Нет повести печальнее - Ромео и Джульетта в мировом кино

Jul 20, 2020 11:00


Сын советского посла и дочь американского дипломата, чешский студент и еврейская девушка, а также другие необычные Ромео и Джульетты.



Трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» вот уже более сотни лет вдохновляет кинематографистов на все новые постановки и интерпретации. Что только не вытворяли режиссеры с «самой печальной повестью на свете». Переносили действие в немецкую деревушку, на мексиканские пляжи и даже в оккупированную фашистами Чехию. Заставляли влюбленных петь и кидаться снежками, отправляли их в трейлерные парки и ночные клубы.

КиноПоиск вспомнил самые яркие образы Ромео и Джульетты в истории кинематографа.

Утраченная экранизация

Фильм: «Ромео и Джульетта» (1916)



Джульетта: Теда Бара - 31 год

Ромео: Гарри Хиллиард - 30 лет

Наибольшую популярность среди первых исполнителей роли Джульетты приобрела Теда Бара, секс-символ немого кино. Едва ли не самая популярная актриса своего времени (ее слава была сопоставима с известностью Чарли Чаплина и Мэри Пикфорд), Бара полюбилась публике благодаря ролям коварных обольстительниц и женщин-вамп. Как справилась истинная femme fatale с образом невинной Джульетты, приходится только догадываться. Негативы фильма, как и большинства других картин с участием актрисы, сгорели при пожаре на киностудии Fox Film в 1937 году. Сохранившиеся фотокарточки Теды (в раскрепощенных позах и с густо подведенными глазами) позволяют предположить, что она была одной из самых страстных и томных Джульетт за всю историю кинематографа. Гарри Хиллиард в роли Ромео, вероятно, лишь аккомпанировал экстравагантной коллеге.


Немецкая шутка

Фильм: «Ромео и Джульетта в снегу» (1920)



Джульетта: Лотта Нойман - 24 года

Ромео: Густав фон Вангенхайм - 25 лет

Радикальный взгляд на шекспировский сюжет в 1920 году предложил режиссер Эрнст Любич, сняв шуточную пародию «Ромео и Джульетта в снегу». Пока семьи Капулетхофер и Мотенкугерл в немецкой деревушке сражались в снежки, местные Ромео и Джульетта обнимались на скамейке, покупали в аптеке сладкую водку (это вместо яда) и распивали ее на сеновале. В конце они веселья ради притворялись перед родственниками мертвыми. Ромео сыграл Густав фон Вангенхайм, будущий Томас Хаттер из легендарного фильма Мурнау «Носферату, симфония ужаса» (агент по недвижимости, который привез в Германию графа-вампира Орлака). У Лотты Нойман, игравшей Джульетту, это была первая роль в кино.

Первая звуковая экранизация

Фильм: «Ромео и Джульетта» (1936)



Джульетта: Норма Ширер - 34 года

Ромео: Лесли Ховард - 42 года

Джульетту в первой звуковой экранизации шекспировской трагедии исполнила голливудская cуперзвезда Норма Ширер, королева MGM, крупнейшей киностудии того времени (Metro-Goldwyn-Mayer), и обладательница «Оскара» за фильм «Развод». Правда, 34-летняя актриса ну никак не походила на хрупкую девушку, которой «нет еще и 14 лет». Дело не спасли даже шикарные наряды Ширер, придуманные костюмерами под впечатлением от картин Боттичелли и Фра Анджелико. Добавим сюда и странноватую мимику актрисы, и восторженную улыбку, застывшую на устах, и неестественную пластику. Классический образ шекспировской Джульетты превратился в фильме Джорджа Кьюкора в нелепую подделку, как подвешенная к колосникам луна в финальной сцене фильма. И все же благодаря этой ленте в моду на долгие годы вошла шляпа джульетка, которую носила героиня Ширер.

В напарники к голливудской диве рассматривали Лоуренса Оливье, но он отказался. В итоге романтичного юношу сыграл 42-летний британский актер Лесли Говард (неприступный идеалист Эшли из «Унесенных ветром»). Чтобы Ромео и Джульетта смотрелись помоложе, находчивый Кьюкор намеренно состарил актеров второго плана. Так, вспыльчивого друга Ромео Меркуцио сыграл 54-летний Джон Бэрримор (дедушка актрисы Дрю Бэрримор).

