Кровавый мир Нила Маршалла - от «Псов-воинов» до «Хеллбоя»

Oct 06, 2020 14:00


Словно голодные клещи, фильмы Нила Маршалла цепляются за зрителя мертвой хваткой и не отпускают до самого финала. Работы английского режиссера пронизаны истинным ужасом, жуткой, самобытной атмосферой и почти всегда обильно приправлены кровью.



«Правильные» оборотни

Первой полнометражной работой, которой Нил Маршалл громко заявил о себе миру, стал фильм ужасов «Псы-воины» (2001). При довольно скромном для подобных историй бюджете картина умудрилась окупиться в прокате, снискать любовь зрителей и даже с блеском прокатиться по фестивалям. «Псы-воины» удостоились в 2002 году главного приза Брюссельского кинофестиваля фильмов в жанре фэнтези, научной фантастики и триллера «Золотой ворон».





Вместе с небольшой командой солдат во главе с сержантом Уэллсом мы блуждаем в дикой шотландской глуши. Нет, никакого секретного задания или боевых действий - обычные учения. У парней даже автоматы заряжены холостыми. Для большинства солдат это всего лишь дурацкая прогулка по лесу, от которой ждешь одного: поскорее бы она закончилась. Но неожиданно дело принимает серьезный оборот. Команда случайно натыкается на военный лагерь другого отряда. Однако вместо теплого приема и дружеских рукопожатий их ждет настоящий ужас. Лагерь сплошь усеян изувеченными телами…

Как запросто можно догадаться из названия и постера, «Псы-воины» раскрывают тему оборотней. Людей-волков на экране предостаточно, а режиссер не старается прятать монстров в тени или показывать лишь урывками в доли секунды. При этом Маршалл практически отказался от компьютерных эффектов, считая, что они будут перетягивать одеяло на себя и отвлекать внимание зрителей от самой истории. И ведь оказался прав: «Псы-воины» радуют не только динамичными и кровавыми сценами борьбы, но и сильной эмоциональной составляющей, атмосферой тревоги и отчаянья, которая возникает внутри лагеря обороняющихся. Но враг притаился не только снаружи…



Оборотни Маршалла - «правильные» оборотни. Это не романтизированные волчата в духе «Сумерек», которых даже ребенок не испугается. Оборотни Маршалла - кровожадные, жуткие существа. Они не церемонятся со своей жертвой: в ход идут и зубы, и когти, так что кровь на экране льется буквально ведрами.

Планировалось, что у истории будет сиквел под названием «Свежее мясо». Правда, режиссерское кресло должен был занять уже не Маршалл. К сожалению, а может, и к счастью, дело не выгорело и репутацию «Псов-воинов» никто не запачкал.

Персональный Олимп

Спустя четыре года Маршалл снимает, пожалуй, лучший фильм ужасов в своей фильмографии. Речь, конечно же, идет о «Спуске» (2005).

В центре истории снова группа, но на этот раз не брутальных солдат, а молодых женщин. Любовь к экстремальным развлечениям приводит девушек к горной системе Аппалачи на востоке Северной Америки. Здесь любительницы острых ощущений совершают спуск в одну из пещер, а затем, поддавшись любопытству, лезут все глубже и глубже, пока незапланированный обвал не отрезает им обратный путь. Вскоре выясняется, что бродят они по неизведанным доселе лабиринтам, причем, что самое страшное, бродят не в одиночку.



По сути, основная канва «Спуска» и «Псов-воинов» сильно схожа: люди, которые по незнанию попадают на чужую, враждебную территорию, вынуждены сражаться за свою жизнь с кровожадными монстрами. Возможно, Маршалл пришел к выводу или даже почувствовал нутром, что схема более чем рабочая, и решил ее придерживаться. В качестве антагонистов вместо классических оборотней на этот раз режиссер взял более оригинальных душегубов: слепых человекоподобных монстров, возможных потомков какого-нибудь древнего племени. Это позволило истории выйти из-под ауры фэнтези и сделать шаг в сторону какого-никакого, но все же реализма.



Как известно, друг познается в беде. Далеко не каждый решится протянуть руку помощи раненому товарищу, когда сам на волоске от гибели. В «Спуске» Маршалл продолжает развивать затронутую и в «Псах» тему людей, оказавшихся в ограниченном пространстве. Его герои вынуждены сражаться не только с монстрами, но и друг с другом. Нил усложняет сюжет драматичными перипетиями внутри женского коллектива, и это порой заставляет зрителя нервничать гораздо больше, чем уродливая морда подземного существа.

«Спуск» стал для Маршалла персональным Олимпом. Успех фильма был практически абсолютным: хорошие кассовые сборы, зрительские аплодисменты и одобрение критиков. Кроме того, как и «Псы-воины», он собрал множество наград на различных фестивалях, самой главной из которых стала статуэтка «Сатурн» за лучший фильм ужасов в 2007 году.

Популярность «Спуска» не оставила своим создателям выбора, и в 2009 году на экраны кинотеатров вышла вторая часть истории. Причем это было продолжение в буквальном смысле слова. История начинается ровно с того момента, на котором закончился первый фильм. За режиссуру сиквела отвечал Джон Харрис, а Нил Маршалл взял на себя заботы по продюсированию картины. «Спуск 2» ожидаемо не смог прыгнуть выше головы и потчевал зрителя все тем же действом, что и в первой части, но с заметными логическими дырами. В итоге сборы сильно просели и создателям еле-еле удалось лишь отбить затраченную на производство фильма сумму. Так что о трилогии уже никто и не заикнулся.

