7 марта 1942 года в районе мыса Железный рог, погиб мой дядя, старший инженер-лейтенант ЧИСТЯКОВ Анатолий Владимирович!
С раннего детства я знал, что мой дядя, в память о котором я и был назван, был моряком, офицером. Втайне от взрослых, озираясь, открывал нижний ящик комода, где лежал предмет, приводивший меня в неописуемый восторг - настоящий офицерский кортик. Рассматривал его, вынимал из ножен, и также озираясь, клал на место. Не знаю, почему кортик хранился дома. Может быть, у дяди был еще и другой - образца 1940 года?
Анатолий Чистяков был выпускником Дзержинки. Службу начинал на Балтийском флоте, в Ревеле (Таллин), потом война, Черноморский флот. В детстве, был подвижным, даже можно сказать озорным ребенком. В школе учился хорошо, но поведение хромало. Его любили друзья, побаивались и уважали недруги. Обычный «дворовый» питерский мальчишка.
В 3 года он остался без отца, и отца ему заменил мой дед. А в 1924 году у него появился любимый брат - мой отец - Леонид Круковский.
родители Анатолия - Владимир и Елена Чистяковы
По выпуску из училища Анатолий получил назначение на Балтийский флот. В 1941 году весной он приезжал в отпуск, на побывку. А когда началась война, известий от него не получали, тем более что Ленинград был в блокаде.
В 1942 году он погиб. После снятия блокады, отец написал в часть, с просьбой рассказать как погиб его брат. В ответ на это письмо, пришел ответ от полкового комиссара Прагера.
После войны, мою бабушку навещали друзья Анатолия, моряки, бывшие однокурсники: рассказывали, как и при каких обстоятельствах затонул эскадренный миноносец «Смышленый», на котором служил Чистяков. Пару лет назад, в Интернете нашел описание последних дней и часов эсминца «Смышленый» и вот готовя этот материал, находил все больше и больше данных о боевом пути этого судна и его экипажа. А из этого экипажа, находившегося на эсминце, в марте 1942 года в живых осталось только пять человек. Трех тяжелораненых передали на сторожевой катер еще 6.03.1942 г., а при гибели "Смышленого" лидер "Харьков" смог подобрать из воды лишь двоих.
Вечная им память!
Эскадренный миноносец «Смышленый» проекта 7У был заложен на Николаевском заводе им. 61 коммунара (№ 200).
Эсминец пр.7У - общий вид
В 1938 году восемнадцать кораблей этой серии были перезаложены по «улучшенному" проекту». Демонтировался ряд конструкций - в основном в районе машинно-котельных отделений. Эсминец "проекта семь" (Новик) был выпущен Николаевским заводом №200 под названием "Полезный", но позднее усовершенствован до "проекта семь-у" и осенью 1940 переименован в "Смышленый".
В составе эскадры кораблей Черноморского флота - «Смышленый» участвовал во многих боевых операциях.
С первых дней войны активно участвовал в боевых действиях. 25 июня 1941 года вместе с "Сообразительным" был включен в состав группы поддержки и вышел по направлению к Констанце. Однако при движении по фарватеру между минными заграждениями "Смышленый" зацепил параваном за грунт и отстал. Он встретил крейсер "Ворошилов" только на следующий день в 7.25, когда флагман уже возвращался в базу.
В августе - октябре эсминец участвует в обороне Одессы, сопровождает транспорты, ведет огонь по неприятельским войскам. При эвакуации одесского гарнизона 16 октября "Смышленый" и "Бойкий" последними из боевых кораблей покидают порт.
Затем - оборона Севастополя, рейсы между главной базой флота и Кавказским побережьем. 28 ноября с позиции в районе мыса Фиолент он вел огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм снарядов. В декабре прикрывал десант в Феодосии, вновь обстреливает неприятеля под Севастополем.
28 августа 1942 года крейсер "Червона Украина", лидер "Ташкент", эскадренные миноносцы "Смышленый", "Фрунзе", "Шаумян" и канонерская лодка "Красная Грузия" поддерживали артиллерийским огнем части восточного сектора обороны Одессы в районе деревень Ильинка, Чебанка, Новая Дофиновка, Гильдендорф. Командир крейсера "Червона Украина" - капитан 2 ранга Н. Е. Басистый (позднее адмирал, командовал крейсером, отрядом легких сил, а затем эскадрой Черноморского флота), в своих мемуарах рассказал об этой операции.
