По истории Древнего Китая написано великое множество книг, и можно не сомневаться, что будет написано еще больше, ведь синология - бурно развивающаяся во многих странах наука. В России уже выходят в свет отдельные тома десятитомной академической «Истории Китая», и, похоже, в 2015 году этот проект завершится. Вместе с этим, безусловно, изменится и уровень представлений о китайской истории в нашей стране. Тем не менее отдельные специализированные тома по отдельным эпохам едва ли смогут «отменить» или «затмить» значение работ, о которых хотелось бы сказать ниже.
1. Очерки истории Китая с древности до «опиумных» войн / Под редакцией Шан Юэ. М., 1959
Уникальное переводное сочинение, до последнего времени являвшееся наиболее полной книгой, из которой читатель мог узнать об основных особенностях протекания исторического процесса в Китае, а также о его духовной и материальной культуре, социальных структурах и хозяйственных отношениях в разные периоды древней и средневековой истории. Многие темы являются «сквозными», то есть те или иные явления общественной жизни показаны в своем развитии (например, развитие системы государственного управления, налогообложения, чиновничьих экзаменов и пр.).
Основным достоинством книги является мощная фактологическая база. Именно эта книга так или иначе формировала представление о древности, Средних веках и начале Нового времени у нескольких поколений синологов-историков. Стоит отметить, что присущий времени написания антураж риторики «исторического материализма» не оказал значительного влияния на наполненность книги историческими фактами. Сам главный редактор, как бы оправдываясь перед «советским читателем», в 1957 году признавался, что члены авторского коллектива «еще недостаточно овладели марксизмом-ленинизмом». Наличие этой книги позволяло немногочисленным специалистам заниматься, погружаясь в отдельные эпохи, разработкой более частных вопросов. А когда надо было писать «общие истории» тех или иных периодов истории Китая, то в 70-90-е годы именно из нее они могли плодотворно черпать фактические материалы.
2. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М., 1998
Книга на все времена. Она не то чтобы опередила свое время, скорее, даже наоборот ― намного запоздала. Но это не имеет никакого значения, поскольку специалисты такой квалификации появляются крайне редко, далеко не каждое поколение. Ее автор, выдающийся российский/советский синолог Ким Васильевич Васильев (1932-1987), безвременно ушедший из жизни, работал над ней большую часть жизни и в целом завершил задолго до издания в 1998 году. Рукопись был готова к концу 60-х для публикации в рамках проекта «История Древнего Востока», но пролежала в редакциях несколько десятилетий.
В 1978 году автор деликатно напомнил: «Написанные мною главы были созданы только на основании первоисточников, и многие их положения были сделаны впервые. Десять лет пребывания в редакционном портфеле не послужили им на пользу». Тем не менее автор дорабатывал рукопись по мере возможности. Но издан был его труд (усилиями коллег, прежде всего Т.В. Степугиной) только через десять лет после смерти автора. Увы! Стоит сказать, что по глубине проработанности материала и мастерству интерпретации сообщений эпиграфических и письменных источников работа остается непревзойденной и образцовой именно как труд по истории Китая как таковой. В ней впервые со значительной степенью полноты дана критическая характеристика основных письменных и эпиграфических источников, кратко, но концептуально рассмотрены все эпохи древности: от неолита до Чжаньго (453-221 годы до н. э.).
3. Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н. Н. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М., 1978
Это история, но в ней раскрываются не столько процессы исторические, сколько тесно связанные с ними, но все-таки стоящие обособленно процессы этнические. Да и создан он был в рамках уникального совместного проекта двух московских НИИ ― Института Дальнего Востока и Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая. Данный том открывает целую серию из шести томов, которые охватывают все периоды китайской истории до начала ХХ века.
Первый том хорош и по замыслу, и по своему воплощению. По содержанию для своего времени он был образцовым и неповторимым, и сейчас, спустя несколько десятилетий, остается недосягаемой вершиной. Во многом это связано с тем, что том написан не просто синологами, а «чистыми специалистами» ― каждый в своей области является уникальной и образцовой фигурой: М. В. Крюков ― в сфере изучения этнической истории Китая; Н. Н. Чебоксаров ― в сфере антропологии, в том числе и китайской; М. В. Софронов ― в сфере синологической лингвистики во всем ее многообразии. По всей видимости, в свое время руководство Института этнографии готовило его в качестве образцового для обновления советского «народоведения» на рубеже 70-80-х годов ― точнее, его «десталинизации», чем и занимался М. В. Крюков все 80-е годы.
