Как создавался грузовик КАМАЗ - из летописи автогиганта

Apr 01, 2020 09:03


Источник: KAMAZ-online

В материале «"КАМАЗ". Начало. Из летописи автогиганта - рассказывают документы» мы начали серию постов об истории камского автозавода, основанной на книге «Летопись "КАМАЗа"». Данной публикацией мы продолжаем рассказ, и сегодня речь пойдёт об автомобиле КАМАЗ - с чего он начался?..



Проектирование и проектанты

В 1968 году был подписан приказ Министерства автопромышленности СССР, в соответствии с которым Московскому автозаводу имени Лихачёва, более известного в народе, как «ЗИЛ», предстояло разработать новое семейство большегрузов, а Ярославский моторный завод («ЯМЗ») по данному приказу должен был создать новые дизельные двигатели мощностью 150-200 л.с.

Первый опытный образец - прообраз седельного тягача КАМАЗ-5410 - появился ещё в 1969 году на ЗИЛе. Попробуйте узнать в этом образце марта 1969 года, тоже рождённом на ЗИЛе, будущий КАМАЗ-53202.



Сколько ещё стадий (и лет!) должно пройти, чтобы «куколка» превратилась в «бабочку» - серийный автомобиль, узнаваемый с первого взгляда!

Создателем первого автомобиля КАМАЗ стал главный конструктор «ЗИЛа» Анатолий Маврикиевич Кригер, лучший автоконструктор СССР, который разработал конструкции десятка машин всех классов. Коллеги отмечали его колоссальную работоспособность, энциклопедические знания. Именно он руководил разработкой конструкции нового семейства грузовиков. Прототипом будущего КАМАЗа стал опытный образец дизельного трёхосника (6х4) ЗИЛ-170, а всего на московском заводе было создано около 40 опытных образцов будущих автомобилей. За эту работу А. М. Кригер был награждён вторым орденом Ленина, в 1972 году он получил почётное звание «Заслуженный деятель науки и техники РСФСР».



Анатолий Кригер

Пока идёт стройка, рождается автомобиль - в чертежах конструкторов. Приказом Министра автомопрома Советского Союза А. М. Тарасова вводится ряд мер по ускорению выдачи технической документации на дизельные грузовые автомобили и автопоезда большой грузоподъёмности. Задания по доработке КД и испытанию экспериментальных образцов получают руководители ряда заводов - от Москвы до Минска и Одессы. Сроки сжатые.



В 1970 году первый камазовский двигатель ещё называется ЯМЗ-740. Его мощность - 210 л.с. В ноябре 1973 года Госкомиссия рекомендовала его к серийному производству.



Под руководством главного конструктора Ярославского моторного завода Георгия Дмитриевича Чернышёва был спроектирован 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель будущего автомобиля КАМАЗ. Ярославские моторостроители, опираясь на накопленный опыт и имеющиеся конструкторско-исследовательские наработки, создавали отечественный силовой агрегат, не уступающий зарубежным аналогам. С 1968 по 1973 гг. было изготовлено и испытано около 150 двигателей и столько же сцеплений и коробок перемены передач. В 1972 году Г. Д. Чернышёв был удостоен Государственной премии СССР.



Георгий Чернышёв

Путём испытаний

Летом 1972-го на Ярославском моторном заводе ведутся стендовые и эксплуатационные испытания двигателей ЯМЗ-740 и ЯМЗ-741, сцеплений и коробок передач. Информация о результатах регулярно направляется в Минавтопром, по заданию которого мотор разработан специально для «КАМАЗа».



Это уже КАМАЗ? Почти. Испытания опытных образцов автомобилей в 1971 году шли в Подмосковье и на трассах, и off-road, в условиях бездорожья:





Строится автозавод в Челнах - строится автомобиль в Москве. Главный конструктор ЗИЛа А. М. Кригер в апреле 1974 года подробно информирует Министерство автомобильной промышленности о ходе работ и испытаний опытных образцов автомобилей КАМАЗ.

На этом мы прервёмся ненадолго, а следующей публикации расскажем о том, как на зов Родины откликнулись тысячи первопроходцев, приехавших со всех концов страны строить «КАМАЗ».

Сделано в СССР, автомобили, история, камаз, СССР

Previous post Next post
Up