Левиафан

Feb 15, 2015 19:26










Посмотрел я фильм, и сказать мне особенно нечего. Время покажет, но, по-моему, значение картины слишком переоценено. Из-за всегдашней невнятности его личной позиции (а это главная черта Звягинцева, как режиссёра) по отношению к происходящему на экране, он легко становится жертвой спекуляций самых разных (диаметрально противоположных) политических сил: министерство культуры его спонсирует, союз кинематографистов отправляет картину на «Оскар», либералы поднимают фильм на щит с девизом «правда, как она есть», защитники «слов, которых не выкинешь из песни» (матюков) просят смягчить прокатные условия для лент с нецензурной лексикой для выхода на большой экран. «Левиафан» как волшебное зеркало: каждый видит в нём то, что хочет - чернуху, бытовуху, оплеуху (общественному вкусу), блатнуху, страху, буху, поху, «ху из ху» и т.д. Но только желающие посмотреть хорошее кино не увидят ничего... Потому, что желая приблизится к реальности, режиссёр создал свою, не имеющую ничего общего ни с настоящей жизнью, ни с измерением искусства.

Хотя фильм и не лишён достоинств: Серебряков - великолепно живописен!, да и все остальные актёры играют отлично, даже второстепенные персонажи (кроме всех священнослужителей - видимо, задумка такая); замечательная музыка в первой и последней сцене фильма (но для реализму, похоже, блатной шансон в середине); красивые суровые пейзажи и внушительный ископаемый скелет (жаль, что очень мало).

Вообще, сложилось ощущение, что я смотрел какую-то урезанную версию, хотя длительность фильма составила два часа пятнадцать минут. Но как-то всё скомкано и смешано - тут тебе и социальная драма, и библейская притча, и история измены, и трагедия духа. Всё и сразу в равных пропорциях - духовный винегрет. «Возвращение» Звягинцева - гениальное кино, насколько оно вообще может быть гениальным. Я вот уже третий фильм жду возвращения этого гения... Хорошо, пусть не в этот раз, но, возможно, в следующей картине?

ПС. По словам самого режиссёра, толчком для создания «самой честной картины о России», как некоторые называют этот фильм, стала трагическая история американского сварщика Марвина Джона Химейера, который не дождавшись справедливости правосудия, бронировал (в буквальном смысле сделал его пуленепробиваемым, наварив на корпус большие слои стали) свой бульдозер и снёс 13 административных зданий своего города, после чего покончил с собой. Видимо, реальная история показалась режиссёру слишком американской, и он сделал свою версию более «российской» (вместо бунта русские мужики бьют морды друг другу, бухают и делят одну женщину, наверняка, символическую Россию).

ППС. Где-то у меня в голове «Левиафан» очень сильно рифмуется с «Изменой» Кирилла Серебренникова. Камерой, цветом, атмосферой; как будто один фильм является продолжением или ремейком другого, но который из них первая часть, а который - вторая, не понятно.

ПППС. Правды жизни и чернухи особой не увидел. Жизнь жёстче.

Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Владимир Вдовиченков, Роман Мадянов, Анна Уколова, Алексей Розин, Сергей Походаев, Платон Каменев, Сергей Бачурский, Валерий Гришко.

СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН

кинованна, Россия, драма, 2014, мои рецензии, сразу после просмотра, Андрей Звягинцев

Previous post Next post
Up