Dec 09, 2011 15:21
"То, чем теперь занимаются под видом искусства, музыка после Вагнера или живопись после Мане, Сезанна, Лейбля и Менцеля - есть бессилие и ложь.
Попробуем найти хоть одну большую индивидуальность, которая бы оправдала утверждение, что еще существует искусство, отмеченное роковой неизбежностью. Попробуем отыскать само собой понятную и неизбежную задачу, ожидающую своих осуществлений. Обойдем все выставки, концерты, театры и везде мы найдем лишь старательных ремесленников или шумливых шутов, которые занимаются поставкой на рынок того, что внутренне давно ощущается как нечто лишнее. На каком уровне стоит теперь все, носящее имя искусства и художника! В любом общем собрании какого-либо акционерного общества или среди инженеров первоклассной машиностроительной фабрики мы найдем куда больше интеллигентности, вкуса, характера и уменья, чем во всей живописи и музыке современной Европы. На одного великого художника всегда приходилась сотня лишних, делавших только ремесленную работу. Но пока существовало большое предание, а следовательно и настоящее искусство, и эти достигали положительных результатов. Можно было оправдывать существование этой сотни, потому что в конце концов а совокупности традиции они были той почвой, на которой вырастал настоящий художник. Но сейчас они - только кучка ремесленников, работающих из-за куска хлеба, в которых не чувствуется никакой необходимости, - и с несомненностью можно сказать одно: сейчас можно закрыть все художественные учреждения, не опасаясь нанести этим какой бы то ни было ущерб искусству. Достаточно перенестись мысленно в Александрию 200 г. - когда римляне вошли в Македонию, - чтобы познакомиться с той шумихой вокруг искусства, при помощи которой цивилизация мировых городов умеет скрывать от себя смерть собственного искусства. Так, как и теперь в мировых городах западной Европы, та же погоня за иллюзиями художественного развития, за личной оригинальностью, за "новым стилем", за "непредвиденными возможностями", теоретическая болтовня, претенциозная манера задающих тон художников, похожих на акробатов, которые орудуют картонными гирями ("манера Ходлера"), литераторы вместо поэтов и живопись как живописное ремесло."
- Вот, интересно, что должен делать отдельный художник, читающий эти строки и считающий, что всё изложенное здесь является близким к реальному положению дел. Пытаться вырваться за пределы западной фаустовской культуры? Надеяться на благотворное влияние новой русской культуры? Рассчитывать на глобализацию или уходить из искусства? Хотя к стадии декадентства мы определённо уже подошли, когда начинаем изголяться и что-то выдумывать, когда нет чего-то такого, чего надобно высказать обязательно. С другой стороны, может быть, это означает свободу от собственной культуры и навязываемых ею стереотипов? Другое дело, что такая свобода может значить бесплодие...
Освальд Шпенглер,
творчество,
философия,
история,
цитаты,
искусство