Всему такому внезапному террористу Андерсу Брейвику перемыли кости уже все кому не лень, но есть одна деталь, которую многие не осознают.
Брейвик - это действительно террорист нового типа, но не благодаря своей неожиданности, европейской внешности или хитрости и жестокости его теракта, а сугубо из-за того, что он первый громкий экстремист, которого заботливо и чутко воспитал Интернет. Да-да, тот самый интернет, которым пользуются миллионы, гордятся тысячи, и который ООН недавно признала аж неотъемлемым правом человека.
Если взять условную эпоху "до Интернета", то не важно, что было носителем информации - телевизор, книги или папирус, - важно то, что этот носитель был дорог в изготовлении. А значит и источников информации было немного.
Взглянем на недавнее прошлое: в СССР трудно было найти взрослого, который не знает, что такое программа «Время» или ребёнка, который бы не уважал «Спокойной ночи, малыши!». И будь ты хоть десять раз социопатом, но в условиях, когда источником информации являются три кнопки, три волны и три газеты особо не разгуляешься - приходится кушать вместе со всеми.
Не секрет, что подобная среда является крайне агрессивной для радикализма, потому что психологическая еда из одной тарелки формирует у людей и схожий взгляд на вещи. Единые источники информации (или пропаганды, кому как больше нравится) вносили посильную лепту в склеивание даже такого разношёрстного формирования, как Советский Союз.
Если же взглянуть на нынешнее время, то относительная доступность компьютеров и прочих интернет-устройств весьма подорвала устои: уже сейчас для образования и получения информации толпы народа идут в Интернет, где их ждёт огромное количество источников информации самых разных размеров - от медиаимперий до индивидуальных СМИ (блоги и прочие соцсети). И именно подобное разнообразие открыло новую проблему, заниматься которой раньше было просто незачем.
В Интернете каждый человек, своими интересами отличающийся от общего болота, находит именно свой источник информации. И не важно, чем он интересуется - бабочками или борьбой за чистоту расы. Даже уже имеющиеся объёмы тематической информации настолько огромны, что позволяют получать информацию _только_ из этих источников, и для очень многих это становится тем самым избавлением.
- Ха, ну а какой смысл бизнесмену читать про память воды, вместо РБК, а хоругвеносцу слушать про новые СНиПы вместо православного вестника? Всё логично, чо.
Логично, но только практика показывает, что маринование в собственном соку у некоторых людей форсирует сознание на весьма глубокую перестройку. И не факт, что положительную. Примеров тому множество - от ботанов до футбольных фанатов. И если бы усваивание информации, происходящее через призму любимого информационного источника, влияло лишь на саму личность, это было бы полбеды. Любой индивид всё равно взаимодействует с окружающей действительностью и другими людьми, но если это взаимодействие не приносит человеку радости, то общество должно быть готово к тому, что гражданин поделится с ним своим негодованием. А в какой форме оно будет выражено - это лишь вопрос умений.
Таким образом, сегодня, благодаря интернет-коммуникациям, происходит стратификация общества на невиданное ранее количество слоёв. Классификация этих слоёв может быть самая различная - от увлечений до политических взглядов, от социальных воззрений до кулинарных предпочтений. Поскольку интернет ещё молод, эти процессы только в самом начале пути, но уже сейчас появляются ярко выраженные типажи, которым дал жизнь Интернет.
И Брейвик как раз из их числа.
Хорошо образован, но малообщителен и себе на уме. Активный пользователь тематических форумов. Прекрасно знает, что такое Ютьюб. В изоляторе чуть не первым делом просит ноутбук с интернетом.
У молодого, тихого, но недовольного иммиграционной политикой условного Брейвика раньше была только собственная кухня, а теперь есть все возможности стать правым, левым, красным, белым, националистом, антифашистом и кем угодно - всё зависит только от градуса неадеквата. А в стаде градус неадеквата растёт пропорционально количеству голов. Что, кто-то этого не знал?
Общество хорошо относится к Интернету, когда он даёт селфи или хипстеров. Скрипя зубами, терпит разной степени буйности несогласных. Но теперь, когда оно столкнулось с террором пусть радикально настроенного, но нормального его члена, оно делает удивлённое лицо…
Чему тут удивляться? При отсутствии социальных связей (реальных, а не вконтактных), Интернет может слепить из человека кого угодно. Нормальность, в классическом понимании этого слова, с помощью Сети размывается до невероятно причудливых форм. К сожалению, не получится принимать только пряники информационной эпохи - есть ещё и обратная сторона луны.
Для людей, подобных Андерсу Брейвику, единственный фактор, сдерживающий радикализм суждений и поступков - это реальное общение с окружающими людьми. Как это ни печально, но с развитием Интернета подобных Брейвику будет всё больше, а проблема их социализации будет становиться всё острее.
И как быть в этой новой реальности нужно начинать думать уже сейчас.