Содержание труда значительно шире своего названия, многие его положения не утратили своей актуальности и сейчас. Стоит сказать, что автором всех исторических разделов является М. В. Крюков. Том включает тщательное рассмотрение проблем антропогенеза на протяжении раннего и среднего палеолита, расогенеза во второй половине верхнего палеолита (глава 1), «этно- и лингвогенеза» в рамках неолита. Также М. В. Крюковым в критическом плане освещаются многие острые вопросы периодизации становления производящего хозяйства, охарактеризованы основные археологические культуры (глава 2). Значительная часть работы посвящена историческим эпохам Шан, Западное Чжоу и Чуньцю (ок. 1300-453 годы до н. э.), которые хотя и описаны с точки зрения вопросов этногенеза, но содержат в себе ценный исторический материал.
4. Васильев Л. С. Древний Китай. Тт. 1-3. М., 1995-2006
Еще один непревзойденный по величию и ширине замысла исторический проект на этот раз одного автора. Том 1: предыстория, Шан-Инь, Западное Чжоу (до VIII века до н. э.); том 2: период Чуньцю (VIII-V века до н. э.); том 3. период Чжаньго (V-III века до н. э.). Образцовый труд в отношении глубины проработки отдельных периодов истории Древнего Китая. Как и любая большая работа, имеет свои сильные стороны и слабые места.
Особого внимания заслуживает второй том, посвященный периоду Чуньцю, когда на территории Китая сосуществовали десятки государств. Автору удалось разработать модель более или менее равномерного описания истории наиболее значимых из них (чжоуского домена, Лу, Ци, Цзинь, Чу, Вэй, Сун, Чжэн, У и Юэ) ― задача более чем непростая! Что ценно, в работе предпринята попытка систематизированного рассмотрения сообщений основных письменных источников ― не только «Исторических записок», но и «Комментария господина Цзо к Чуньцю („Веснам и осеням“)», а также «Бамбуковых анналов».
Заслуживает внимания и то, что автор не ограничился «Хроникой политических событий» (главы 1-3), но попытался обобщить ход «внутриполитической борьбы в основных царствах» (глава 4), описать «социально-политические структуры» на уровне «правителей и феодальной знати» (глава 5), «аристократии и феодальных войн» (глава 6), а также дана «характеристика социальных слоев» (глава 7). В широком плане характеризуется «духовная культура: верования, культы, обряды, ритуальные церемонии» (глава 8), а также рассматриваются «легендарные предания, этика и социополитические теории» (глава 9). А в завершении автор показывает, какие глобальные трансформации произошли при переходе от Чуньцю к Чжаньго (глава 10). Специалисты, должно быть, не со всем согласятся и захотят поспорить, но то, с чем не поспоришь, ― это замечательный образец воплощения широкого замысла.
5. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Тома 1-9. М., 1972-2010
Ни один обзор книг по истории Древнего Китая не будет полным без упоминания этого, пожалуй, наиболее значимого для отечественной синологии проекта ― академического перевода основополагающего источника по всей древнекитайской истории, замечательного памятника древнекитайского историописания II-I веков до н. э. Семь первых томов были переведены Рудольфом Всеволодовичем Вяткиным (1910-1995), который своим трудом навсегда вписал свое имя в скрижали мирового китаеведения и, бесспорно, является одной из наиболее значимых фигур российской синологии ХХ века.
Стоит отметить, что в переводе первого и второго тома принимал участие еще один выдающийся синолог, посвятивший свою жизнь переводу источников по истории народов, живущих на границах Китая, - Всеволод Сергеевич Таскин (1917-1995). Последние три тома издавались уже посмертно, коллективами специалистов, во главе которых стоял Анатолий Рудольфович Вяткин, сын Р. В. Вяткина.
Труд Сыма Цяня включает в себя достоинства как исторического сочинения, так и выдающегося памятника «исторической прозы», то есть относится к лучшим образцам древнекитайской литературы. В нем содержатся главы, посвященные истории государств древности, а также трактаты по музыке, экономике, ритуалам и пр., сопоставительные хронологические таблицы. Особое внимание заслуживают биографии исторических персон: политических деятелей и царедворцев, философов и поэтов, а также специалистов в области мантики, предпринимателей и пр. Некоторые из них даны в виде парных или групповых сопоставительных биографий, которые по тонкости и глубине мысли не уступают жизнеописаниям Плутарха.
Источник: postnauka.ru