Олигарх

Dec 11, 2007 01:09



Острые уши, залысины, сутулая спина и характерная скороговорка Машкову здесь оказались без надобности. Главный герой - не Березовский, он - Маковский, и похож на многих олигархов сразу. Юлий Дубов сочинил «Большую пайку» о превращении советских ученых в новорусских капиталистов еще до того, как прототип Маковского бежал из страны. Фильм, который выходит только сейчас, получился про то, как коррупционеры во власти прижимают к ногтю всякого, не согласного с ними, и пытающегося стать неподконтрольным. Талант и гений, остроумный и умный, неизменно пользующийся женским вниманием Маковский, сильно отличается от тех олигархов-кровопийц, которые прописались в народном сознании. Он чист и благороден, и страну не грабил, и с конкурентами вопросы не решал "по-мокрому", и от друзей не отказывался, даже тех, кто его предал. Богатство этого мифического героя не есть самоцель, а лишь средство для обретения личной свободы. Лунгин прекрасно понимает, что его приятный во всех отношениях олигарх обрадует далеко не всех, но понимает он и другое: «непримиримая оппозиция» в новые кинотеатры дороги не знает и на успех или неуспех фильма повлиять не в состоянии. Зато тех, кто ослеплён жаждой наживы и оглушён сладкими баснями о том, что «можно честно заработать миллиард» пойдут на такую картину толпой, и, вполне возможно, что ещё не по одному разу. Назвать это спекуляцией нельзя, обыкновенное кинопредпринимательство.

«Олигарх» идет чуть больше двух часов, что для эпического полотна - охват в полтора десятка лет - совсем немного. Некоторым эпизодам отпущено даже слишком мало, так что порой фильм выглядит беглым дайджестом не доступной нам авторской версии. Однако художественные средства - ускоренный темп, рваный монтаж и обеспеченная ручной камерой изобразительная сбивчивость - вполне адекватны предмету: известно, на каких оборотах шло у нас начальное накопление капитала. Правда, во всем этом был еще и невероятный драйв, но вот как раз драйвом, свойственным прежним фильмам Лунгина, его «Олигарх» не силен. Зато силен частностями, колоритными людьми с сюжетной обочины - вроде следователя-провинциала (Краско), которому поручено дело об убийстве Маковского, или спившейся жены одного из его сподвижников (Коляканова). Они и воруют олигарховы лавры, ради них, в первую очередь, и стоит это кино смотреть.

Александр Кулиш (журнал Premier, сентябрь 2002)

Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Владимир Машков, Мария Миронова, Андрей Краско, Левани Учанейшвили, Михаил Вассербаум, Сергей Юшкевич, Александр Самойленко, Наталья Коляканова, Александр Балуев, Владимир Гусев.

СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН

Россия, драма, забытые рецензии, Германия, критик Александр Кулиш, кинованна, Павел Лунгин, 2002, Франция

Previous post Next post
Up