Ню в живописи - Владимир Вейсберг, официальный нонконформист советского искусства

Oct 19, 2023 11:59


Главный «метафизик» московского нонконформизма, гармонично соединивший в своей живописи сиюминутное с вечностью, физическую реальность с трансцендентальной.



Я стремлюсь создать такую форму восприятия, где бы мое инстинктивное стремление оторваться от предметного помогло мне создать незримую гармонию, в которой растворился бы весь предметный мир.
Владимир Вейсберг




Жизнь и творчество

Творческий путь Владимира Григорьевича Вейсберга прочно связан с Москвой: здесь он родился и работал всю свою жизнь. Сын педагога и психолога Г. П. Вейсберга, известного своими попытками продвинуть идеи З. Фрейда в складывающуюся идеологию советской власти, он в своей живописи сконцентрировался на вопросах психофизиологического воздействия искусства.



Теоретическая подоснова живописи Вейсберга опиралась на сезанновское понимание картинной плоскости как единой цветовой конструкции, в которой запечатление окружающей реальности производилось через анализ сущностных свойств изобразительности. Познакомившись еще в годы учебы с живописной теорией Сезанна, в раннем творчестве художник развивал свою манеру в направлении, близком к трактовке метода великого постимпрессиониста бубнововалетцами, стремясь передать материальность и тактильность предмета. Однако в зрелый период Вейсберг отказывается от ведущей эмоциональной роли цвета и от попыток передачи вещественности изображаемого, обращаясь к более глубоким механизмам восприятия.



Родился будущий художник 7 июня 1924 года, и детство его было непростым. На короткий период пришелся целый ряд событий, наложивших свой отпечаток на личность живописца: контузия, полученная во время бомбежки при рытье окопов в годы войны, первые проявления душевной болезни, ранняя смерть отца.



Еще в военное время, в 1943 году, Владимир Вейсберг начал заниматься рисунком в художественной студии Всероссийского центрального совета профсоюзов у С. М. Ивашёва-Мусатова (кстати, там же, но у другого преподавателя, учился и В. Н. Немухин), брал уроки живописи у А. А. Осмёркина. В 1947-м обучение прервалось арестом Ивашёва-Мусатова. Вейсберг предпринял попытку поступить в Художественный институт им. В. И. Сурикова, но потерпел неудачу. С осени 1947 художник сосредоточился на самостоятельном образовании. Он женился на Светлане Викторовне Щегловой, соученице по студии, продолжалась его зародившаяся в годы учебы дружба с В. Я. Ситниковым. Весной 1949 года Вейсберг пережил глубокий психологический кризис, одной из причин которого была глубокая неудовлетворенность своим искусством.



Следующий этап творческих поисков живописца развивался на фоне общего художественного подъема эпохи «оттепели». В 1953-м в Пушкинский музей, бывший несколько лет хранилищем подарков к 70-летию И. В. Сталина, вернулась живописная экспозиция. Музей стал для Вейсберга настоящей школой: он часами изучал увлекавшие его полотна импрессионистов и Сезанна. Впечатления от непосредственного контакта с произведениями оказали огромное влияние на сложение его творческого метода. В 1954-м он начал выставочную деятельность с участия в «I выставке произведений молодых художников».



В конце 1950-х произошли значительные перемены в личной жизни Вейсберга: он женится во второй раз, на историке Галине Михайловне Ерминой. В это же время он познакомился с Оскаром Рабиным и через него с другими представителями «лианозовской группы»: Евгением и Львом Кропивницкими, Владимиром Немухиным, поэтом Игорем Холиным. В его круг общения вошло и старшее поколение московской интеллигенции: А. Г. Габричевский, его жена Н. А. Северцова, Е. М. Фрадкина, Н. И. Столярова, Н. Я. Мандельштам.



