Оригинал взят у
viacheslav_sn в
Перспективы идеи коммунизмаЕсть мнение, что идея коммунизма умерла. Нет, она не умерла, как не умер пенициллин, хотя прямо пенициллином сегодня не лечат. В отличие от пенициллина, идее коммунизма не повезло: если открытие антибиотиков развивали непрерывно и планомерно, коммунизм превратили в набор догм, которые сами же потом с гневом и отвергли.
Сегодня, с учетом накопленного опыта, идею коммунизма, по моему убеждению, следует разделить на две части - практическую и теоретическую. С практической частью все понятно - как говорил Дэн Сяопин: "Неважно, как оно называется, главное - что оно работает". И построил в своей стране последний оплот мирового капитализма на Земле. Если сегодня еще существует капитализм в чистом виде (когда капитал создает капитал) - это в Китае. Во всем остальном мире схема "продать картошку за 2 цента, купить две картошки и продать их за 4 цента" уже давно стала историей, а "рулят" стартапы типа Obamacare или вообще сразу Илон Маск.
Как раз именно здесь находится поле для приложения коммунистических идей и практических наработок, созданных за время строительства коммунизма. Капиталоемкость производства растет, производство усложняется. Этот объективный процесс строители коммунизма называли "концентрацией капитала" и "обобществлением".
Каким образом человечество сегодня встречает эти обобществление и концентрацию? А никаким! Механизмов взаимодействия, кроме примитивной схемы отношений "начальство-подчиненный" не выработано, если не считать профсоюзов, но и они себя дискредитировали: если профсоюз не сливался с хозяевами и не превращался в еще один рычаг угнетения рабочего класса, он просто душил само производство, как это было с автомобилестроительной отраслью Америки.
Таким образом, в сфере осознания концентрации капитала(термин, конечно, неправильный, так как капитал не просто собирается в одно-два места, а еще и умножается сам по себе) человечество находится на самом примитивном уровне, если сравнивать с развитием государства - на уровне первых восточных деспотий.
На практике это значит, что необходимо сдвинуть приоритеты приложения коммунистических идей. Нет больше потребности обобщать капитал и совершать для этого всякие интересные вещи: расстреливать буржуев, создавать колхозы, организовывать Пятилетки. Обобщение идет само по себе, а капиталисты, как класс, превращаются в номинальных держателей капитала в интересах пролетариата-менеджмента, поскольку последнему через это удобно обогащаться, то есть присваивать общественный продукт в личную собственность (не путать капитал и продукт!). Задача теперь состоит в том, чтобы научиться поставить это обобщение на службу всему классу-гегемону, а не только отдельным его представителям-элитариям. Пролетариат разделился на элиту, имеющую доступ к распределению общественного ресурса и "простых", которые живут за счет собственного труда (на одну зарплату).
Преодолеть данное разделение, найти такие формы организации производства, при которых создание и распределение продукта происходило бы максимально справедливо, сделать это на научной основе, а не нагородить идеалистических городов-солнц - вот задача теории коммунизма на ближайшее будущее! Задача очень сложная и многоуровневая, она не решается просто. Если продолжить сравнивать с медициной - это как изобретение антибиотиков и современный поиск лекарства от рака.
Теперь по вопросу теории, то есть построению того самого общества способностей и потребностей. Когда изобрели пенициллин, подумали, что теперь можно лечить все болезни, пребывали в эйфории. Жизнь показала, что все не так просто, и что решена только часть проблем, причем на фоне вновь возникающих, они даже не выглядят хоть сколько-нибудь значащими. Кого сейчас удивишь, что можно вылечить простуду? Вылечите лучше СПИД или гепатит!
Идея коммунистического общества базируется на полном удовлетворении всех потребностей. Такой коммунизм, о котором мечтали во времена Маркса и Энгельса, сегодня полностью построен. В развитых сегодня можно получить не просто еду, чтобы не умереть с голоду, а еду разнообразную и обильную. Не просто одежду - а любую одежду. Во всех благотворительных учреждениях висят объявления: "Одежду больше не принимаем". В 19-м веке это казалось несбыточным, потому что питались один раз в день хлебом и носили одну пару обуви на семью из 12 человек. Для построения коммунизма образца 1800-х не понадобились даже обобщение капитала и ликвидация эксплуатации трудящихся. Однако оказалось, что удовлетворенная потребность перестает быть потребностью, зато конкуренция за превосходство среди людей отнюдь не вызвана просто ограниченностью ресурсов. Даже в армии, где у всех одинаковая форма, умудряются придумывать отличия: гнуть бляхи на ремне, подшивать особые подворотнички и т.п.
Как институт брака не прекратил свое существование от того, что 95% населения лишены собственности и продают свой труд, так и институт борьбы за существование никуда не делся от того, что базовые потребности удовлетворены. Современные идеологи либерализма, например, учли этот момент, и в своих описаниях "светлого будущего", в котором все делают роботы, рассказывают о востребованности профессий дизайнеров и ученых - мол, цениться будет не масс-продакшн, а индивидуальная работа. Современные идеологи коммунизма реагируют панически: ищут, как "ограничить потреблядство", посадив на распределение продукта завмагов и завскладов из недавнего советского прошлого.
Так что - коммунизм недостижим? Самое время вспомнить диалектический материализм. Как известно, Абсолютная Истина - недостижима. В то же время истины относительные, приближающие к этой самой абсолютной Истине - вполне достижимы и открываются по мере развития человечества. Вот также и с коммунизмом. Абсолютный коммунизм - недостижим, но путь к нему - вещь вполне преемлемая и, наверное, единственно возможная. Лозунг "Наша цель - коммунизм" должен быть сменен на более честный: "Наша цель - путь к коммунизму". Ну, а путь этот никак мимо обобьщения и концентрации капитала не пройдет. Таким образом, мы опять приходим к практической части, что доказывает истинность заданного уравнения.