Стелла Коллас (Стела Колас, Стелла-Коллас; Stella Collas, Stella Colas), французская артистка, служила во французской труппе Михайловского театра в 1860-1872 гг. в С-Петербурге.
Она заинтересовала меня , так как была женой Петра Васильевича Корвин-Круковского (Пьера Невского). Долго ли, коротко... , но была.
В Интернете, о ней практически ничего нет. Но думаю, просто я не все возможности реализовал. И очень буду благодарен своим друзьям - если они сообщат мне подробности из жизни этой женщины. Особо прошу знатоков истории, театра и владеющих французским языком. Возможно, что мне не удалось найти то, что лежит на поверхности.
Итак! Петр Васильевич Корвин Круковский - личность не ординарная, скорее авантюрная, чем добропорядочная. Он родился в 9 (или 2-го) октября 1844 года в Нижнем Новгороде, крещен там же в Покровской церкви 17 октября того же года, в семье отставного армейского подполковника. По происхождению он был троюродным братом известной всему миру женщины математика - Софьи Васильевны Ковалевской (урожденной Корвин-Круковской). Известен тем, что был секретным сотрудником III Отделения (1874-1880 гг.), резидентом Заграничной агентуры (1883-1884 гг.). С середины 1881 г. - парижский агент “Священной дружины”, а с июня 1883 по май 1884 года - заведующий Заграничной агентурой (ЗАГ).
До этого, участник Польского восстания 1863-1864 гг. Эмигрировав, проживал в Италии, Франции и Швейцарии. В 1876-1877 гг. воевал в Сербии против турок. С 1884 г. в отставке. Помимо этого он известен тем, что писал пьесы... Под псевдонимом Пьер Невский. Его пьесы из русской жизни, были популярны во Франции тех лет. Современная критика не однозначно отзывается об этих произведениях, но... факт есть факт. И пьесы Невского “Данишевы”, “Анюта”, “Принцесса Боровская” и другие многократно ставились на сценах ведущих театров России и Европы. Творчеством Корвин-Круковского живо интересовался Александр Дюма-младший, взявшийся переводить его пьесы на французский язык.
Как так получилось, что судьба связала Стеллу Колас с Корвин-Круковским, но это произошло и он был вынужден жениться на ней вопреки воли родителей и уехать во Францию. По всей видимости брак был не долговечный. Я не знаю, надеюсь вы меня посвятите. Умерла он в Париже в возрасте 75 лет, 27 августа 1895 года (так в Интернете).
Она была актрисой французской труппы Михайловского театра в 1860-1872 гг. в С-Петербурге.
Тогда в составе этой труппы выступали: Дюмениля, Пешна, Тетара, Дьедоне, Вормса, Стела Колас, Делапорт, Лагранж-Белькур, Паска, Девериа, Лотар, Мокур и др. Помимо Петербурга она гастролировала в 1864 году в Лондоне и произвела на английскую публику весьма лестное впечатление. Критики пишут, что она была лучшей исполнительницей роли Джульеты. И она была ученицей Джона Райдера, известного в своей профессии как «изготовитель Джульет». Его чутье подсказало ему, что эта француженка, лучшая исполнительница роли "Джульеты" , и он не смог устоять перед соблазном взять на себя ответственность и представить ее английской публике.
Остро нуждаясь в новой сенсации, ее пригласили в пьесу Шекспира , в один Лондонский театр. И это было сенсацией. Как писал английский критик КлементСкотт: " Эта была невинность на пороге бури, природа, стремящаяся в шторм ..."