В начале 1961 года Алик Гинзбург, издатель и в будущем видный участник диссидентского движения, организовал квартирную выставку, в рамках которой живописец оказался в одном ряду со знаменитыми художниками советского андеграунда (на ней, помимо произведений Вейсберга, были представлены работы Николая Вечтомова, Льва Кропивницкого и Льва Нусберга).



На рубеже 1950-х и 1960-х годов художников нонконформизма и живописцев сурового стиля сплотила общая цель живописного и образного обновления искусства, предполагающая категорическое отрицание соцреализма. В мае 1961 года Владимир Вейсберг принимает участие в первой выставке группы «Девять», вобравшей в себя как представителей сурового стиля, так и тех, кто будет позднее связан с неофициальной культурой (живописцы Николай Андронов и его жена Наталия Егоршина, Борис Биргер, Владимир Вейсберг, Кирилл Мордовин, Михаил Никонов, скульптор Леонид Берлин и керамистка Мария Фаворская, дочь Владимира Фаворского). Вейсберг и остальные участники черпали вдохновение в импрессионизме и сезаннизме, уже тогда воспринимаемых как некая «классика» живописной традиции.



В это же время Вейсберг начал преподавать, с 1959 по 1984 год художник вел уроки живописи в студии повышения квалификации Союза Архитекторов. В 1961-м живописца приняли в МОСХ. В 1962 году он участвовал в выставке «З0-летие МОСХ» в Манеже, где его произведения экспонировались в главном выставочном зале и не вызвали критики со стороны властей.



В начале 1960-х Вейсберг сближается с философами и лингвистами Московско-тартусской семиотической школы. В 1962 году на Симпозиуме по структурному изучению знаковых систем в Институте Славяноведения в Академии наук СССР он прочитал доклад «Три вида колористического восприятия». Симпозиум отразил характерный для «оттепели» поиск новой методологии для гуманитарной науки - посредством переживавшей тогда во всем мире расцвет парадигмы структурализма, практикующего междисциплинарный подход к культуре. Последний, в частности, позволил рассматривать произведение искусства как систему знаков, постигаемых с помощью визуального опыта.



Доклад, в самом деле, является ключом к пониманию живописной концепции Вейсберга. В нем художник рассматривал эволюцию восприятия цвета как поступательное развитие в истории живописи, которая от прямого натуроподобия через аналитический этап становится инструментом для исследования человеческого сознания и, как следствие, подводит к осмыслению вопросов метафизического характера. Разные типы живописи, по Вейсбергу, соответствуют трем видам ее восприятия, то есть трем разным типам информации, которые она передает зрителю.



Согласно идеям художника, первый тип живописи основан на «мгновенном» восприятии цветовых пятен в виде силуэтов и передает чувственный информационный сигнал. Предпринятое Сезанном разделение цветового пятна, понятого им как объект анализа, составленный из базовых геометрических форм (куба, шара, конуса), дало рождение второму типу живописи, транслирующей, соответственно, «длительный», интеллектуально-аналитический информационный сигнал.



Третьему роду живописи, которую Вейсберг соотносил с высшим этапом развития истории искусства, соответствует «бесконечный» информационный сигнал, апеллирующий к подсознанию зрителя. Его суть заключается в нескончаемом балансировании между узнаванием и «неузнаванием» изображенного на холсте. Главной координатой для последующего творчества Вейсберга стало понятие, введенное им в конце доклада, - «невидимая живопись».



«Невидимая живопись» Вейсберга, более известная под названием натюрморта «Белое на белом» (1961), строилась на взаимодействии сближенных цветовых оттенков, которое приводило зрителя к состоянию «неузнавания цвета». В действительности «белое» произведение Вейсберга никогда не заключает в себе чистого цвета: белила использовались им только в смесях с хроматическими цветами, благодаря чему художником осуществлялось бесконечное «растягивание», «раскладка» хроматического ряда.