Получив огневую задачу по поддержке сухопутных частей 1-го морского полка полковника Я. И. Осипова, в районе с. Ильинка, с крейсера «Червоная Украина» высадили на берег корректировочный пост - группу из восьми человек. У них был приемник, передатчик и питание походной армейской ультракоротковолновой радиостанции. Задача - корректировать огонь. Крейсер занял позицию на внешнем рейде, ближе к восточному сектору обороны города. Там уже находились лидер «Ташкент», эсминцы «Смышленый», «Фрунзе» и «Шаумян». Корабли ведут огонь в сторону берега. До Ильинки 70 кабельтовых - около тринадцати километров. «Червоная Украина» начинает пристрелку. С берега ее огонь корректирует корпост и передает на корабль поправки. С берега по крейсеру бьет береговая батарея. Ее подавление начал эсминец «Смышленый», который занял позицию на расстоянии 46 каб от батареи и, маневрируя на скорости 12 уз, открыл огонь из главного калибра. Стрельбу эсминца корректировал сначала корабельный дальномерный пост корабля, а затем береговой корректировочный пост.
«Снаряды падают все ближе и ближе. Менять курс, уходить? Но тогда мы не выполним своей задачи. Выручил «Червону Украину» маневрирующий неподалеку эсминец «Смышленый». Без всяких просьб с нашей стороны он вступил в бой с фашистской батареей. Орудия у «Смышленого» такого же калибра, как и наши, только более современные. Лучше у него и приборы управления огнем. Стрелял эсминец метко, и скоро батарея оставила нас в покое.
Прекрасный пример боевого взаимодействия! Рядом - надежные товарищи, и в этом наша сила. Командир эсминца капитан 3 ранга В. Т. Тихомиров-Шегула действовал смело и решительно. Он отлично сориентировался, проявил разумную инициативу. Не откажешь ему и в выдержке. Когда «Смышленый» завязал бой с батареей, со стороны моря на довольно большой высоте показались три вражеских бомбардировщика. Тихомиров-Шегула не свернул с курса, не прекратил боя. Наши зенитчики незамедлительно открыли огонь из стомиллиметровых орудий. Командир зенитного дивизиона крейсера И. И. Воловик и его подчиненные не ударили лицом в грязь перед своими товарищами из главного калибра. Около самолетов возникли белые облачка - следы разрывов снарядов. Это, видимо, подействовало на фашистских летчиков. Сброшенные ими бомбы упали в стороне от крейсера. … «Смышленому», как стало известно несколько позднее, за подавление вражеской батареи объявил благодарность командующий Приморской армией.»
В ходе этого боя, «Смышленый» вел огонь по немецким войскам, выпустив 120 130-мм. снарядов.
И таких боевых операций было много. О некоторых из них, со слов бывшего краснофлотца эсминца «Смышленый» рассказывал в своем ЖЖ u_96.
5 января 1942 года в Евпатории с катеров высадили десант, отбивший у немцев южную часть города. Вторую очередь десанта - батальон морской пехоты под командованием майора Н. Н. Тарана, должен был доставить "Смышленый". Но, прибыв на рейд Евпатории с десантом на борту, эсминец не смог выполнить боевую задачу из-за шторма и сильного огня с берега. Корабль вернулся в Севастополь.
Во время похода в ночь на 21 февраля "Смышленый" попал в сильный шторм. Волнение моря достигало 8 баллов при необычно короткой (30-50 м) волне. Эсминец получил многочисленные повреждения: появились трещины в наружной обшивке, потеряли герметичность заклепочные швы, лопнул один шпангоут. Еще раз подтвердилась слабость корпусов кораблей проектов 7 и 7У.
4-го марта, вечером эсминец «Смышленый» с тремя сторожевыми катерами вышел из Новороссийска, сопровождая конвой в составе транспортов «Березина», «В. Чапаев» и тральщика «Тракторист», следовавший в Камыш-Бурун. В районе мыса Железный Рог, как и предусматривалось заданием, командир «Смышленого» капитан 3-го ранга Виктор Михайлович Шегула передал конвой командиру охранения от Керченской военно-морской базы, а сам, развернувшись на обратный курс, намеревался вернуться в Новороссийск. Вот тут-то и случилась беда - утром в и в 06 ч. 05 м эсминец подорвался на мине, из-за сноса штормом вылетел на свое же минное заграждение, подорвался и встал на якорь. 1-е машинное и 2-е котельное отделения были затоплены, образовался крен на правый борт. Но плавучесть потеряна не была, корабль стал на якорь и запросил о помощи.