Вирусы актуальны всегда

В 2008 году вышел третий полнометражный фильм Маршалла «Судный день». Этот фантастический постапокалипсис с элементами хоррора открывает перед зрителем жуткую картину будущего. Вспышка нового вируса, прозванного «Жнецом», выкашивает людей по всей Шотландии. Чтобы как-то сдержать распространение болезни, правительство идет на кардинальные меры. Страну фактически полностью изолируют: по суше - высокой бетонной стеной, по морю - минными полями. Любой, кто осмелится пересечь рубеж, моментально будет убит. И вот уже не один десяток лет «заразная зона» живет по своим законам. Именно туда и предстоит отправиться главной героине фильма, майору Иден Синклер, чтобы попытаться найти лекарство от заразы.



«Судный день» - это реверанс Маршалла в сторону постапокалиптических фильмов 70-х и 80-х годов. В качестве источников вдохновения автор называл такие работы, как «Водный мир» (1995), трилогия «Безумный Макс» и даже «Чужие» (1986). «Судный день» - это гремучая смесь: дикие панки-каннибалы и пытки раскаленным железом в застенках средневекового замка здесь вполне гармонично уживаются с технологиями будущего.

А в 2015 году Нил вдруг решил потусоваться с коллегами по цеху, и в результате этой коллаборации на свет появился фильм «Город монстров». Десять режиссеров рассказали и показали десять историй, суть которых так или иначе вращается вокруг всеми любимого праздника - Хеллоуина. Работа получилась интересной, но спорной. Треш и угар, пожалуй, самые подходящие слова, чтобы описать жуткую феерию, творящуюся на экране. Местами это выглядит неплохо, местами - забавно, но чаще все же вызывает как минимум недоумение.



Согласившись на подобный проект, Нил взвалил на свои плечи немалый балласт в виде остальных его участников. Да, среди них есть мастера своего дела - например, Даррен Линн Боусман, стоявший у руля второй, третьей и четвертой «Пилы». Но основная масса создателей «Города монстров» - слабые режиссеры, для которых возможность поработать с такими самородками, как Маршалл или Боусман, - настоящая удача.

«Топовые» сериалы

Фильмография Маршалла богата не только на интересные полнометражки, но и на сериалы. Причем сериалы высшего эшелона. Фактически в период с 2009-го по 2015 год Нил ставил лишь эпизоды для различных проектов, при этом лишь изредка отвлекаясь на продюсирование чужих полнометражек.

Маршалл может похвастаться тем, что принимал участие в работе над одним из самых (если не самым) популярных сериалов последних лет, «Игрой престолов». И пусть ему доверили всего лишь две серии - «Черноводная» (2 сезон) и «Дозорные на Стене» (4 сезон), - факт остается фактом. Также Маршалл приложил руку к еще одному флагманскому проекту НВО, сериалу «Мир Дикого Запада».



Но для любителей жанра ужасов будут более интересны два других проекта от американского телеканала NBC: «Ганнибал» и «Константин». Безусловно, оба заглавных имени многим знакомы и говорят сами за себя.

«Ганнибал» выходил на телевизионные экраны в течение трех лет, с 2013-го по 2015 год, и рассказывал историю Уилла Грэма, талантливого аналитика ФБР, который в паре с известным психиатром Ганнибалом Лектером выслеживал опасного и хитрого маньяка. «Константину» повезло меньше. История о детективе-экзорцисте прожила всего-навсего один сезон, но даже за такой короткий срок сумела снискать любовь зрителей.

Перезапуск «Хеллбоя»

Самой свежей на данный момент работой Маршалла стал перезапуск «Хеллбоя» в 2019 году. К сожалению, этот блин вышел у режиссера комом: фильм с треском провалился в прокате, не окупившись даже после показов по всему миру, а сам Нил чуть было не схлопотал «Золотую малину».

Несмотря на то, что Маршалл очень постарался сделать нового «Хеллбоя» более мрачным и кровавым, нежели фильмы дель Торо, он сильно потерял в атмосферности, да и сам сценарий оставляет желать лучшего. В итоге вышла эдакая сказка для взрослых, которая больше всего пугает своей наивностью и предсказуемостью. Звезде «Очень странных дел» Дэвиду Харбору не удалось переплюнуть эталонного Анунг Ун Раму в исполнении Рона Перлмана. А безусловно талантливая Милла Йовович в роли жестокой Кровавой королевы в этот раз не смогла порадовать зрителя сильной игрой и воплотить на экране сколь-нибудь внятный образ злодейки.



Но чего не отнять у «Хеллбоя» образца 2019 года, так это зрелищности. Если на заре своей карьеры Маршалл избегал лишний раз пользоваться спецэффектами, то здесь он оторвался по полной программе. Безусловно, фильм получился эффектным и запоминающимся с этой точки зрения.

Источник: darkermagazine.ru

ужасы, кино, обзор, режиссёры, хоррор

Previous post Next post
Up