Послевоенный эксперимент

Фильм: «Любовники Вероны» (1948)



Джульетта: Анук Эме - 16 лет

Ромео: Серж Реджани - 26 лет

В 1948 году французский режиссер Андре Кайат сделал по сценарию Жака Превера модернистскую адаптацию шекспировского сюжета «Любовники Вероны», где Ромео был стеклодувом, а Джульетта - дочкой бывшего фашистского офицера. Главные герои - Анжело и Жоржия - подрабатывали дублерами персонажей Шекспира на съемках экранизации «Ромео и Джульетты» в послевоенной Италии. Внезапно среди павильонных декораций отношения дублеров начинали развиваться по сюжету шекспировской драмы. Условную Джульетту сыграла 16-летняя Анук Эме - в будущем любимая актриса Федерико Феллини. Через 18 лет модницы всего мира будут скупать бежевые дубленки, чтобы походить на героиню Анук Эме в «Мужчине и женщине», но уже в «Любовниках из Вероны» можно разглядеть элегантную отстраненность, свойственную ее персонажам. Партию Ромео исполнил французский актер Серж Реджани. Важная деталь фильма: вопреки шекспировскому сюжету, Ромео не погибал от выпитого яда - его убивала случайная пуля. Влюбленные умирали среди разобранных декораций, на заднем плане проходил рабочий студии, не замечая трагедии.

Первая цветная экранизация

Фильм: «Ромео и Джульетта» (1954)



Джульетта: Сюзан Шенталь - 19 лет

Ромео: Лоуренс Харви - 26 лет

Первую Джульетту в цвете в постановке Ренато Кастеллани сыграла 19-летняя Сюзан Шенталь, случайно попавшая в кино. История банальная: продюсеры заприметили изящную блондинку в одном из лондонских пабов. Сюзан прошла пробы, и ей дали роль, которая оказалась единственной. После выхода фильма девушка вышла замуж, навсегда забыв об актерской карьере. Но эта Джульетта запомнилась. Возраст актрисы наконец-то соответствовал роли.

Шенталь играла сдержанно, практически не проявляя эмоций, поскольку Кастеллани решил убрать из фильма всю чувственность. Влюбленные почти не касались друг друга. Платонические чувства героев подчеркивали и множественные перегородки в виде решеток и окон, которыми режиссер заполонил пространство фильма. В отличие от неопытной Шенталь, Лоуренс Харви уже играл Ромео на сцене знаменитого стратфордского Мемориального театра и в постановке на Бродвее. Харви прославился взрывным характером и звездной болезнью. Трудно представить, до чего сложно было столь темпераментному актеру изобразить Ромео сдержанным и отстраненным. В результате критики разнесли игру влюбленных в пух и прах.

Чешский эксперимент

Фильм: «Ромео, Джульетта и тьма» (1960)



Джульетта: Дана Смутна - 25 лет

Ромео: Иван Мистрик - 25 лет

Еще один нестандартный подход к экранизации известного сюжета был предпринят в 1960 году чешским режиссером Иржи Вайсом. В основе фильма лежала надрывная повесть писателя Яна Отченашека «Ромео, Джульетта и тьма». Трагедия влюбленных переносилась в контекст оккупированной фашистами Праги. Еврейскую девушка Ханку (Джульетту) прятал у себя в подвале студент Павел. С короткой челочкой, густой косой и острым взглядом, актриса Дана Смутна очень походит на будущих героинь фильмов Хуциева времен советской оттепели. Кажется, что светлое будущее героев не за горами. Но впереди оккупация, прощальные поцелуи, расстрел, тьма... У этой истории был такой же печальный конец, как и у шекспировской пьесы.

