мастранжело с Волковым в прошлом сезоне.
Знаете, в знаковых интересных матчах хочется говорить не об отдельных игроках, а о самом матче, именно перехватывает всё зрительское внимание. Именно игра в чистом виде, игра, как бушующая стихия, выходит на первый план, а не обособленные личности волейболистов, из которых эта игра состоит. В этот матче как раз были видны прежде всего команды и их характер.
А начинался матч более чем уныло и неинтересно. В первых двух партиях поначалу шла равная борьба, но «Мачерата» всё время немного шла впереди и всё время казалось, что они могут в любой момент прибавить. Так и происходило, но в конце партий, обычно на подаче одного из славных подающих, коих в «Мачерате» очень немало. Игра подопечных Джулиани сводилась к традиционной схеме: качественный приём и игра через центр и диагонального. Омрчен был просто неудержим. Хорватский диагональный продемонстрировал весь свой богатейший арсенал, атакуя круто по ходу, в стык между блокирующими, он выполнял рискованные атаки по линии, отыгрывался от блока в аут через далёкий отскок на сторону «Тренто», через короткий боковой отскок на свою сторону площадки, так сказать, наудачу, но слишком уж часто ему везло, чтобы называть это везением. Это мастерство. Блок «Тренто» абсолютно потерялся, задёрганный больших числом степеней свободы у Травицы. В прошлом году с «Кунео» в кубке всё было также очень похоже, но тогда была обратная ситуация - Грбич при помощи комбинация «Волна» выводил на одиночный блок крайних нападающих теперь же центр внимания блокирующих «Тренто» был сосредоточен на Омрчене и практически без блока гуляли центральные и доигровщики.
В свою очередь очень невнятно начал матч Матей Казийски. Я так и не понял, что с ним было в этой игре. Прыгал вроде бы высоко, но никак не мог добить до пола, как будто опасался за своё плечо. В итоге на фоне его обычной уверенности в игре против организованного блока команда получила астрономическое число смягчений атак и 5 заблокированных атак, при этом около 3 блоков на Матея поставил именно хорватский диагональный. Но Рафаэль всё продолжал и продолжал играть на Матея, и я так и не понял зачем. С высоким процентом и малой загрузкой провёл эти две партии кубинский доигровщик в составе «Тренто», однако уже не первый матч внушает опасения повязка на икроножной мышце у Гyанторены. Особых же претензий к Яну Штокру быть и не могло: он был единственным, кто держал игру в составе «Тренто» и продолжал сопротивляться.
И очень уместным выглядел мой тезис, высказанный не только вовремя матча, но и до него, о некотором сходстве диагональных нападающих этих двух команд. Диагональных, которые играют в стиле “супер-Стенли”, отличает не только огромный рост, высокий прыжок и сила удара, но и манера игры с постоянными отыгрышами от блока из-за выбираемых плоских траекторий атаки.
В первых двух партиях, да и потом тоже просто выдающийся уровень игры продемонстрировал Жан-Франсуа Эксига. Он был очень существенной составляющей победы «Мачераты» в этих партиях. Помимо чистого приёма, хотя и не всегда идеального, наверное, он творил что-то невероятное в защите. В некоторых розыгрышах он обрабатывал по 2 прямых, не смягчённых блоком, удара
! Отбивал мяч корпусом, одной вытянутой рукой или рукой поднятой, а то и вовсе согнутым плечом. И Эксига в этой игре очень грамотно и своевременно выбегал на подстраховку. Ни секунды он не находился в покое и вёл себя, словно ртутный шарик.
Третья партия начала развиваться по тому же сценарию, что и две первых. И максимальным разрыв стал при счёте 18:13 в пользу «Мачераты». И казалось, что через пять минут матч точно закончится, но не тут-то было! Ведь на подачу вышел Османи Гyанторена.
Первое брейковое очко он набирает выбивающей подачей и последовавшим затем атакой с задней линии.
Потом была атака Омрчена, которую судьи назвали ушедшей в аут за лицевую, но лично я в этом уверен не на 100%.
Вслед за этим Митар Джурич ставит блок на Станковича, нападавшего первым темпом, единственный, кстати, блок на серба в этом матче.
