«На игле», «Космическая одиссея 2001», «Смертельное оружие 2» и другие фильмы, авторам которых удалось изобретательно раскрыть кинематографический потенциал сортиров.
Драмы и триллеры, научная фантастика и ужастики, комедии и криминальные фильмы - оказывается, кинематографический потенциал туалетных комнат как места действия поистине безграничен и далеко не всегда сводится к банальному сортирному юмору.
Худший туалет в Шотландии
Дэнни Бойл обессмертил образ унитаза в кино, когда заставил нырнуть молодого Юэна МакГрегора в «худший туалет в Шотландии». «Это старый театральный трюк, - делится секретами режиссер. - Вы разрезаете унитаз напополам, и камера сбоку видит только оставшуюся половину. Вместо второй половины туалета у вас горка, как на детской площадке. Актер просто соскальзывает по ней. Никаких компьютерных эффектов». К счастью будущего джедая, натуралистичный вид декорации обеспечивался шоколадом. Злодей Бойл не остановился на достигнутом: в «Миллионере из трущоб» в похожую экспедицию он отправил маленького индийского мальчика. Путь малыша оказался более прозаичен. В отличие от МакГрегора, ни в какое водопроводное зазеркалье он не угодил. Ребенок, впрочем, не расстроился. Ему не терпелось вылизать отходную яму, наполненную смесью арахисового масла и шоколадного соуса.
Тему туалетов в кино принято кокетливо обходить стороной. Разве что бесхитростные юмористы стабильно соревнуются, кто громоподобнее пернет, почитая это за комедийное золото. Однако смельчаки, которые рискнут ступить на эту скользкую территорию с нетривиальными идеями, обнаружат, что выразительные возможности уборных простираются гораздо дальше раскатистого метеоризма. Опыт талантливых постановщиков показывает, что туалет - эффективная площадка для любых жанров. Смех, страх, печаль, волнение, восторг и другие эмоции в этих запретных стенах усиливаются и приобретают незабываемый окрас.
Драмы
Стэнли Кубрик был далек от мысли, будто появление героя в отхожем месте - это повод легкомысленно похихикать. Легендарный режиссер во все свои картины вставлял сцены в ванной (а благодаря сдвоенным санузлам, можно сказать, что и в туалете). Для мэтра уборные олицетворяли собой пространство, где сталкиваются животные инстинкты и человеческая культура. Именно там базовые импульсы проявляют себя и в то же время контролируются цивилизацией, которая старается замаскировать их и облагородить.
Леденящий душу эпизод в солдатском сортире в «Цельнометаллической оболочке» демонстрирует, что бывает, когда инстинкты все-таки одерживают верх. Безжалостная муштра повергает персонажа Винсента Д’Онофрио в состояние полного кукареку, и он берет в руки ружье. Кубрик хорошо понимал, что, когда по стенам уборной стекает кровь, а не какое-то другое вещество, это производит куда более сильное впечатление.
Вероятно, также рассудил и Тони Кэй, режиссер «Американской истории Х». Трагическая точка в его острой расовой драме ставится посреди школьного клозета.
Триллеры
В туалете человек чувствует себя особенно уязвимым и незащищенным по понятным причинам: со спущенными штанами не до великих свершений. Устройство общественных уборных мало способствует чувству безопасности. Хлипкие кабинки и перегородки совсем не походят на неприступную крепость. Хороший триллер не преминет об этом напомнить.
В «Свидетеле» мальчик-амиш становится очевидцем того, как Дэнни Гловер и еще один негодяй мочат в сортире какого-то горемыку. Камера наблюдает за экзекуцией вместе с юнцом через щелочку в проеме. Режиссер Питер Уир мастерски нагнетает напряжение, когда герой Гловера начинает проверять кабинки, а парнишке некуда деться. Сцена способна надолго отбить охоту у впечатлительных людей заглядывать в публичные туалеты.
Идея спрятаться в ванной комнате от помешавшегося Джека Николсона с топором также не сбережет ничьих нервов. Выражение отчаяния на лице Шелли Дювалл в «Сиянии» Кубрика абсолютно искреннее. Эпохальная сцена «А вот и Джонни» снималась три дня, в течение которых режиссер-перфекционист доводил актрису до белого каления, добиваясь от нее нужной игры, как, впрочем, и во все остальные 11 месяцев работы над фильмом. Николсону тоже пришлось несладко, но не так сильно, как дверям - лицедей порубил 60 штук.
У австралийцев Джеймса Вана и Ли Уоннелла на заре их карьеры ветер свистел в карманах, поэтому им требовался максимально простой концепт, чтобы снять фильм. В результате все основное действие их дебютной картины развернулось в одном помещении - уборной. «Пила: игра на выживание» озолотила своих авторов, а грязная и облупленная кафельная плитка и порция крови помогли задать атмосферу жесткого и грубого триллера.
