Сталинград (944)

May 23, 2014 10:13



А вот и обещанная рецензия на "Сталинград" Фёдора Бондарчука от Сергея Кудрявцева (напоминаю аккаунты Сергея Валентиновича: в жж kinanet, ВК и FB), которая была написана специально для нашего журнала. По мне, так критик ещё очень мягко отозвался об этой картине, но оценка - вполне себе справедлива.

Ни жизни, ни судьбы
Хотя ещё до съёмок «Сталинграда» режиссёр Фёдор Бондарчук хвалился, что у него есть потрясающий сценарий Ильи Тилькина, всё-таки литературную первооснову фильма продолжали доделывать и переделывать чуть ли не постоянно, пока велась работа над этим масштабным и дорогостоящим кинопроектом. Были использованы какие-то мотивы из романа «Жизнь и Судьба» Василия Гроссмана, а ещё призван на помощь Сергей Снежкин, который вроде бы убрал чёткую определённость в ответе на вопрос о том, от кого же в итоге забеременела девушка Катя, и якобы придумал довольно искусственный выход в современность.

В принципе, даже не имеет особого значения, кто и что сочинил конкретно, если картина в целом страдает именно из-за непрояснённого, тщательно не выписанного сценария. Да и это было бы простительно, если бы у создателей ленты, претендующей на титул современного эпоса о минувшем, имелась более-менее внятная концепция - не столько историческая, сколько художественная. И если бы ещё удалось найти единственно верный, абсолютно точный жанр и стиль произведения, которое должно было бы выразить на экране сегодняшнее, в немалой степени мифологизированное представление о Великой Войне, для чего требовалась совершенно иная система восприятия прошлого, чтобы это лучше соответствовало запросам нынешней публики, привыкшей не просто к грандиозным киноспектаклям, особенно в новомодных форматах IMAX и 3D, но и к своеобразному комиксовому мышлению.

По готовому результату видно, что Бондарчук-младший, как и ранее Никита Михалков со своей сиквел-дилогией «Утомлённые солнцем: Предстояние» и «Утомлённые солнцем: Цитадель», пока не в состоянии решительно расстаться с прежними традициями величественных зрелищ о войне и тащат на экран уже канувший в небытие опыт былых эпопей, допустим, в исполнении Юрия Озерова, чьим непосредственным учеником являлся Бондарчук во ВГИКе и вообще снимался в его «Сталинграде» в конце 80-х годов. С другой стороны, они почему-то предпочитают равняться на постмодернистские переосмысления военных киноисторий, например, в духе Квентина Тарантино, а отнюдь не пытаются произвести на свет добротный мейнстрим вроде «Пёрл-Харбора» Майкла Бея или хотя бы «Врага у ворот» Жан-Жака Анно, тоже рассказывающего о битве за Сталинград. А уж об ориентации на такие этапные ленты, как «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга, «Тонкая красная линия» Терренса Малика и «Письма с Иводзимы» Клинта Иствуда и речи нет!

В таком случае можно сказать, что у творцов современного «Сталинграда» не хватило элементарной смелости и азарта, чтобы снять действительно сногсшибательный во всех смыслах фильм, который бы в корне отличался от предшествующих образцов кинематографа о войне. Немало зрителей и критиков ругали картину за исторические неточности и всякие несуразности. А надо было бы по идее делать совершенно «отвязное кино» и уж точно не под названием «Сталинград», которое ко многому обязывает и, к сожалению, тянет повествование куда-то в сторону сталинских эпопей типа «Сталинградская битва» Владимира Петрова и «Великий перелом» Фридриха Эрмлера (вот «Третий удар» Игоря Савченко был чуть оригинальнее - кстати, там прошёл ассистентскую практику Юрий Озеров, будущий постановщик всё же уникального «Освобождения», а в дальнейшем учитель Фёдора Бондарчука). Лучше бы он вообще забыл о том, что некогда было!

Оценка: 4 из 10

Режиссер: Фёдор Бондарчук
В ролях: Мария Смольникова, Янина Студилина, Пётр Фёдоров, Томас Кречман, Сергей Бондарчук, Дмитрий Лысенков, Андрей Смоляков, Алексей Барабаш, Олег Волку, Хайнер Лаутербах.

СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН

кинованна, Россия, критик Сергей Кудрявцев, 2013, мелодрама, Федор Бондарчук

Previous post Next post
Up