12 обезьян/Twelve Monkeys (241)

May 16, 2007 21:46



Это единственный фильм Терри Гиллиама, ставший кассовым хитом. Отчасти в этом виновато актерское трио: помимо Брэда Питта и Мэделин Стоу, в главной роли снялся сам Брюс Уиллис и принес в картину то, что Гиллиам назвал «самым прекрасным черепом на свете». Да, его представления о красоте специфичны. Пройдя школу «Монти Пайтона», абсурдизма и черного юмора, режиссер уже в 45 лет прославился мрачной, но весьма зрелищной антиутопией «Бразилия». И стал одним из диктаторов стиля 80-х. Уже на этой постановке он конфликтовал со студией Universal, которая требовала сократить фильм. «12 обезьян» - еще одна попытка романа с большим Голливудом. В чем Гиллиам вообще-то не мастак. Снова антиутопия. Для пущей убедительности был привлечен сценарист Дэвид Пиплз, автор «Бегущего по лезвию». Но стандартную тему sci-fi кино режиссер использует, чтобы высказаться на волнующую его тему - раздвоение личности.

Мир будущего погружен в ржавую, гнилую воду, опущен в подземный ад, разрушен смертоносным вирусом. Поверхность планеты кишит зверьем после страшной эпидемии, унесшей большую часть человечества. Герой должен совершить путешествие в прошлое, чтобы познать природу вируса и найти средство для спасения. Впрочем, Гиллиам и его герой не столь наивны, чтобы пытаться время повернуть назад, поэтому они стремятся не предотвратить катастрофу, а только найти вакцину от болезни. Но и для этого приходится основательно покопаться в собственных мозгах, подсознании и прочих темных материях. Оказавшись в 1990 году, Коул-Уиллис попадает в психушку, его знание о будущем квалифицируется как сумасшествие. Проблема фильма в том, что сам режиссер страдает раздвоением. «Шизофрения - это проще, чем можно себе представить, - говорит Гиллиам. - Две взаимоисключающие вещи запросто помещаются в моей голове». Ему трудно выбрать, что важнее - визуальный стиль или сюжет. Последний не слишком убедителен, включая Питта в роли чокнутого борца за права животных, возможно, внесшего свой вклад в замену людей обезьянами. Проблема, однако, легко решается благодаря Уиллису. Гиллиам совершенно зря нервничал перед съемками, предупреждая суперстара: «Ты должен появиться перед камерой неприукрашенным». Подумаешь, великое дело - побыть за звездный гонорар несколько недель в маске из грязи. Для актера, основная часть карьеры которого была сделана в похожем состоянии, это не составляло труда. А режиссер мог оттягиваться в эстетских сценах, подобных той, где герой с героиней оказываются на просмотре «Головокружения» Хичкока - библии всех шизофреников.

Елена Плахова (журнал Premier, май 2002)

Режиссер: Терри Гиллиам (Terry Gilliam)
В ролях: Брюс Уиллис (Bruce Willis), Мэдлин Стоу (Madeleine Stowe), Кристофер Пламмер (Christopher Plummer), Фрэнк Горшин (Фрэнк Горшин), Билл Рэймонд (Bill Raymond), Брэд Питт (Brad Pitt), Эрнест Абуба (Ernest Abuba), Джон Седа (Jon Seda), Саймон Джоунс (Simon Jones).

СПИСОК ВСЕХ КИНОВАНН

кинованна, США, забытые рецензии, фантастика, 1990-е, Терри Гиллиам

Previous post Next post
Up