Помимо ее творчества, английские газеты, а следом за ними и американские, обсуждали и ее личную жизнь. Газета The New York Times в декабре 1865 года опубликовала такую статью:
«Лондонским театралам понравилась французская актриса мадемуазель Стелла Колас, исполнявшая роль Джульетты в Театре Принцессы. Эта дама только что оказалась героиней романтической истории в Санкт-Петербурге. Оказалось, что молодой врач-петербуржец господин Каталинский* страстно влюбился в очаровательную актрису, и поскольку ее репутация была безупречной, предложил ей выйти за него замуж. Она не отвергла сразу его предложение, но попросила время на размышление, и по истечении этого времени она все равно тянула с ответом в течение четырех лет (мадемуазель Стелла всегда находила причину для откладывания своего ответа). Все эти препятствия только усилили любовь этого молодого доктора, который, наконец, потребовал окончательного ответа на свое предложение. В ответ последовал категорический отказ, после чего господин Каталинский написал прощальное письмо мадемуазель Стелле, говоря, что когда она получит его письмо, его уже не будет в живых. Придя в ужас от полученного письма, она спешно послала редактора французского журнала, издававшегося в Санкт-Петербурге, чтобы разубедить отчаявшегося влюбленного. Однако было уже поздно. После краткого разговора продолжительностью в несколько минут Каталинский упал мертвый в на руки своего посетителя.). Жители Санкт-Петербурга проявили резкое неприятие (отрицательные чувства) мадемуазель Стеллы, и поговаривают, что она очень скоро вернется во Францию. Согласно корреспонденту "Индепенденсе", неизвестно по какой причине умер доктор - от разрыва сердца или от яда. Но что бы то ни было, очевидно, что непосредственной причиной его смерти была любовь.»
Дебютом Стеллы Колас в Лондоне в июне 1863 года была роль Джульетты (роль Ромео исполнил Волтер Монтгомери).
Стелла Колас недолго пробыла в Лондоне. Она появилась на сцене театра на восточной окраине (Ист Энд), вероятно, что это был театр «Павильон». В Театре Принцессы, возможно и в других местах, но вскоре ушла со сцены, вышла замуж за Корвин-Круковского и была жива-здорова вплоть до 1895 года. Ее сестра (это из воспоминаний Сары Бернар), которую звали Клотильда, была замужем за Пьером Мерло, тогдашним заместителем министра финансов. Она была знакома с Мадам Фрессард, в пансионе которой два года воспитывалась Сара Бернар. И в этот период дебютантка театра Комеди-Франсез - Стелла Колас иногда по четвергам, читала перед воспитанницами стихи. Ее выступления очаровывали будущую актрису, которую впоследствии называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».
О Стелле в то время рассказывали легенду.. якобы она бросилась под копыта коня императора, чтобы получить помилование для своего брата, участвовавшего в заговоре против государя. Это легенда, рассказанная Бернар, но хотелось бы получить подтверждение...
Вот вроде и все...
Если бы не тот факт, что в РГИА есть дело 2808 из фонда 468 - КАБИНЕТ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА... отдел хозяйственный (опись 16).
Где по высочайшему повелению 30 марта 1896 года заведено дело о "Производстве пенсии бывшей актрисе французской трупы Императорских театров Корвин-Круковской по театру Стелла-Колас". Сумма по тем временам достаточная, на мой взгляд - 600 рублей в год. И вот как судить... когда она умерла? Если на запрос как желаете получать пенсию, вызванная в Генеральное Консульство бывшая артистка С-Петербургских театров, Стелла-Коллас Корвин-Круковская, заявила, что она "просит зависящего распоряжения дабы Всемилостивейше пожалованная ей пенсия была переведена по примеру прочих пенсионеров, векселями на ее адрес, по третям, через посредство Генерального Консульства в Париже".
Последняя запись в деле от 8 августа 1913 года.
"Госпоже Стелле Корвин-Круковской.
Отдел препровождает при сем ассигновку на 535 франков 62 сантима, причитающиеся Вам в пенсию за майскую треть сего года, покорнейше прося о получении денег уведомить.
За Заведующего Отделом М.Курочкин"
И приписка карандашом - "Возвращено за не нахождением адресатки". Выше синим карандашом " г-жа Корвин-Круковская скончалась в текущем месяце 20/VIII. ".
Что скажите господа?
* Каталинский, Александр Павлович
почетный гоф-медик 8 кл. Ординатор 2 Сухопутн. госпит., писатель; род. 1830 г.; † 1865 г.
Половцов} Большая биографическая энциклопедия 2009...