Афрофутуризм - краткая история самого «чёрного» жанра фантастики

Jun 26, 2020 09:00


В современной массовой культуре Африка слишком часто ассоциируется с полуголыми дикарями, непроходимыми джунглями, безумными диктаторами и не менее безумными революционерами. С выходом на экраны «Чёрной Пантеры» многие узнали о существовании особого направления фантастики - афрофутуризма. Что это такое? Почему без него невозможно представить ( Read more... )

тенденции, фантастика, кино, Африка, книги, афрофутуризм, история жанра

Leave a comment

jacob_burns June 26 2020, 08:15:05 UTC
Скажу честно, Черную пантеру не осилил, хотя было желание ознакомиться. потому что смертельно скучно, поэтому могу говорить только об общем посыле. И он чрезвычайно комиксовый, то есть инфантильно супергероический. Что такое нормальный супергерой класса "челопук"? Заметно жалкого ботана кусает паук (он падает в химикат, в него врезается метеорит, ну или что-то еще столь же чудесное).

Примерно то же самое происходит с целой нацией. Она получает в распоряжение инопланетный минерал и с его помощью вдруг развилась в сверхдержаву. Посыл довольно странный, потому что в Африка переполнена полезными ископаемыми, но почему-то остается чрезвычайно бедным, а в социальном плане феодальным континентом. И списать это на расизм не получится. Черная нация - титульная.

Ситуация с африканской (и конкретнее - с афроамериканской) фантастикой тоже не укладывается в какие-то расистские рамки. Понятно, что среднестатистический белый фантаст сделает главного героя белым просто потому, что с ним ему себя легче идентифицировать, он лучше понимает жизнь белого человека. Это не помешало Кингу написать "Зеленую милю".

Возникает вопрос, почему не возникло черных писателей, я бы сказал, в промышленных масштабах? И самое главное - почему их не возникает теперь? А если они есть, почему появляется такая жгучая потребность экспроприировать созданное белыми? Отсюда недоумение по поводу черной русалочки. (маленький дисклеймер - у меня не горит пукан от черной русалочки, я считаю, что Дисней в принципе испохабил сказку, так что цвет кожи тут ничего не портит не спасает) Ну как бы напишите свою, кто мешает. Я могу предположить, что в период расцвета фантастики (а механизм был такой - ее было легко опубликовать в покетах и дешевых журналах, это был почти гарантированный заработок. поэтому в 50-е - 70-е много и с удовольствием писали рассказы и небольшие повести) черного героя не брали в печать. Но сейчас-то что мешает? Книгоиздание в упадке (на само деле нет), снимайте фильмы. Я открою тайну - блэксплотейшн, то есть кино снятое черными про черных и для черных существует столько же, сколько и собственно кинематограф.

К слову все лучшие фантасты были носителями и проповедниками левых взглядов, их трудно обвинить в расизме.

То же самое можно сказать о феминизме. Есть прекрасные (оригинальные!!!) фильмы, "Клуб первых жен", "Сбежавшая невеста", "Чего хочет женщина", и еще множество, но все равно лезут как грибы после дождя абсолютно бездарные гендерные перевертыши.

Резюме - я не верю в расизмы, сексизмы и прочие измы в культуре. Также я не верю в гендерные и расовые квоты опять же в культуре. Любое произведение искусства, снятое исключительно как идеологический лозунг, проваливается как искусство.

Беда нашего времени и современных левых течений - вместо того, чтобы сделать гендерные или расовые различия незначимым фактором, леваки наоборот раздувают вражду. Это ни к чему хорошему не приведет и уже не привело.

Reply

ab_dachshund June 26 2020, 09:50:19 UTC
Не вдруг, кстати, и это важно. Инопланетный минерал они получили на заре времен - и с тех пор прятались несколько тысяч лет. Ваканда - это не Африка, которой отсыпали вундервафлей, это Африка, которой она могла бы быть без белых (но с вундервафлями). Что-то типа Шамбалы или Атлантиды. У фантазий черных о Ваканде есть русский аналог - Тартария.

По поводу местной фантастики - в Африке возможно столько же талантливых людей, сколько и в Штатах в процентном соотношении, но они работают гидами и фермерами, потому что даже напиши они книгу - ее никто не купит, и не переведет. Внутренний рынок нищ, внешнему до них нет дела. Сколько русских фантастов переведены на английский и активно продаются? Два, три? То есть люди "там" наверняка задают тот же вопрос - если русские такие продвинутые, что ж они фантастику-то не пишут? Раньше, ладно, КГБ запрещало - а теперь что им, мол, мешает. Притом что уверяю вас, русских писателей 19 века они как минимум по именам узнают. Советских или современных - не знают никого, и не только фантастов. Я спрашивал многих.

Ну давайте иначе - сколько вы знаете итальянских писателей-фантастов? А португальских? Я прогуглил - в вики указано всего 10 (десять) итальянских фантастов. При том что в Италии 60 миллионов жителей - сколько писателей-фантастов в России с ее 140 миллионами, сложно даже представить, наверное десятки тысяч (одних только "писателей про попаданцев в сороковые" - девять тысяч девятьсот девяносто). Но за флажками даже профессиональные литературоведы назовут те же 10, ну может 20.

В остальном я с вами даже соглашусь.

Reply


Leave a comment

Up