Американский мюзикл

Фильм: «Вестсайдская история» (1961)



Джульетта: Натали Вуд - 23 года

Ромео: Ричард Беймер - 23 года

«Вестсайдская история» - киноверсия одноименного мюзикла, созданная режиссером Робертом Уайзом и хореографом Джеромом Роббинсом. Она повторяла все основные сюжетные перипетии шекспировской истории, но с той лишь разницей, что действие было перенесено на улицы Нью-Йорка 1960-х годов. А вместо Монтекки и Капулетти ожесточенно сражались друг с другом группировки белой и латиноамериканской молодежи. Пышный бал Капулетти превратился в танцплощадку, а балкон, где влюбленные признавались друг другу в чувствах, был обычной пожарной лестницей. Ромео носил джинсы и горчичный пиджак, а Джульетта просила перекрасить ее белое платье в красный цвет и сделать декольте побольше.

Наивную пуэрториканку Марию, влюбленную в заклятого врага своего брата, сыграла дочь русских эмигрантов Натали Вуд. Актрисе несказанно повезло, ведь на роль Джульетты собирались взять любимицу публики Одри Хепберн, но из-за беременности ей пришлось отказаться от проекта. В числе кандидатов на роль Ромео всерьез рассматривали кандидатуру Элвиса Пресли, но в результате образ сыграл Ричард Беймер (впоследствии владелец отеля «Грейт Нотерн» Бен Хорн из «Твин Пикс»). Ромео в исполнении Беймера получился трудолюбивым, мягким, но немного пресным. Впоследствии актер не раз признавался, что мечтал о более решительном и резком образе.

Пародия

Фильм: «Романов и Джульетта» (1961)



Джульетта: Сандра Ди - 19 лет

Ромео: Джон Гэвин - 30 лет

Киноленты, созданные в жанре пародии, всегда были особенно популярны у зрителей. Исключением не стала и картина британского режиссера с русскими корнями Питера Устинова «Романов и Джульетта». Ромео и Джульетта превратились в детей советского и американского послов. Неожиданно разгоревшееся пламя любви между Игорем Романовым и Джульеттой Моулсворт пришлось на самый разгар холодной войны. Любопытно, что американскую героиню сыграла известная по амплуа инженю Сандра Ди, которая по происхождению была православной карпатской русинкой. А в образе Игоря Романова выступил американский актер Джон Гэвин, наполовину мексиканец.

Эталонная экранизация

Фильм: «Ромео и Джульетта» (1968)



Джульетта: Оливия Хасси - 15 лет

Ромео: Леонар Уайтинг - 17 лет

Натуральная брюнетка с шелковыми волосами и пронзительным взглядом - такой осталась в памяти кинозрителей Джульетта в эталонной экранизации Дзеффирелли. Режиссер выбрал 15-летнюю Оливию Хасси из 800 претенденток. «Она постоянно грызла ногти, а голос срывался», - вспоминал маэстро. Но никого правдоподобнее он так и не нашел. 1968 год - время политических переворотов, детей Маркса и кока-колы, синефилов и интеллектуалов, восстающих против папочек и буржуазных идеалов. Дзеффирелли, тонко чувствующий перемены, снимал «Ромео и Джульетту» на языке бунтующей молодежи, и ему нужны были герои, похожие на людей из этой среды.

Все совпало: длинные прямые волосы по моде хиппи, детская естественность и угловатость - девчонки с улицы хотели выглядеть, как эта Джульетта. После выхода фильма сам принц Чарльз очаровался ее игрой и пригласил Оливию на торжественный прием, протанцевав с ней весь вечер. Магия дзеффиреллиевской Джульетты потрясала: в красном, как гранат, платье, впервые появившаяся на балу, она выглядела так, словно сам Шекспир писал Джульетту с Оливии. На роль Ромео рассматривали даже Пола МакКартни, но все-таки остановились на 17-летнем Леонарде Уайтинге - нежном и ангелоподобным, с популярной стрижкой моп-топ (под битлов). «У него притягательное лицо, мягкая меланхоличность, сладость, тип идеального юноши, которым должен быть Ромео», - объяснял свой выбор режиссер. Ромео, созданный Уайтингом, получился печальным, нерешительным и тихим по сравнению с волевой и целеустремленной Джульеттой, но вместе они стали идеальной кинопарой для миллионов подростков.

