Sep 14, 2010 21:35
«Но именно эти самые недовольные рассуждают таким образом: «Доброму буржуа» совершенно безразлично, кто защищает его и его принципы, - абсолютный или конституционный король, республика и т. д., главное, чтобы была защита. Но каков же этот принцип, защитника которого они постоянно будут «любить»? Конечно, не принцип труда, также и не знатности рода. Они - сторонники посредственности, золотой середины: немного знатности и немножко работы, то есть приносящая проценты собственность. Собственность для них и есть твердое данное, унаследованное (знатность рода); процентный рост - плата за труды, оборотный капитал. Только бы не излишек, не чрезмерность, не радикализм! Они - за права родовитости, но в смысле состояния, имеющегося от рождения, они - за работу, только в небольшом количестве и не собственную, а работу капитала и… подчиненных рабочих.
Если эпоха находится во власти какой-либо ошибки, то всегда одним это идет на пользу, другим во вред. В средние века существовало у христиан ошибочное убеждение, что власть и главенство на земле должны принадлежать церкви; священноначальники верили в эту «истину» не менее профанов, и те, и другие были во власти одной и той же ошибки. Но священноначальники извлекали из этого выгоду власти, миряне же терпели вред подчиненности. Но по пословице «беда учит уму-разуму» миряне наконец поумнели и перестали верить в средневековую «истину». Подобное же отношение существует между буржуазией и рабочими. И буржуа, и рабочие верят в «истину» денег, не имеющие их верят в них не менее тех, которые ими обладают: миряне, как и духовенство, проникнуты одним убеждением.
«Деньги управляют миром» - вот основная нота буржуазной эпохи. Неимущий дворянин и неимущий рабочий, как «голодающие», не имеют никакой ценности в политическом смысле: происхождение и работа не создают ее, дело только в деньгах. Имущие господствуют, а из неимущих государство набирает своих «слуг», которым оно дает деньги (жалование) в такой мере, чтобы они могли господствовать (править) от его имени.»
- Читать Штирнера, когда хочется спать, конечно, очень тяжело, но это невероятно прозорливый и ясно видящий был философ. По всему, в том числе и по стилю он был предшественником Ницше.
Верно он подметил суть буржуазной эпохи, её зацикленность на деньгах. В принципе, сейчас господствуют деньги и все могут, скопив, жить на проценты. Но кто же тогда будет заниматься реальным трудом? Молодые, которые ещё не накопили или гастарбайтеры. Вероятно, именно это является апдейтом соображений Штирнера и усовершествованием его теории для приспособления к реалиям сегодняшнего дня.
современность,
философия,
деньги,
общество,
критика,
цитаты,
Макс Штирнер