Фернандо Ботеро - художник с идеальной судьбой, всю жизнь рисовавших толстых людей

Oct 16, 2023 10:46


Ботеро обрел свой мгновенно узнаваемый стиль еще в конце 1950-х - его «толстые» люди и такие же «толстые» натюрморты в живописи и скульптуре наводнили музеи и улицы городов мира.



Его герои могли быть одеты или обнажены, они могли танцевать или позировать, они могли носить имя «Мона Лиза» или «Папа Лев Х», быть портретами Делакруа, Энгра и Джакометти, стоять истуканами или развалиться на животе с сигаретой в руках, но всегда они были однотипно пухлы, округлы и избыточны телом, лицом и весом. Ровно такими же, впрочем, были и его натюрморты - столы, сосуды и фрукты стремились к кругу как идеальной форме земного существования.



Купить Пазл Фернандо Ботеро

За эту «однообразность» Ботеро ругали всю его жизнь. За нее же его обожали зрители и коллекционеры. В результате, без сомнения, победил художник: 70 лет активнейшей художественной деятельности, всемирная слава и многообразие интерпретаций обеспечили ему место в истории искусства.





Дом Аманды Рамирес, 1988

Фернандо Ботеро родился 19 апреля 1932 года в городе Медельин в Колумбии. Иезуитская школа, пара лет в школе матадоров, столичная Богота, потом учеба в академии в Мадриде. То, что Ботеро будет художником, стало ясно довольно рано (уже в 16 лет он подрабатывал иллюстратором в газете), но каким именно художником он будет, выяснилось после его европейского вояжа. В 1953 году Ботеро едет в Париж учиться в самом главном учебном заведении мира - в Лувре, который еще его далекие предшественники, от Курбе до Сутина, предпочитали всем академиям на свете. 1954 год ровно с теми же целями он проводит во Флоренции.



Ванная комната, 1989

«Я изучал искусство Джотто и всех других итальянских мастеров,- скажет он позже.- Меня очаровало их ощущение объема и монументальности. Конечно, в современном искусстве все преувеличено, поэтому и мои объемные фигуры тоже стали преувеличенны». Вывод, сделанный Ботеро, не кажется однозначным, но факт остается фактом: «преувеличенные» формы всего сущего стали для художника языком его искусства.



Женщина с фруктами, 2000-е

В биографии Ботеро практически нет спадов и тем более провалов. Уже в 1961 году нью-йоркский куратор Дороти Миллер купила для Музея современного искусства его работу «Мона Лиза, двенадцать лет». Это был неожиданный и провокационный выбор: начало 1960-х, абсолютное господство американского абстрактного экспрессионизма, рядом с которым портрет пухлощекого ребенка Ботеро казался, самое мягкое, неуместным.



Мужчина на коне, 2000-е

Однако картину выставили в МоМА ровно в те дни, когда оригинальную «Мону Лизу» Леонардо демонстрировали в Метрополитен-музее. Дальше - больше: персональные выставки в Латинской Америке и США (выставка в 1979 году в Музее и саду скульптур Хиршхорна в Вашингтоне открыла путь длиннейшему турне ретроспектив Ботеро по миру, включая выставки в Санкт-Петербурге и Москве в 1993-1994 годах, после которых в Эрмитаже и ГМИИ им. А. С. Пушкина остались замечательные его скульптуры.



Венера, 2000-е

Цены на его работы стабильно очень высокие: аукционные эстимейты на его картины не опускаются ниже $1 млн.



Игроки в карты, 1988

Все это, безусловно, раздражает. Прозвище «латиноамериканский Пикассо», прилепившееся к Ботеро еще в молодости, ошибочно по множеству признаков. Никогда Пикассо не позволял себе быть настолько однообразным и узнаваемым. XIX век научил, что это признак салонного, чисто коммерческого искусства. Рыночная успешность Ботеро вроде бы подтверждает эту номинацию.



Кот на крыше, 1978

Критики 1960-1980-х, куда более страстные, чем сегодняшние, выливали на колумбийца ушаты грязи: мол, его работы банальны, самореферентны и оторваны от ярких течений современного искусства. В 2009 году в своем эссе писатель и художник Годфри Баркер поразится силе этой ярости: «Первосвященники современного искусства в Лондоне и Нью-Йорке терпеть его не могут, потому что он бросает вызов всему, во что они верят. Они ненавидят его еще больше, потому что он богат, имеет огромный коммерческий успех, приятен на вид и очень популярен среди простых людей». Ботеро это, скорее, смешило: «Критики всегда писали обо мне с гневом и яростью, всю мою жизнь».



Леда и лебедь, 1995

При этом вопрос, большое ли это искусство, как бы уже давно не стоит. Работы Ботеро настолько хороши и приносят столько удовольствия зрителям, что ни один музей или муниципалитет, владеющий ими, не откажется от возможности их показывать.



Адам, 1968



Ева, 1968

Тем временем, при пристальном взгляде, оказалось, что далеко не все работы Ботеро так безмятежны.



Письмо, 1976

Шоком стала серия Ботеро, вызванная открывшимися пытками в американской тюрьме Абу-Грейб в Ираке. «Толстые» палачи пытают таких же «толстых» пленных. Следы пыток на пухлых телах, оскал сладострастия на лицах представителей силы: «латиноамериканский Пикассо» выдал свою версию «Герники».



Абу-Грейб 51, 2005



Абу-Грейб 59, 2005



Абу-Грейб 58, 2005



Абу-Грейб 44, 2005



Абу-Грейб 43, 2005



Абу-Грейб 55, 2005

Прожить жизнь художника так, как прожил ее Ботеро,- мечта. Создать свой мир, населить его собственными героями, уподобить их воздушным шарам, которые всегда «приятны на вид» и всегда вызовут улыбку, быть богатым и любимым. Все это полностью опровергает негласный закон романтического представления об истинном художнике как непризнанном, бедном, с сомнениями, фобиями и злоупотреблениями.



Спальня, 1998

Этот образ первыми разбили Пикассо и Уорхол. Ботеро довел ситуацию до предела. Он умер 15 сентября 2023-го в возрасте 91 года, в кругу семьи, будучи во славе и богатстве почти семь десятилетий,- какой-то слишком идеальный сюжет для нашего столь неидеального века.



Утешение, 2000



Похищение Европы, 1995



Землетрясение, 2000



Резня в Колумбии, 2000



Охотник, 1999



Женщина, падающая с балкона, 1994



Мать и сын, 2000



Меланхолия, 1989



Без названия, 1978



Похищение Европы, 1998



Женщина, 1998



Ночь (Дань Латуру), 2000



Без названия, 1999



Этюд мужской модели, 1972



Сидящая женщина, 1976



Христос, 2000



Ecce Homo, 1967



Плачущая женщина, 1999



Парад, 2000



Бомба в машине, 1999



Сидящая женщина, 1997



Без названия, 1999



Распятие, 2011



Иисус и толпа, 2010



Христос, несущий крест, 2010



Ватиканская ванна, 2006



Любовники, 1959



















Автопортрет с ангелом-хранителем, 2015

Источник текста: https://www.kommersant.ru/doc/6222692

нюматограф, художники, биография, живопись

Previous post Next post
Up