Неопытность первой любви лишь придавала трогательности портрету, созданному Дзеффирелли. Хитрые продюсеры, поняв, какой эффект на молодежь производят Хасси и Уайтинг, всеми способами раскручивали их экранный роман. Сохранилось несколько документальных видео рекламного характера, где Оливия и Леонард вместе гуляют, едят мороженое, купаются в бассейне, щелкают друг друга на пленочные фотоаппараты. 80 миллионов телезрителей из 18 стран смотрели прямую трансляцию с репетиции (!) сцены венчания. После выхода фильма последовало грандиозное мировое турне - Оливия и Леонард стали настоящими поп-звездами.

Советский вариант

Фильм: «Вам и не снилось» (1980)



Джульетта: Татьяна Аксюта - 23 года

Ромео: Никита Михайловский - 16 лет

В советском кинематографе тоже нашлось место для отсылок к шекспировской трагедии. В фильме Ильи Фрэза «Вам и не снилось» по повести Галины Щербаковой история переносилась в типовые спальные районы Москвы. Там, среди городских пустырей и строек, разворачивалась любовная драма между двумя школьниками, Катькой и Ромкой, а их замученные бытом родители оказывались советскими Монтекки и Капулетти.

Интересно, что повесть Щербаковой называлась «Роман и Юлька», что возмутило советское Госкино: «Влюбленных зовут Роман и Юлия? Это что же, ваша Щербакова себя Шекспиром возомнила?» И школьница Юлька стала Катей в исполнении трогательной и хрупкой Татьяны Аксюты. Ромку искали долго, отсмотрели сотню молодых людей, пока не нашли 16-летнего Никиту Михайловского. Разницу в семь лет никто и не заметил. Госкино не решилось оставить и трагический финал фильма, побоявшись таким образом огорчить восприимчивого советского зрителя.

Италоамериканец и китаянка

Фильм: «Китаянка» (1987)



Джульетта: Сари Чанг - возраст неизвестен

Ромео: Ричард Пейнбьянко - 16 лет

«Вестсайдской историей», перенесенной в неоновые 1980-е, стала картина «Китаянка» Абеля Феррары. Джульетту играла китайская модель Сари Чанг. Она носила модное рваное каре, кожаную куртку поверх простой белой майки и отлично двигалась под музыку. Местного Ромео звали Тони, он работал в семейной пиццерии, а в свободное время ходил на танцы и смотрел музыкальные клипы, пока не влюбился. Феррара сделал акцент на этнических проблемах Нью-Йорка 1980-х, где девушка из Чайнатауна все еще не могла быть с юношей из Маленькой Италии.

Старая история на новый лад

Фильм: «Ромео + Джульетта» (1996)



Джульетта: Клэр Дэйнс - 17 лет

Ромео: Леонардо ДиКаприо - 22 года

В 1990-е кинематографисты пустились во все тяжкие: какие только опыты не проводились над бедным Шекспиром в попытке его осовременить и угнаться за ускользающей реальностью. За очередную попытку переиначить великую повесть взялся и австралийский режиссер Баз Лурман, который решил рассказывать старую историю на языке поп-культуры. С помощью короткого монтажа за несколько секунд экранного времени режиссер очертил контуры сюжета и главных героев. Ярко-желтый кабриолет, оранжевые закаты и местная богема, разлагающаяся на пляжах Вероны под вязкое звучание Radiohead... Баз Лурман сделал Шекспира модным!

На роль Джульетты пробовались самые-самые: Дженифер Лав Хьюитт, Кристина Риччи, Риз Уизерспун, Сара Мишель Геллар, Кейт Уинслет. 14-летняя Натали Портман уже была утверждена на роль, но что-то заставило продюсеров передумать. Посмотреть на 17-летнюю Клэр Дэйнс режиссеру посоветовала его подруга Джоди Фостер. Дэйнс не была классической красавицей, но обаяние, открытость и умение смотреть в глаза партнеру сделали ее современной Джульеттой с первой же пробы. Нетипичная красота Дэйнс приближала юных зрителей к ее персонажу. Бледная кожа, розовый румянец - Джульетта выглядела очень нежно, а подчеркивали образ ангельские крылья за плечами (в сцене карнавала).

