Детективные элементы и линии в фантастике встречаются постоянно. Они придают перчинки космической фантастике, делают веселее истории про миры эльфов и усугубляют киберпанковый нуар. А российское городское фэнтези вообще из дому не выйдет, не нанеся на себя густой слой тайн-козней-расследований. На собирательном Западе ситуация, в общем, сходная.
Проблемы выдуманных людей, живущих в других мирах, всегда плюс-минус схожи и понятны нам, даже если авторы трижды натянут их на супермагические мегатехнологии. У людей обязательно должны быть и секретики, и скелетики по шкафам, и, разумеется, люди совершают преступления, которые нужно расследовать.
Теоретически смешение фантастического и детективного жанров - это здорово и даже расширяет аудиторию произведения. Но на самом деле книги этого пограничного жанра частенько буксуют и не добираются до своего читателя: любители фантастики хотят собственно фантастики и опасаются, что детективная линия её затмит. Любители детективов недоумевают: зачем нам ещё и фантастика? Потому, вполне возможно, что даже если вы любите фантастику или детективы по отдельности, то некоторые любопытные произведения обошли своим вниманием.
Но прежде чем давать советы, определимся с понятиями: что такое настоящий научно-фантастический детектив и как его отличить от детектива - морской свинки, которая не морская и не свинка? Множество книг, зарубежных и российских, числятся детективной космической фантастикой, детективным киберпанком, детективным фэнтези, но на самом деле в них или детективная линия ни о чём, либо фантастический элемент приделан для галочки. Мы не то чтобы против - пусть цветут все цветы, но давайте отделим котлеты от мух.
Условие первое
Детективная канва должна строиться на фантастическом или научно-фантастическом допущении, без которого этот сюжет не мог произойти.
Если фантастический элемент из истории можно выбросить, переместить действие в другие условия, не расплескав суть, - значит, перед нами обычный детектив в фантастическом антураже. Пример: Майкл Шейбон «Союз еврейских полисменов» - книга, отхватившая целую пачку премий, включая «Хьюго». В этой истории полисмен расследует убийство знаменитого шахматиста, а ещё, между прочим, у автора там альтернативный мир, где у евреев нет Израиля, но есть Аляска, только это не делает детективную линию уникальной.
А бывает, что автор вроде и построил сюжет на фантастическом допущении, но не справился с управлением, и допущение получилось собранным по принципу анекдотов «Встретились грузин, чукча и русский». Тогда оно представляет собой не столько основу сюжета, сколько костыль, подпирающий интригу.
Условие второе
Детективная канва - основа сюжета.
Да, именно в случае с фантастикой автор рискует об этом подзабыть и убежать развивать совсем другое направление, ведь придуманный мир такой вкусный! Пример: Бен Х. Уинтерс «Последний полицейский». В этой истории расследование череды подозрительных самоубийств разворачивается на фоне «У нас тут полгода до гибели Земли и всё уже пошло вразнос», и книга скорее представляет интерес как социалка, чем как детектив.
Условие третье
Как в любом другом детективе, разгадка должна быть получена при помощи ума и сообразительности, а не счастливых случайностей, волшебных роялей из кустов и сверхспособностей на мётлах.
Главными качествами любого сыщика остаются наблюдательность, сообразительность, эрудиция, логическое мышление.
Нечестный фантастический детектив делает так: «И потом герой увидел в хрустальном шаре все ответы разом ну или хотя бы один, главненький». Или так: «Когда все сломали головы над разгадкой, оказалось, что убийцей был призрак, и он испарился!». Или «А потом сюжет забуксовал, но сыщик достал из рукава внезапную сверхспособность и всё разрулил, пока вы кричали „Но так же нечестно!“».
А теперь, когда мы определились с ценностями - что почитать по теме?
Западные научно-фантастические детективы
Айзек Азимов «Стальные пещеры»
Начнём с классики. За моду на смешение жанров детектива и фантастики основательно ответственен Айзек Азимов и его цикл «Детектив Элайдж Бейли и Р. Дэниел Оливо». Там всё как положено: отдалённое будущее, парад неравенств, элои и морлоки, медленно вызревающие конфликты, социально-этические метания. В первой истории цикла, «Стальные пещеры», на фоне всего этого героям нужно было раскрыть убийство, которое грозило грандиозным межпланетным кипишем, да ещё и Элайдж Бейли не сразу понял, кто такой Р. Дэниел Оливо, и что P - значит «робот».