Фрэнсис Форд Коппола создал тревожный и сюрреалистический образ унитаза в «Разговоре». В фильме персонаж Джина Хэкмена слышит звуки борьбы в соседнем номере отеля. Возможно, даже убийства. Сначала он прячется, но когда наконец заходит в комнату предполагаемого преступления, то видит чистоту и порядок. Герой спускает туалет - оттуда поднимается кровь, заполняя чашу унитаза. Сцена породила много лет дискуссий о том, является ли она реальной или воображаемой. Коппола эти догадки не подтвердил и не опроверг, а лишь обронил, что вдохновлялся «Психо» Хичкока. Монтажер картины Уолтер Мерч признался, что эпизод напомнил ему его позорный подростковый опыт, когда он пытался утопить в унитазе порножурналы, но улики предательски вымылись наверх в самый неподходящий момент. В туалете все тайное становится явным.
Боевики
Джеймс Камерон совершил столько открытий для кинематографа, поэтому неудивительно, что в один прекрасный момент творческие поиски привели его в тубзик. Выяснилось, что это превосходная платформа для ожесточенных перестрелок. В «Правдивой лжи» Арнольд Шварценеггер превратил общественную уборную в зону военных действий, не смутившись общества пенсионера, тихо справлявшего свою нужду.
Дэнни Гловер - чемпион туалетных сцен. Как горный орел на вершине Кавказа, он сидит на краю унитаза - именно так начинается знаковый эпизод из «Смертельного оружия 2». «Слишком старого для этого дерьма» детектива ждет неприятный сюрприз: под ним заложена бомба. Зрители получили эталонную сцену, где есть юмор, саспенс и экшен, не говоря уже о летающем толчке, который приземляется на автомобиль перед домом, как дымящийся метеорит. Перед тем как сигануть с партнером в ванну, дабы укрыться от взрыва, Риггс уверяет Роджера: «Такие парни, как ты, не умирают, сидя в туалете». Далеко не всем так везет.
Фантастика
«Когда люди узнают меня на улице, они останавливаются и восклицают: „Ты тот парень, которого съели в туалете в „Парке юрского периода“, - говорит актер Мартин Ферреро. - Так что да, я парень, который умер, сидя в туалете». Динозавры своим присутствием делают лучше все что угодно. Когда гений Стивена Спилберга свел в одной сцене тираннозавра и нужник, он покорил сердца мальчишек по всему миру.
В фильме «Армагеддец» Эдгар Райт натравил Саймона Пегга и компанию на манекенообразных инопланетян в уборной британского паба. Дебоширская потасовка совместила в себе динамичный стиль режиссера, отличный юмор и хореографию, которой не постыдился бы и Джеки Чан. Чрезвычайно довольный боевой формой своих лицедеев, Райт так рассказывает об этом опыте: «Встает вопрос о том, как долго вы можете продержаться без склеек. В сцене в уборной всего три или четыре кадра, где используются дублеры-каскадеры. Я наслаждался, проектируя эти драки. Мы хотели, чтобы фильм выглядел настоящим и не слишком рубленным».
В «2001 год: Космическая одиссея» Кубрик, разумеется, не устоял и ввернул в кадр пространную инструкцию по применению туалета с нулевой гравитацией. Это яркий пример юмора Кубрика, в фильмах которого шутки выведены за рамки актерского самовыражения и присутствуют только в виде режиссерской иронии. Цивилизация, саркастически замечает Кубрик, не решает основные проблемы человечества, а лишь изменяет их форму, поэтому межпланетный перелет - задача куда более выполнимая, чем победа над человеческой физиологией.
Герои научно-фантастических фильмов могут успешно покорять рубежи далеких планет, но им еще только предстоит по-настоящему освоить сортирную тему.
Комедии
Как ни странно, но туалетный юмор - тонкая материя, которой тяжело не замараться. Ювелирно сработал Майк Майерс в «Остине Пауэрсе». На любвеобильного шпиона убийца нападает прямо в уборной, а расположившийся в соседней кабинке американец в ковбойской шляпе комментирует звуки схватки, принимая их за проблемы с пищеварением. Куда чаще у комедиографов не хватает фантазии ни на что большее, чем превращение сортира в эквивалент газовой камеры или пичкание персонажей слабительным и оглушение зрителей какофонией непристойных звуков, как в «Тупой и еще тупее» и «Американском пироге».