Что же до ДиКаприо, то он был вне конкуренции: символ поколения и любимец девчонок, в гавайской рубашке в красный цветок, печальный и загадочный, не вписавшийся в то время, где жестокость, цинизм и жажда потребления выдвинулись на передний план. «Ромео был крутым парнем, этаким жиголо, который вдруг влюбился в девчонку по имени Джульетта. Это история о том, как человека понесло, и он не может остановиться», - описывал своего героя ДиКаприо.

Треш

Фильм: «Тромео и Джульетта» (1996)



Джульетта: Джейн Дженсен - 28 лет

Ромео: Уилл Кинэн - 22 года

В 1996 году до бессмертного творения Шекспира добралась и культовая студия независимого кино Tromа. Ее бессменный руководитель Ллойд Кауфман в ответ на слащавую экранизацию с красавчиком ДиКаприо снял свою шокирующую ленту про современность. Насилие, инцест, кислотный рок и грязный секс. Ромео - сын нищего алкоголика. Джульетта - дочка мерзкого богача, бисексуалка, в животе которой роятся крысы. Одним словом, чума на оба ваши дома.

Гей-вариант

Фильм: «Рядовой Ромео» (2011)



Джульетта: Мэтт Дойл - 24 года

Ромео: Хейл Эйплмен - 25 лет

Эксперименты над шекспировским сюжетом продолжились и в 2000-е. История переносилась то в современную Калифорнию («Ромео должен умереть»), то в Индию («Рам и Лила»), то в мир ушастых тюленей («Ромео и Джульетта: Скрепленные поцелуем») или садовых гномов («Гномео и Джульетта»), даже затронула ЛГБТ-тематику. В 2011 году режиссер Алан Браун перенес действие пьесы Шекспира в современное военное училище и радикально отказался от женской героини. Под крики командиров, мелодии инди-рока и стихи Шекспира, переделанные в рэп, двое курсантов проживали жизнь трагических влюбленных. Место Ромео и Джульетты в картине заняли Джош и Гленн. Мэтт Дойл, исполнитель роли «Джульетты», поражал своей естественностью и надрывом. Что неудивительно - в реальной жизни Дойл позиционирует себя как открытый гей и принимает участие в движении против гомофобного буллинга. Фильм «Рядовой Ромео» стал важным и провокационным высказыванием по поводу общепринятого восприятия гомосексуальности в военных структурах и одной из первых экранизаций «Ромео и Джульетты», раскрывающей старую историю с подобного ракурса.

Новозеландский вариант

Фильм: «Ромео и Джульетта» (2013)



Джульетта: Дерия Парлак - возраст неизвестен

Ромео: Рики МакЛеннан - возраст неизвестен

В 2013 году новозеландский режиссер Тим ван Даммен снял мюзикл, стилистически напоминающий работу База Лурмана. Необычный антураж - враждующие семьи Монтекки и Капулетти живут на грязной трейлерной стоянке «Верона». Вместо шпаг - острые заточки, вместо лошадей - велосипеды, вместо роскошного бала - убогий шалаш. Вместо Ромео - ленивый паренек, листающий соцсети, лежа на капоте машины. А вот Джульетта - длинноволосая чика, расслабляющаяся в надувном бассейне среди пустых бутылок. Актеры, играющие главных героев, уж слишком похожи на моделей, но специфический антураж и хороший саундтрек спасают фильм.

Эпоха социальных сетей

Фильм: «Социальное самоубийство» (2015)



Джульетта: Индиа Айсли - 22

Ромео: Ролло Скиннер - возраст неизвестен

Спустя 46 лет после съемок у Дзеффирелли зрители дождались воссоединения классических Ромео и Джульетты. Леонард Уайтинг и Оливия Хасси сыграли родителей очередной Джульетты в подростковом триллере Брюса Уэбба «Социальное самоубийство». Роль Джульетты исполнила дочь Оливии, актриса Индиа Айсли. Используя шекспировские мотивы, Уэбб затрагивает проблему современного общества - тревожную зависимость молодежи от соцсетей. Что подтолкнуло подростков на смерть, теперь можно восстановить по оставленным ими постам. Образы современных Ромео и Джульетты раскрывались через сотни видео, фотографий и переписок. Личная история отныне стала публичной.

Источник: КиноПоиск

кино, экранизация, эволюция образа, история жанра, Шекспир

Previous post Next post
Up