В книге есть: грандиозные города под металлическими куполами, конфликты людей и роботов, отсылки к Библии, тоталитаризм.
По сей день книгу хвалят за сильную социальную линию и оптимистичный финал.
Питер Гамильтон «Звёздная дорога»
На Земле успешно решены проблемы с ресурсами, построена впечатляющая система магических колоний, а все ключевые посты занимают клоны одного-единственного семейства, которое и привело человечество к благополучию. Конечно, убийство одного из этих клонов вызвало феерический переполох, а сыщик, который будет расследовать это дело, окажется между всех огней сразу.
В книге есть: гиперпространственные переходы, биоинженерия, странные способы убийства, планета-загадка.
Книгу хвалят: за кропотливо прописанный мир, атмосферу, мощную детективную линию.
Ричард Морган. Цикл «Такеши Ковач» («Видоизменённый углерод»)
Киберпанковый мир далёкого будущего, вовсю идёт космическая экспансия за пределы Солнечной системы, а сознание человека можно за здорово живёшь оцифровать и загрузить в оболочку нового тела. Сознание Такеши Ковача, бывшего военного, а ныне детектива, отправлено на Землю, чтобы разобраться: кто подставил миллиардера Банкрофта?
В книге есть: многогранный мир, опять библейские отсылки, погони, перестрелки, размашистый полёт авторской мысли, важные этические вопросы.
Книгу хвалят: за лихо закрученный сюжет, удачный баланс детектива, киберпанка и боевика, насилие, секс и яркого главгероя.
Отечественные научно-фантастические детективы
А. Громова и Р. Нудельман «В институте времени идёт расследование» (1969 год)
Опять начнём с классики. Убийство одного из сотрудников Института с самого начала ставит следствие в тупик вопросом «Как?». От ответа на этот вопрос до «Почему?» и «Кто?» придётся проделать очень длинный путь и основательно выйти за пределы привычного образа мыслей.
В книге есть: борьба теоретиков и практиков, множество увлекательных версий с монументальными обоснуями, лихая проработка концепции мультивселенной.
По сей день книгу хвалят: за запоминающихся персонажей, грандиозность сюжета, обилие сюжетных линий, полностью отстрелянные ружья, неожиданный мотив преступления.
Что почитать на эту тему из современной фантастики российских авторов.
Павел Амнуэль «Месть в домино»
Две оперные премьеры, два убийства теноров, исполняющих одну и ту же партию, два полицейских, которые расследуют преступления. Действие разворачивается одновременно в настоящем и в прошлом, где аналогичное убийство не состоялось.
В книге есть: опера, Верди и элегантная игра с нюансами его творчества, две временные ветки и три места действия, эффект бабочки и любовь.
Книгу хвалят: за крепкий сплав детектива и НФ, антураж, скрупулёзную проработку сюжетных линий.
Евгений Белоглазов «Принцип суперпозиции»
Учёные и инспектор службы безопасности расследуют взрыв в горах, после которого вокруг начало твориться не пойми что. История играет в кошки-мышки с сыщиками и читателем: что же произошло в горах: высадка инопланетян, испытания оружия, какая-то сверхъестественная чертовщина? Что это вообще за жанр: слегка необычная российская космическая фантастика, мистика, медленный боевик… фэнтези? Нет, это честный научно-фантастический детектив с очень закрученным сюжетом.
В книге есть: чёрный крест в небе, двойники, мафиозная группировка, записки чокнутого учёного, вопросы Жизни, Вселенной и всего такого.
Книгу хвалят: за выдержанную до конца интригу, живых героев, обилие интересных гипотез и фантастические допущения.
Конечно, это далеко не полный список качественных фантастических детективов, которые могут познакомить читателя с жанром. Потому дополнения и встречные рекомендации - принимаются.
Источник: mirf.ru