Добрый день дорогие друзья!
Не имея сейчас стимула готовить, занимаюсь историческими кулинарными исследованиями. И сегодня я начинаю цикл публикаций, который я готовил больше года - планировал сделать обзорный пост еще к прошлогодней Пасхе, но когда «влез в тему» - понял - не успею! Потому как выбранная тема оказалась столь обширной, что зная о ней, в общем, больше многих, я и сам даже не предполагал всей глубины, сложности и разнообразия материала. Поэтому публикаций будет несколько, ибо возможности ЖЖ не позволяют сделать пост на достаточное количество листов с иллюстрациями, да и читать целую книгу сразу, френдам будет, наверное, малоинтересно.
Я думаю начать публикацию цикла нужно именно сейчас, с тем что бы позднее в преддверии праздника пост не растворился в обилии предпасхальных рецептов.
I. Предисловие.
Яйца на пасху красит практически весь христианский мир, причем как православный, так и католический. Однако думать, что крашенье яиц на Пасху является чисто изобретением христианской веры, связавшей этот обычай с преподнесением Марией Магдаленой крашеного яйца императору Тиберию со словами «Христос воскресе», наивно и не отвечает действительности.
Красить и дарить яйца исключительно на Пасху является совсем новомодным веянием, а еще совсем недавно, скажем сто лет назад, яйца красили и дарили по любому значимому поводу - на Рождество, на Пасху и на все большие церковные праздники, на свадьбу, на рождение и на крестины ребенка, на «заклички весны» и на масленницу. В общем - любой жизнеутверждающий праздник не обходился без раскрашенных яиц.
Для начала разберемся с двумя основными типами крашеных яиц, дабы избежать дальнейшей путанницы, потому как сейчас даже в достаточно авторитетных источниках крашанки и писанки перепутаны и практически не отличаются друг от друга.
Крашанка - вареное птичье яйцо, закрашенное в один цвет, преимущественно красный, зачастую с нанесенными различными способами узорами. Употребляется для разговления на Пасху, используется в Пасхальных забавах и играх, таких как катание яиц с горки, в битки, в мацака и т.д. служит совместно с куличем и пасхой непременным атрибутом Пасхального стола.
Писанка - сырое яйцо, с нанесенным на него символичным узором, раскрашенное в 3-4 цвета и выполнением процедуры раскрашивания с непременным условием соблюдения древних сакральных техник. Сакральное значение писанки складывается из двух символичных частей:
1. Языческого значения самого яйца как символа жизни.
2. Значения написанных на нем священных символов и знаков.
Писанка является оберегом в доме, вешается над входом в дом, в красной углу, на стене. Либо вешается над люлькой ребенка, если преподнесено ему на день рождения или крестины.
Впрочем, с давних времен, видимо понимая непрочность такого материала как скорлупа птичьего яйца, существуют и писанки на керамике или дереве при сохранении изначальной природной формы. Что позднее получило развитие в таких известных произведениях как пасхальные яйца фабрик Фаберже, Морозова и пр.
Интернет полов копипастами текстов в которых утверждается, что яйца красили в древнем Риме и Греции, Египте, Вавилоне и Китае. Впрочем, информация эта идет голословно и с мутными ссылками на источники, а штудировать Естественную историю Плиния Секунда ради пары строк для меня лично интереса не представляет. Да и тема поста не об этом. А вот то, что в росписи крашеных яиц - писанок на территории Украины, применяются до сих пор мотивы росписи и орнаменты находимые на керамике при раскопках памятников Трипольской культуры (3500 -1700 лет до Н.Э.) в Причерноморье, это неоспоримый факт! Это и многочисленные свастики и стилизованные изображения богов и богинь, и элементы относимые к «звериному» и «растительному» стилям.
Трипольский орнамент.
Писанки
Хотя, разумеется, точных данных о времени появления писанки нет, но, тем не менее, археологи нашли множество писанок на территориях расселения славян с 11 по 15 век.
Места находок писанок на территории Европы.
Как видите ареал распространения находок простирается от Дании до Причерноморья.
И хотя по поиску в сети преобладает информация, что самая древняя из известных писанок найдена на территории современной Ровенской области и относится к началу 12 века
на самом деле в Историческом музее Великого Новгорода хранятся 28! писанок датируемых 11-12 веками.
Между прочим Монгайт А.П. в своем труде "Старая Рязань" (стр. 127.п.5) (скан книги имеется, кому интересно могу выслать) пишет, что писанки изготавливались и в древней Рязани, приводя в доказательство, что при раскопках был обнаружен горн для обжига керамики и фрагменты разбитых глиняных писанок, статиграфически датируемых 10-13 веками.
Таким образом, как видим, говорить о какой-то местячковости писанки не приходится.
Кстати - очень важная деталь отмеченная исследователями - хотя, как и было выше сказано, множество писанок находят в раскопах 11-15 веков, уже с к 14 веку писанки из раскопов постепенно пропадают. Специалисты считают, что это напрямую связано с распространением христианства на славянских территориях и соответственно с гонениями на предметы языческого культа. Т.е. для оправдания дальнейшего существования писанки писанкарям необходимо было привнести в роспись христианские мотивы, что собственно и было сделано.
Таким образом писанка из языческого символа оберега в 15 веке превращается в элемент христианской традиции.
II. Народные легенды о появлении пасхальных яиц.
Видимо поэтому и устная традиция о появлении писанки содержит сейчас практически лишь христианские истоки появления, причем, как и все народное творчество носит отпечаток трогательной наивности…
«Однажды внезапно наступила очень суровая зима. Да такая, что птицы не успели улететь в Рай, поэтому умирали и замерзали на улицах. Люди пожалели птиц, как Божьи творения. которые приносят весну и тепло после холодной зимы, а потому взяли и позабирали их всех по домам и держали их в домах целую зиму. Начало припекать солнце, приближалась весна, птицы вылетели из домов и полетели в рай, а вернувшись оттуда, принесли всем писанки и весну. Вот с тех пор и идет обычай расписывать к весне яйца.»
Очень интересная легенда. Видимо еще языческая, постольку ни с пасхой, ни с христианской традицией не связана. А связана с наступлением весны (видимо, аналогична обряду «закличек» и выпекания жаворонков).
«На Киевщине говорят, что когда Иисус Христос со св.Петром ходили по земле, то проходили они через одно село в котором жили жиды; увидели жиды Христа и стали в него камнями и комьями земли кидатся. И как коснется камень Иисусовой одежды, станет писанкой, а как толкнется ком земли - станет крашанкой. А св.Петр пособирал писанки и крашанки в сумку и раздал людям, рассказав эту историю. С тех пор и пошел обычай красить яйца на пасху.»
«А еще рассказывают, что когда пошел Христос на смертные муки, то жиды и неверующие искушали его. Понабирали в сумки камней и спрашивают - раз ты Сын Божий, ответь - что у нас в сумках? А Христос им с креста:
-Крашенное и писанное!
Они открыли сумки чтоб посмеятся. А там и правда - крашанки да писанки»
« Первые писанки писала для Христа Матерь Божья. И писала она их ему золотой кисточкой. А маленький Иисус любил ими играться. А как взяли его на смертные муки, так писала Матерь Божья их ночами (вспоминая Его). И выходили писанки у нее очень красивые, потому как пишучи их Матерь Божья плакала и как упадет слеза на писанку так сделается там пятнышко. Потому пишучи писанки мастера и сейчас ставят точки и пятнышки»
Легенды переведены с украинского из книги В.Малко «Украинская народная писанка.» 2001 год.
Продолжение следует.