После перерыва, взятого Джулиани, Гyанторена не подаёт, но сам же снимается атакой с задней линии. И на подачу выходит новичок команды - второй центральный «Тренто» Маттео Бургшталер вместо заболевшего пневмонией после вирусного заболевания Эммануэле Бирарелли
. Вроде бы ни до, ни после этого Маттео Бургшталер не подавал опасного планера, а тут он как нашёл болевую точку на теле «Мачераты», и принялся грузить подачей Пароди. Симоне сперва принял слишком на сетку, а Травица уже паснул по сути на сторону противника. Потом итальянский доигровщик просто не дошёл до укороченной подачи Бургшталера. Затем всё того же Пароди после неважнецкого приёма в зоне второго номера, блокирует Матей Казийски! И счёт с 17:19 после подач Гyанторены превращается в 19:23. Однако ещё один тревожный момент наступил после ошибки «Тренто» на съёме: Матей не уложился в пределы отведённые боковой линией при атаке из четыре по четыре, но третья партия всё-таки остаётся за прошлогодними финалистами кубка.
Четвёртая партия показывает совершенно очевидно - «Тренто» перехватило инициативу у своих противников: она начинается с обескураживающих для подопечных Джулиани 1:8
Но стремительным рывком они сокращают это отставание в счёте, опять в немалой степени за счёт большой плотностей действий по набору брейковых очков: игре на блоке и в защите. Разница в счёте сократился до вполне пристойных 7:9. Но после умело взятых пауз и внушений от Стойчева трентинцы пришли первыми и ко второму техническому таймауту 12:16. И в итоге именно 4-ый сэт стал самым спокойным для «Тренто»: в нём они одержали победу с наибольшей разницей в счёте 21:25. Причём посадить на лавку пришлось самого капитана нынешней сборной Италии - Кристиана Савани: вместо него очень неплохо сыграл в середине партии Иржи Ковар.
Пятая партия стала настоящим испытанием для нервов болельщиков и той, другой команд. Неуверенность, поселившаяся в сердцах волейболистов «Мачераты», продолжала сказываться и тай-брейке. В небольшой отрыв уходят подопечные Стойчева. Но в середине партии плохую шутку с ними играет самоуспокоенность и уверенность в итоговой победе - они нарушают правила в очень тонком моменте, блокировав мяч раньше, чем его коснулся нападающий и чуть-чуть, но на стороне «Мачераты». Но по ходу партии неожиданно дважды успешно действует в атаке Матей, а Савани многовато смягчают блоком. Кроме того, более грамотно действовали трентинцы и на подаче: они не так рисковали, зато всё время вводили мяч в игру довольно плотной подачей, а игроки противоположной команды рисковали чрезмерно, хотя и набрали 2 очка с подачи против одного у «Тренто». Но 7 ошибок на подаче на тай-брейке - это сверхрасточительство. Особенно мне понравилась подача Штокра - выверенная и плотная, но с периодическими укорачиваниями, идущая в зону первого номера. У «Мачераты» навылет подал Станкович, и под конец брейковое очко добыл с подачи Драган Травица: мяч зацепился о трос и камнем рухнул под сетку
, вторая его подача пошла просто в сетку. А конковку партии предрешили ошибки, как это ни странно, Травицы на передаче, связанные с расстоянием до сетки. Причём ошибка-то была ни одна, а несколько. Последней из них он как раз и загнал Омрчена в блок противника -> 16:18.
Наверное, поэтому пока я рановато начал говорить о Драгане Травице, как он новом Ллое Болле, и том, что его плюсы не в руках, а в голове, имею в виду внешнюю простоту его игры, однако безошибочное распределение нагрузки между игроками. Но мастерство его всё-таки иногда подводит, особенно в критических ситуациях. Но это далеко не приговор, уверен, у этого замечательного игрока всё ещё впереди. Ведь и Рафаэль Оливейра был далеко не безгрешен. Взять хотя бы его “синдром Бутько”, по ходу всего матча, когда он вообще перестал играть первым темпом, ну куда годится такой примитив в игре? Хорошо, вынесли нагрузку Штокр с Гyантореной. Да и проявившийся интерес к Штокру у Рафаэля лишь к концу тай-брейка мог обернуться довольно печально, молодец Штокр, что всё-таки выиграл в той ситуации с заниженной немного передачей!
Выводы:
1) Какие могут быть сделаны выводы после этого матча? С одной стороны, если бы в надлежащем состоянии пребывал к этому матчу травмированный незадолго до этого матча Джурич и смогу отыграть в финале Кубка Бирарелли, то «Тренто» с самого начала выглядело бы намного увереннее. И дело тут не только в слабости Бургшталера как игрока, но и в том, что у подопечных Стойчева не осталось и следа командной уверенности в этом матче. Вспомните хотя бы, как они бились в регулярке против «Кунео», вспомните насыщенность игры во всех компонентах, в том числе и в защите! «Мачерата» бы точно не вынесла такого темпа игры, какой был продемонстрирован их соперниками ранее. Кроме того, едва ли не впервые «Тренто» уступило сопернику и по полуфиналу, и по финалу в игре на блоке. Да, Бургшателер сильный перспективный нападающий первым темпом, и было очень полезным проверить этого итальянского центра в боевых условиях, но Бирарелли заметно лучше играет при выстраивании группового блока и, может, сильнее даже в персональном блокировании в центре сетки. Поэтому проведённая игра была не совсем игрой «Тренто», а игрой команды с телом «Тренто» и, допустим, очень неплохим, качественным, но всё-таки протезом руки!
2) Что бы мы не придумывали менеджеры, директора команд и искушённые селекционеры, пара доигровщиков Казийски-Гyанторена по-прежнему вне конкуренции. Им даже близко нет равной замены ни в одном из клубов мира, особенно принимая во внимание атакующую мощь этой пары доигровщиков. Что-то пытается придумать хитрец Баньоли, комбинируя Мэтью Андерсона то с Диком Коем, то с Маттео Мартино. Навроцки тщетно держится за Курека и вытянутого как раз из «Тренто» Виньярского. Совсем уж неубедительными выглядят попытки Флавио Гуллинелли и Камилло Плачи возродить дух прошлогоднего «Кунео» с Вийсмансом и уже Нгапетом вместо Пароди.
И поначалу сезона мне казалось, что конкуренцию паре доигровщиков Стойчева могут составить Пароди с Савани. При этом я имел в виду того Савани, которого мы все видели на Мировой Лиге и Чемпионате Европы - 2011. Но теперь понятно, что тогда он пребывал на каком-то совершенно невероятном подъёме, а без той физической формы, он, увы, уже далеко не так опасен и интересен. Его агрессия в нападении была хороша именно в сочетании с высотой его прыжка. Меньше он стал играть от блока, то есть всё не то. В клубе это абсолютно другой игрок.
3) В конце 80-ых, на мой взгляд, физически и по игре в нападении всех очень заметно превосходил американец Карч Кирай, который выглядел пришельцем из иной эпохи. В начале 90-ых и практически на всём их протяжении не было никого даже близко по уровню сопоставимого с Дмитрием Фоминым, который тогда был худеньким, и прыгал как Казийски лет через 15 после этого. Только Зорзи мог на равных соперничать с ним, но за счёт игрокого интеллекта и необыкновенного мастерства при неплохих физических данных. Теперь таких игроков, настолько явно превосходящих всех остальных физически, практически нет. Однако превосходство Гyанторены надо всеми остальными действительно порой вызывает оторопь. Так и в этом матче он раз за разом атаком поверх группового блока или через него. Как это, так же просто невозможно? - а кубинец делает. И думаю, центр тяжести в паре Матей-Османи Гyанторена постепенно смещается именно в сторону кубинца. А болгарину надо, наконец, хорошо подлечиться и отдохнуть.
Собственно, именно за уровень своей игры и стабильность кубинец и получил титул самого ценного игрока финального матча.
4) Но магия «Тренто» отнюдь не в кубинском доигровщике, вернее, не только в нём. Их секрет в сотрудничестве Матея, Стойчева, Серниотти, Маттео Левратто и Маттео Зингаро. В способности поддерживать в каждый момент актуальность текущего состава, и делать его лучшим, изменяя под собственные нужды. Если что, я праткически уверен: «Тренто» справится с уходом из команды Гyанторены, и возродится столь же сильным коллективом. Ведь как-то они умудряются играть со столь неубедительным либеро, как Андреа Бари. Давайте смотреть правде в глаза: по сравнению с Эксига - он просто пустое место, место в команде у него только потому, что он итальянец и умеет сносно принимать
. А держать приём для этого состава главное, поэтому на его прорехи в обороне просто закрывают глаза. Но где гарантии, что вместо него когда-нибудь не предпочтут Джиови также из сборной Италии или вдобавок ещё и великолепного защитника Дэвида Марру?
5) При ближайшем рассмотрении этого матча, переходя на терминологию кинокритиков, можно сказать, что фильм был снят по отличному сценарию и его ставил отличный режиссёр, но явно набивший руку на низкобюджетных хоррорах. Однако немного подкачали актёры второго плана. Зато исполнитель главной роли определённо заслуживает «Оскара».
И ведь, действительно, в некоторых компонентах уровень игры не очень-то высок. Из центральных более-менее не стыдно только за Драгана Станковича. Но и его прихватывал блоком Джурич. Подрашчанин же вовсе разучился блокировать. Кроме того куда-то растеряв все свои навыки отменного подающего, он продолжал рисковать и запорол слишком много подач. Ведь понимате, своими суммарными 27 ошибками на подаче «Мачерата», по сути, рвала целостность собственной игры и не давала возможности ошибаться на приёме «Тренто»!
6) С Симоне Пароди всё несколько сложнее. Да, Джулиани знает, как подводить этого игрока в оптимальной форме к ключевым соревнованиям, да он умеет использовать его самым эффективным образом. Но даже при самом благополучном стечении обстоятельств Пароди не тотягивает до Гyанторены и не дотягивает очень много! Более того он как-то не акцентирует усилия на собственных козырях в виде качественного приёма, а наоборот начинает сыпаться в этом элементе! В нападении же ему пытаются максимально удобные условия по сравнению с остальными нападающими в виде скоростных передач, в виде прыгающего рядом нападающего первым темпом, но видно, видно, что тот же Зайцев в нападении играет лучше. Да и в приёме с недавних пор не уступает.
7) Диагональные обеих команд провели матч на уровне. Но Омрчену в концовке слишком много насолил Травица. Хорватский диагональный же потрясающе техничен. Вспоминается хотя бы его аккуратный отыгрыш от рук блокирующих метра этак с четвёртого ударом по направлению снизу вверх. Если бы матч выиграла «Мачерата», то приз MVP дали бы Омрчену.
Штокр играет попроще, но это продолжение всё той же истории про постепенную актуализацию всех игроков, вытупающих за «Тренто». Кто бы из топ-команд отказался теперь пригласить к себе этого диагонального? А между тем 70% теперешнего Штокра эта заслуга Стойчева и тренировочного периода длиной года в полтора, в течение которого проходило становление чешского диагонального от корявого нападающего с приличной высотой съёма, которого блокировали намного чаще, чем Мороза и Полтавского вместе взятых, в игрока, который не выпадает из ряда таких нападающих, как Казийски и Гyанторена! Под бдительным мониторингом Стойчева он грамотно обуздывает свои деструктивные желания забивать в пол и демонстрирует чудеса осмотрительности в виде постоянных отыгрышей от блока и этакой “раскатистости” в игре, в том числе и на подаче. Минимизация рисков - вот главный императив для Штокра от тренерского штаба «Тренто».
Чем-то похожим, но в гораздо меньших масштабах пытается заниматься Джулиани, который только таскает за собой не Матея, а Пароди. Но и он является в очень приличной степени упорядочивающим конструктивным фактором для любой команды, которую тренирует. При нём любая команда начинает, будто железные опилки, постепенно выстраиваться вдоль силовых линий его игровой модели, однако же не сразу и путём маленьких шажочков, после серии встрясок. Поэтому-то не всё у него получилось за год работы в «Кунео».
8) А «Тренто» это уже нечто большее. Это бренд в клубном волейболе. Причём бренд уже больший, чем бренд «Белогорья», что всё-таки достадно. И эта история на наших глазах прирастает новыми достижениями, как растущий снежный ком. И эти достижения не тормозят развития клуба, а напротив, толкают его на ещё большие успехи. Победы «Тренто» уже не успех текущего состава, а успех игровой модели, модели воспроизведения высоких результатов на мировом уровне. Это идеальная концепция, воплощённая в жизнь.
Известный философ Освальд Шпенглер писал: «Как в мире истин все решает доказательство, так в мире фактов -успех. Успех, т. е. торжество одного потока существования над другими. Жизнь возобладала; грезы мироусовершителей сделались орудиями властных натур».
Однако результаты мира идей обладают некой инвариантностью и постоянством по отношению к переменам происходящим в реальном мире фактов. С их помощью можно прогнозировать будущее и подстраиваться к условиям мира, который наступит завтра.
Так вот тренера и селекционеры «Тренто» во главе с Диего Мосной сумели мир идей поставить на службу людям дела - тем, кто волейбольные теории год за годом обращает в волейбольные победы.