Тонкие нюансы цвета и тона, из которых составлялось общее цветовое решение, художник называл валерами. В начале «белого» периода он уделял внимание сложной фактуре, накладывая на холст корпусные мазки различной плотности, но потом полностью сосредоточился на проблемах пространства. В 1970-е в живописи Вейсберга появляется узнаваемая, идеально гладкая поверхность картинной плоскости, изображенное на которой окутано единой цветосветовой средой.



К 1970-м художественная теория живописца получила еще одно методологическое подкрепление в концепции «адаптации», представленной им как способ создания картины. Впечатление, идущее от натуры, особым способом перерабатывается, «деконструируется» художником, а затем вновь «реконструируется», благодаря чему достигается его гармоничная целостность.



В конце 1960-х к Владимиру Вейсбергу пришла широкая известность. В 1968-м его семья получила две комнаты в коммунальной квартире на Арбате, одна из которых была обустроена под мастерскую. Ее, полностью выкрашенную в белый цвет, художник заполнил белыми предметами, сформировав идеальную среду для создания своих произведений. Студия живописца стала центром своеобразного «паломничества». Стоит отметить, что попасть в нее было довольно сложно: визит был возможен лишь по рекомендации и предварительной договоренности.



Еще при жизни художника его произведения принимали участие в главных выставках нонконформизма: Huit Peintres Moscovites Contemporains в Музее Гренобля (1974), Nonkonformistische Russische Maler в Берлине и Фрайбурге (1975), Unofficial Art from the Soviet Union в Institute of Contemporary Art (ICA) в Лондоне (1977), «20 лет неофициального искусства из Советского Союза» в Музее Бохум а Германии (1979) и др. Произведения Вейсберга вошли в крупнейшие коллекции «другого искусства»: Нортона и Нэнси Додж, Георгия Костаки, Евгения Нутовича, Леонида Талочкина, Александра Глезера, Татьяны Колодзей.



Примечательно, что Вейсберг, близкий в своих творческих поисках движению нонконформизма, никогда не был в действительности неофициальным художником. Наряду с участием в жизни художественного подполья он регулярно выставлялся в залах Союза художников, а в 1977 году восемь работ Вейсберга приобрел историко-архитектурный и художественный музей заповедник «Новый Иерусалим».



В марте 1978-го в залах МОСХа открылась экспозиция четырех художников, ставшая итогом деятельности участников группы «Девять». Владимир Вейсберг, таким образом, находился в русле всех сторон московской художественной жизни, но одновременно сохранял от нее некоторую дистанцию, не вписываясь своим творчеством полностью ни в одно из направлений.



В 1981 году умерла мать живописца. Потрясение серьезно сказалось на его здоровье, и он был помещен в психиатрическую клинику. Тем не менее в течение 1981-1984 годов Вейсберг продуктивно работал, создавая до 20 картин в год. Осенью 1984 открылась первая персональная выставка живописца - в парижской галерее Gorky. Вейсберг отказался от отправленного галереей приглашения, опасаясь политических последствий, и остался в Москве. Он умер в столице 1 января 1985 года.



Наследие художника

Первая ретроспектива его творчества прошла в 1994 году в Государственной Третьяковской галерее, всего же с 1975 по 2006 состоялось более 10 персональных выставок художника в разных странах мира. В последнее десятилетие отмечается скачок интереса к живописи Вейсберга в исследовательской среде: в 2014-2015 и в 2019 годах в Фонде IN ARTIBUS прошли масштабные выставки его произведений, организованные совместно с Государственной Третьяковской галереей и ГМИИ им. А. С. Пушкина.



За рубежом творчество мастера представляет берлинская галерея Sandmann, она же способствовала включению работ Владимира Вейсберга в ряд последних зарубежных экспозиций русского искусства в Германии в 2012-2018.



Источник: https://artinvestment.ru/invest/artistofweek/20201020_veisberg_artist.html

ЖЗЛ, нюматограф, художники, биография, рисунки, картины, СССР

Previous post Next post
Up