На следующий день к месту происшествия подошли лидеры "Харьков" и "Ташкент", катера, тральщики. На "Харькове" находились командира отряда легких сил (ОЛС) контр-адмирала Николай Ефремович Басистый и комиссар И. С. Прагер. К полудню в минном поле удалось протралить фарватер, и "Смышленый" своим ходом вышел на чистую воду. Второй эшелон ГЭУ работал и позволял пострадавшему кораблю развивать скорость в 8 узлов. Все вздохнули с облегчением. Особенно командир «Харькова» Мельников. Шегула был женат на его сестре. Однако примерно к восьми часам ветер усилился до пяти баллов, меняя направление к весту. В 20.17 командир сообщил, что корабль плохо слушается руля. Потом поступило донесение: «Корабль влево не разворачивается». Ветер усиливался, началась пурга, затруднявшая видимость. Со «Смышленого" вновь поступило донесение: «Корабль идти сам больше не может». К 00.49 7 марта на "Смышленом" кончилась котельная вода - он остался без энергии и освещения.
Тем временем погода еще ухудшилась: ветер достигал 6 баллов, 5-балльные волны оборвали поданный с "Харькова" буксирный трос. Две попытки подать на «Смышленый» бросательные концы, окончились неудачей. Лидер сильно страдал от качки, его кренило до критической отметки, на юте работать стало невозможно из-за угрозы быть смытым за борт и попытка буксировать эсминец не увенчалась успехом. Командир Шегула доносил: переборки не выдерживают, вода начинает поступать в другие помещения, топит первое котельное отделение. И все-таки, благодаря самоотверженным усилиям команды, «Смышленый» продолжал двигаться своим ходом. Бороться с поступавшей водой только с помощью ручных помп и аварийных средств было крайне сложно, и к утру на "Смышленом" оказались затопленными оба машинных и 3-е котельное отделения; начало заливать 4-й кубрик. После того, как было затоплено 3-е котельное отделение, корабль потерял ход. В 8.07 набежавшей волной корабль накренило на правый борт, накрыв спущенные катер и шлюпку; вторую шлюпку разбило о борт.
Вот как описывает эту гибель «Смышленого» и его экипажа - очевидец офицер крейсера «Харьков» П. В. Уваров:
«На вздымающихся гребнях волн держалось множество людей. У всех, конечно, еще была надежда на спасение: ведь рядом «Харьков», он поможет! Мельников сразу отдал команду направить корабль к плавающему экипажу с наветренной стороны, чтобы бортом сгладить крутые гребни волн. Мы рассчитывали, что некоторых из находящихся в воде крутая волна забросит на палубу, так как борт «Харькова» входил в воду, и волны перекатывались через нашу палубу. О спуске спасательных шлюпок не могло быть и речи.
Но случилось непредвиденное. Глубинные бомбы со «Смышленого» при большом дифференте начали скатываться с кормы и взрываться на глубине в опасной зоне от лидера «Харьков». От сильных гидравлических ударов у нас стали выходить из строя механизмы и приборы. После первого же взрыва из нактоуза вылетел магнитный компас, у рулевого сорвало репитер с гирокомпаса. «Харьков» с места не ушел, но и совершить до конца задуманное не удалось. После каждого взрыва на воде все меньше и меньше оставалось людей. Когда бомбы перестали рваться, на поверхности осталось всего несколько человек, из них нам удалось спасти двоих краснофлотцев: сигнальщика Петра Тараторкина и артиллерийского электрика Николая Булыгина.
Более двух часов «Харьков» маневрировал в поиске людей, но спасать больше было некого.»
Вместе со "Смышленым" погиб и его единственный командир - капитан 3 ранга В.М. Шегула-Тихомиров.
предполагаемое место гибели эсминца "Смышленый"
Источники:
Уваров Петр Васильевич «НА ХОДОВОМ МОСТИКЕ»
http://militera.lib.ru/memo/russian/uvarov_pv/15.htmlЭскадренный миноносец"Смышленый" -
http://flot.sevastopol.info/ship/esminets/smishleniy.htmhttp://wreck.ru/7-8/22.htmlХорьков Гелий Иванович
«СОВЕТСКИЕ НАДВОДНЫЕ КОРАБЛИ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ» -
http://militera.lib.ru/h/horkov/07.html -
Неменко Александр Валериевич.. "Огненные рубежи" ч.4 -
http://zhurnal.lib.ru/n/nemenko_a_w/or24.shtmlБасистый Н. Е. Море и берег. - М.: Воениздат, 1970.
http://militera.lib.ru/memo/russian/basisty_ne/02.html