А вот и обещанная рецензия на "Сталинград" Фёдора Бондарчука от Сергея Кудрявцева (напоминаю аккаунты Сергея Валентиновича: в жж
kinanet,
ВК и
FB), которая была написана специально для нашего журнала. По мне, так критик ещё очень мягко отозвался об этой картине, но оценка - вполне себе справедлива.
Ни жизни, ни судьбы
Хотя ещё до съёмок «Сталинграда» режиссёр Фёдор Бондарчук хвалился, что у него есть потрясающий сценарий Ильи Тилькина, всё-таки литературную первооснову фильма продолжали доделывать и переделывать чуть ли не постоянно, пока велась работа над этим масштабным и дорогостоящим кинопроектом. Были использованы какие-то мотивы из романа «Жизнь и Судьба» Василия Гроссмана, а ещё призван на помощь Сергей Снежкин, который вроде бы убрал чёткую определённость в ответе на вопрос о том, от кого же в итоге забеременела девушка Катя, и якобы придумал довольно искусственный выход в современность.
В принципе, даже не имеет особого значения, кто и что сочинил конкретно, если картина в целом страдает именно из-за непрояснённого, тщательно не выписанного сценария. Да и это было бы простительно, если бы у создателей ленты, претендующей на титул современного эпоса о минувшем, имелась более-менее внятная концепция - не столько историческая, сколько художественная. И если бы ещё удалось найти единственно верный, абсолютно точный жанр и стиль произведения, которое должно было бы выразить на экране сегодняшнее, в немалой степени мифологизированное представление о Великой Войне, для чего требовалась совершенно иная система восприятия прошлого, чтобы это лучше соответствовало запросам нынешней публики, привыкшей не просто к грандиозным киноспектаклям, особенно в новомодных форматах IMAX и 3D, но и к своеобразному комиксовому мышлению.
По готовому результату видно, что Бондарчук-младший, как и ранее Никита Михалков со своей сиквел-дилогией «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель», пока не в состоянии решительно расстаться с прежними традициями величественных зрелищ о войне и тащат на экран уже канувший в небытие опыт былых эпопей, допустим, в исполнении Юрия Озерова, чьим непосредственным учеником являлся Бондарчук во ВГИКе и вообще снимался в его «Сталинграде» в конце 80-х годов. С другой стороны, они почему-то предпочитают равняться на постмодернистские переосмысления военных киноисторий, например, в духе Квентина Тарантино, а отнюдь не пытаются произвести на свет добротный мейнстрим вроде «Пёрл-Харбора» Майкла Бея или хотя бы «Врага у ворот» Жан-Жака Анно, тоже рассказывающего о битве за Сталинград. А уж об ориентации на такие этапные ленты, как «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, «Тонкая красная линия» Терренса Малика и «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда и речи нет!
В таком случае можно сказать, что у творцов современного «Сталинграда» не хватило элементарной смелости и азарта, чтобы снять действительно сногсшибательный во всех смыслах фильм, который бы в корне отличался от предшествующих образцов кинематографа о войне. Немало зрителей и критиков ругали картину за исторические неточности и всякие несуразности. А надо было бы по идее делать совершенно «отвязное кино» и уж точно не под названием «Сталинград», которое ко многому обязывает и, к сожалению, тянет повествование куда-то в сторону сталинских эпопей типа «Сталинградская битва» Владимира Петрова и «Великий перелом» Фридриха Эрмлера (вот «Третий удар» Игоря Савченко был чуть оригинальнее - кстати, там прошёл ассистентскую практику Юрий Озеров, будущий постановщик всё же уникального «Освобождения», а в дальнейшем учитель Фёдора Бондарчука). Лучше бы он вообще забыл о том, что некогда было!
Оценка: 4 из 10
Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Мария Смольникова, Янина Студилина, Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Сергей Бондарчук, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Алексей Барабаш, Олег Волку, Хайнер Лаутербах.
СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН