Любовь как гипертекст
Анна Меликян сняла самый современный фильм на древнюю тему, не побоявшись вынести её в заголовок в виде незамысловатого «Про Любовь». Именно так - с большой буквы, поскольку Любовь, по версии Меликян - чувство высокое, сродни искусству созидания, чуду рождения, загадке жизни и таинству смерти. Несмотря на всю ту бытовуху, которой пресыщена жизнь каждого. Это одно из испытаний, встретившись с которым, можно спасовать и приземлить свой полёт, или же наоборот - воспарить выше, приняв этот вызов за трамплин. Любовь пронизывает всё вокруг, в то же время ощутить её удаётся не каждому. Но даже краткого мгновения настоящего чувства достаточно для того, чтобы на всю жизнь понять - Любовь должно писать только с большой буквы.
Фильм состоит из пяти отдельных новелл, но нет ощущения, что это сборник, хотя по духу картина очень близка другому российскому love-альманаху «Короткое замыкание», который тоже очень цельно воспринимается, несмотря на серьёзные стилистические отличия режиссёров в нём участвовавших. Но, поскольку режиссёр у «Про Любовь» один - стилистического ералаша нет. Все части органично вплетены в единое повествование, перекликаются друг с другом смыслами, пересекаются эпизодами и героями (и в этом большое сходство с другим киносборником, «Рассказы», который тоже снят одним режиссёром, Михаилом Сегалом), одна новелла вытекает из другой, плавно вливаясь в третью, и всё это - в основном «русле», роль которого исполняет лекция Ренаты Литвиновой о любви. Эта лекция, кстати, проходила на самом деле, кроме актёров на ней присутствовали и простые посетители, пришедшие послушать любимую звезду.
Всё, что появляется в кадре, пропитано современностью, нынешней информационной эпохой. Присутствуют, наверное, почти все актуальные символические, лингвистические, политические и социальные маркеры современного общества, как виртуальные, так и материальные. Кризис и санкции, «говорящая голова» экономического эксперта по ТВ, социальные сети (Facebook, Instagram), лайки, сервисы мгновенных сообщений, косплей-кон и фестиваль русской культуры, нимфомания и скейтборд, граффити и шедевры мировой классической живописи, группы Каспий, Noize MC, Ёлка, Сплин и Земфира, плащ на голое тело, пластика (не только груди, но и носа), маникюр/педикюр, наращивание волос, пирсинг в член, World Of Tanks, полиэкранность, встроенные в контекст динамичные титры, панели видеопроигрыватели, аниме-вставки - это пёстрое, безумно красивое и стильное варево, ставшее не только произведение искусства, но и памятником 2010-х годов. Это концентрат самого актуального на сегодня, помноженный (или поделенный) на вечный вопрос - Что такое любовь?
Этот фильм - словно аккаунт персонального журнала режиссёра, написанного в реальном времени, с короткометражками-постами, связанными между собой перекрёстными гиперссылками, цитатами, ретвитами. В то же время, это огромный гипертекст, с отсылкой к русской (Толстой, Достоевский, Маяковский, Пушкин, Высоцкий, Розенбаум) и мировой культуре (живопись, скульптура, архитектура). Конечно, в наличие и множество киноцитат: «Мечты Аризоны» Кустурицы (летящая в небе рыба), «
Богиня» Литвиновой (начало картины Меликян прекрасно рифмуется с финальными кадроми ленты Ренаты), «Кислород» Вырыпаева, «
Трудности перевода» Софии Копполы, «Питер FM» Оксаны Бычковой, «Прогулка» Учителя, «Вавилон» Иньяритту (ещё один сборник), «Ахиллес и черепаха» Китано, «
Любовное настроение» и «2016» Кар Вая- всё это я увидел, как кинолюбитель, уверен, профессиональные критики заметят много больше.
А ещё: «Про Любовь» - это самый светлый фильм Анны Меликян, не омрачённый гибелью ни одного из героев, которых здесь огромное количество…