Одна из самых изученных тем отечественной истории, о декабристах написано и издано столько, что есть уже четыре тома библиографических справочников. Я сама в юности увлеклась декабристами благодаря книгам Н.Я. Эйдельмана. В советское время издавалось много качественных исследований, много просто проходных и скучных, бывал и книжный мусор, но, пожалуй, невредный - эти книжки заслуживают упрека главным образом из-за неумеренной сентиментальности и поверхностности. В постсоветские годы научных трудов о декабристах писать стали меньше, появилось немало откровенного вздора, к науке отношения не имеющего.
1. Н.Я. Эйдельман. Лунин. (первое издание - 1971, ЖЗЛ, потом переиздавалась)
Натан Яковлевич Эйдельман был серьезным исследователем и великолепным рассказчиком. Прошлое в его изложении красочное, удивительное, персонажи живые и колоритные. Ему так интересно было докопаться: как думал герой, почему он рассудил и поступил так, а не иначе; и чем люди той эпохи отличались от нас сегодняшних. Главное для него в декабристах - драма мысли, нравственного выбора. Это Эйдельман придумал про "подвиг ожидания и подвиг нетерпения".
Михаил Лунин не входил в число ведущих членов тайных обществ, но уж больно ярким был человеком, блестящим кавалергардом, героем наполеоновских войн, дерзким насмешником и притом оригинальным, глубоким и смелым мыслителем (о чем знали немногие из его современников). И биография у него небанальная, драматичная, не лишенная авантюрности, отчасти парадоксальная. С легкой руки Эйдельмана Лунин сделался одним из самых популярных и известных декабристов. В 70-80-е годы эта книга была чрезвычайно востребована "антисоветски настроенной" интеллигенцией, уж очень много болезненных и актуальных размышлений о личности, противостоящей власти, вложил в нее автор.
2. С.Н. Чернов. Павел Пестель: Избранные статьи по истории декабризма. СПб., 2004.
Крупный исследователь декабризма С.Н. Чернов умер во время блокады Ленинграда. Его главная статья (объемом с небольшую книгу) о Пестеле более полувека оставалась неизданной, она во многом противоречила утвердившемуся в советской исторической науке взгляду на вождя декабристов. Книга Чернова - пожалуй, лучшее, что на сегодняшний день написано о Пестеле. Чернов был человеком своего времени, это конечно же сказывается, некоторые его выводы сейчас кажутся спорными, другие - зная, как писали в тридцатые годы, - удивляют тонкой проницательностью. Тем более интересно читать такую книгу, она отражает две эпохи разом и заставляет задуматься о том, как каждое поколение по-своему прочитывает прошлое, задает ему другие вопросы, иначе понимает исторических деятелей и их мотивы.
3. М.В. Нечкина. Движение декабристов. Т. 1-2. М., 1955.
Академик Милица Васильевна Нечкина была главой советской школы декабристоведения, которую во многом и создала. Она же сформулировала концепцию истории декабризма, на десятилетия ставшую официальной и эталонной. