Один из самых странных, неожиданных и удивительных результатов на Кубке Мира - 2011 для меня принёс матч Куба - Италия.
Судите сами, очень сильно ослабленная сборная с Острова Свободы без Леала, Симона, Камехо выходит на одного из лидеров современного волейбола сборную Италии, которые уже успели победить самих бразильцев. А кубинцы до этого без вариантов уступили полякам и проиграли Аргентине 1:3, что уже вообще ни в какие ворота не лезло. Причём к прогнозам в пользу Италии меня настраивали некие общие качества поляков и итальянцев, которые могли бы в этом матче сыграть как раз за волейболистов с Аппенин, но в итоге получилось всё совсем наоборот: в этом матче довольно уверенно и задорно победила Куба со счётом 3:1.
Главная наша задача - попытаться понять, почему такое произошло, почему рассыпались итальянцы и кто в этом больше всего виноват. И на что, наконец, на самом деле способна кубинская сборная?
Вообще, у меня сложилось такое впечатление, что когда все сборные начали уже уставать, кубинцы только начали входить в игру, только набрали свой темп. Итальянцы в этом матче, например, выглядели уже немного вялыми и потерянными, а кубинцы невероятно сконцентрированными и собранными. Знаете, поначалу я собирался сказать стандартную фразу о том, что итальянцы выбрали неправильную тактику в матче против кубинцев, они подобно Косте Цзю в поединке против Рикки Хаттона, напрасно бросились в сражение на территории противника, в стиле, который предпочитает противник. То есть они ошибочно решили, что смогут одолеть противника, играя с ним в силовой волейбол. Такое могло бы прокатить против любой другой команды, но наверное всё-таки не против Кубы - как раз одного из апологетов такого стиля игры, как и Россия с Болгарией. Но в Скуадре Адзурре сейчас много молодых и много новых игроков, которые могли находиться в некоторой эйфории по поводу своих реальных возможностей, тем более, что действительно - эта сборная Италии смотрится намного атлетичнее всех предыдущих составов.
Это первоначальное моё мнение верно, но лишь отчасти. Скажем, это верно в отношении Ивана Зайцева, который несколько переоценил свои качества как нападающего и напрасно так часто ломился в кубинский блок. Он парень мощный, высокий, но не обладает сверхвнушительной высотой съёма и пока не мастер играть от рук блокирующих. И против такого кубинского блока он ничего не смог придумать, его выручали лишь ситуации с разорванным блоком. А когда Иван потерял уверенность, его стали и довольно часто смягчать блоком.
Эта теория справедлива и для первой партии матча в отношении Михаля Ласко. На этом турнире больше не было столь неудачных для него матчей и партий. Его сразу же в первой партии закрыли несколько раз блоком! Думаю, для него такого неуловимого и неудобного игрока это стало настоящим шоком, как для голого короля, когда ребёнок назвал вещи своими именами. Но впоследствии он взял себя в руки и провёл очень солидный матч. Однако опять же не в первом матче с его участие всплывает одна и та же ошибка Мауро Беррутто и Драгана Травицы - ни в коем случае не давайте низкие прострельные мячи Михалю, когда он атакует из четвёртой зоны. А лучше не давайте ему туда никаких передач! Леворукому игроку без высокого прыжка и хорошей выучки, как у Хосе Риверы, скажем, очень непросто атаковать из четвёртого номера. Ласко просто бил по ходу и его самым немудрящим образом закрывали в четвёрке.
С другой стороны, озадачило меня и решение Блэквуда по расстановке кубинской сборной. Все, надеюсь, понимают, что согласно традиционной расстановке один из доигровщиков должен атаковать из двойки. Может, и не атаковать, но тогда диагональному придётся много атаковать из непривычной четвёртой зоны. Другому доигровщику атаковать из второй зоны не приходится, т.к. с ним одновременно на передней линии находится диагональный. Так вот ума не приложу, зачем в составе кубинской сборной таковым доигровщиком, атакующим из двойки, оказался Генри Белл, а не Леон? Белл чувствовал себя там довольно неуверенно, а про Леона мы знаем, что он и просто однажды чистым диагональным играл. Так зачем тогда воду мутить?
Крайне удивило меня решение Мауро Беррутто не выставлять одним из центральных на этот матч Алессандро Феи. Это всецело грубая и несомненная ошибка тренера. Феи выходил лишь в одной из партий на двойную замену в качестве диагонального вместе со своим бывшим партнёром по «Сислею» Данте Бонифанте. Да, Бирарелли как бы лучше смотрится в качестве составной части группового блока, когда атака противника сосредоточена с краёв сетки, но в итоге он поставил два блока и часто смягчал, как это и происходит в «Тренто», но этой сборной требовались не смягчения а настоящие “чехлы”, так как далеко не все были готовы страховать на задней линии. Ну, и нахождение Бирарелли, повторю ещё раз свои слова, сильно ослабляет центр сетки. Это качается и борьбы против центральных противника на блоке и собственных атак. Эммануэле слишком уж часто просто не допрыгивал до своих визави на блоке, ну а атака просто слабейший его элемент его игры, тут какие-либо комментарии излишни. Бирарелли сгодился бы против многих команд, но против Кубы нужен был Феи!
В том числе, кстати, Алессандро пригодился бы и на подаче. Удивительно, насколько чётко и без мандража кубинцы справлялись с опаснейшим планером итальянского центрального. Американцы в этом отношении играли заметно хуже, хотя они могут учиться на планерах Ли, Миллара и Холмса. Помните, как легко, буквально играючи с планерами Бирарелли справлялся Леон, принимая их с низу, и как натужно эти подачи принимал Рид Придди. А ведь Придди гораздо более опытный игрок и очень неплохой принимающий. Не исключаю, что так сказалась на нём игра в российском чемпионате, в целом заточенном больше под силовую подачу.
Главный герой матча у кубинцев - это, конечно, доигровщик Вилфредо Леон, который играл также успешно против итальянцев, как и другой доигровщик такого же типа - Мэттью Андерсон. Довольно часто Леону удавалось проходить просто поверх блока своих соперников. Я не ожидал именно такого характера противостояния итальянского блока и кубинского доигровщика, поскольку у итальянцев сейчас один из самых “крупных” и высоких составов за очень долгое время. Но надо заметить, что Йоандри Диаз очень грамотно провёл этот матч, частенько выводя Леона на одиночный блок и не перегружая его в нападении. Молодому капитану кубинцев можно было смело пасовать гораздо чаще. Перегружали, может быть, даже намеренно Белла, чтобы отвлекать внимание от Леона, который выдал просто свой лучший матч на турнире. А вот Белл выглядел заметно хуже остальных крайних нападающих. Но это и не удивительно: для своего роста он показывает не очень скоростную игру, а у итальянцев самый собранный и быстрый блок из всех, что я видел.
Хороший матч провёл и леворукий диагональный кубинцев Фернандо Эрнандес, поначалу именно он представлялся основным бомбардиром команды с Острова Свободы, но начало матча он провёл очень неровно с большим числом ошибок. Свою дуэль Михалю Ласко, так скажем, за звание лучшего леворукого нападающего, он проиграл, но с очень небольшим отставанием. Но они играют в совершенно разных стилях и при различных уровнях загрузки. Эрнандес - уповает на свой мощный удар и приличную высоту съёма и атакует по линии из второй зоны и куда-то между блокирующими. Ласко же гораздо более техничен и обладает значительно более широким спектром направлений. В середине матче он немного потерялся и ослабил силу удара, из-за чего многие его атаки стали тянуть, но затем он поймал свою волну и стал раз за разом выручать свою команду. Разница же между этими двумя диагональными команд-противников состоит ещё и в том, что Эрнандес подаёт, как из пушки, а Ласко же так огульно не рискует, но он очень силён как блокирующий.
Лучше остальных доигровщиков неожиданно выглядел Кристиан Савани, который настроился на это противостояние очень серьёзно. Только у него был необходимый уровень техничности и силы атак для игры против сборной Кубы и их мощного блока. Его опыт и высокий уровень подготовки был виден хотя бы по некоторым атакам пайпом, где он выбирал направление очень зряче, чего ожидать в таких ситуациях и вдобавок на блоке не приходится.
Тут главный вопрос состоит в том, почему к этому матчу оказался не готов Пароди, который мог бы сыграть против опасного кубинского блока более осмотрительно и технично? Но на Зайцеве, как это ни странно, в этом матче держался весь приём итальянцев. И вообще он оказался 3-им по качеству приёма на этом турнире. Довольно неожиданно для бывшего связующего, не правда ли? Но по его игре видно, что Иван очень легко и непосредственно выходит принимать мяч сверху, а это большое дело. Видимо, привычка с тех пор, когда был пасующим.
Пароди-то раньше тоже славился своим приёмом, но он оказался вытеснен на задний план после его фактического отсутствия на МЛ-2011, поэтому Беррутто предпочитает теперь ему Ивана.
Главным оружием же кубинцев стал блок, в котором обычно очень сильно выглядели именно итальянцы. В итоге же по количеству смягчений блоком разницы мы почти и не видим: 28 у итальянцев и 30 у кубинцев, разница в чистых очках на блоке 5 против 11 соответственно. И отличился в этом компоненте новый молодой центральный кубинцев 1989 года рождения Избель Меса, проведший матч на высочайшем уровне, приближающемся к уровню игры на блоке Симона. Как знать, не смогут ли они когда-нибудь сыграть вместе в одной команде?