Некоторые фильмы считают своей святой миссией развенчание мифа о том, что девочки не пукают. Открытия, сделанные на данном поприще картинами «Гарольд и Кумар уходят в отрыв» и «Детройт - город рока», кажутся невинными шалостями по сравнению с адом, который учинил «Девичник в Вегасе». По словам оператора Роберта Д. Йоумена, инфернального эпизода даже не было в сценарии, а разбушевавшиеся дамы сами его сымпровизировали. Даже съемки дерьмодемона из «Догмы» Кевина Смита не могли подготовить беднягу к такому кошмару. Мелисса МакКарти думает, что сцена родственна фильмам ужасов, и недалека от истины: «Вы закрываете глаза и пытаетесь остановить это. Эта смесь из жути и стыда идет от нутра, и люди радуются, что это происходит не с ними. Они могут сказать: „У меня все хорошо! Я не наложил кучу в раковину в этом году. Пока“». Примечательно, что за вандальную расправу, учиненную МакКарти над умывальным приспособлением, академики наградили ее номинацией на «Оскар».
Остается непостижимой загадкой то, почему в комедиях периодически показываются вещи столь страшные, что и не снились кровожадным авторам какой-нибудь «Пилы». Мало что вгоняет в дрожь так, как эпизод из «Все без ума от Мэри», где юный Бен Стиллер душераздирающим образом защемляет свои причиндалы молнией на ширинке, а посмотреть на убогого в уборную набивается вся округа.
Ужасы
Сверхъестественные хорроры играют на иррациональных страхах, будто веселое журчание и улыбка фарфорового друга таят смертельную опасность для всякого, кто сунется туда с голым задом. Изначально в «Гоблинах» уборные никак не фигурировали. Однако для рекламной кампании создатели придумали образ монстра, выскакивающего из туалета. Идея оказалась настолько удачной, что кадры, где мелкое чудище вылезает из унитаза, сняли и добавили в фильм постфактум. Сиквел же посвятил полноценный эпизод грустной участи человека, имевшего неосторожность опуститься на унитаз.
Планы Стивена Кинга на экранизацию «Ловца снов» были куда амбициознее: «Я хотел исследовать зону табу. Раньше это была спальня, но кино с тех пор ушло далеко вперед, и сейчас это ванная комната. Сцена, где парень должен усидеть в туалете, чтобы не выпустить инопланетянина наружу, стала движущей силой для книги. „Ловец снов“ сделает для туалета то же, что „Психо“ сделало для душа». Знаменитый писатель, конечно, погорячился и впоследствии даже признался, что во время сочинения романа его разум малость затуманили обезболивающие препараты, которые он принимал, после того как его сбила машина. «Ловец снов» не вошел в историю кинематографа, а Лоуренса Кэздана после этого казуса почти 10 лет не подпускали к режиссерскому креслу. Тем не менее безумный эпизод с зубастой анальной пиявкой действительно удался на славу.
Криминальные фильмы
Авторские картины беззастенчиво смешивают всевозможные жанры, и часто единственным общим знаменателем для них остается незаконность происходящего на экране. Даже туалетные сегменты в этих лентах - глоток свежего воздуха по сравнению с безыдейными выхлопами массового проката.
«Настоящая любовь» и «Святые из Бундока» раскрыли свойства унитаза как опасного орудия, на раз проламывающего головы, особенно если сбросить его на неприятеля с крыши.
Шейн Блэк тоже с удовольствием вставляет в свои комедийные неонуары маленькие сортирные виньетки. В «Поцелуе навылет» Роберт Дауни нечаянно мочится на подброшенный ему труп и в панике звонит другу-сыщику, чтобы выяснить, распознает ли оставленный им след судмедэкспертиза. В «Славных парнях» Райан Гослинг пытается запугать Рассела Кроу пистолетом из кабинки уборной. Последний утверждает, что актеры обстоятельно обсуждали свои роли друг с другом, в том числе «как лучше сидеть в туалете, прикрывая свое причинное место». «Если бы нас со стороны кто-нибудь услышал, подумал бы, что мы рехнулись, - смеется Кроу. - Требуется много усилий, чтобы юмор казался естественным, как и в драме».
Ведение допроса, где голова оппонента макается в унитаз, - одна из добрых кинотрадиций. Наверное, никто не проходил эту процедуру с большим достоинством, нежели Джефф Бриджес в шедевре братьев Коэн «Большой Лебовски». Как ответить на насилие, попытку утопить тебя в унитазе и на вопрос «Где деньги?». Только невозмутимой иронией: «Окуните-ка еще раз. Я что-то не разглядел». По окончании процесса он достает со дна черные очки и триумфально надевает. Лучше подобную сцену уже не снимешь.
Источник: КиноПоиск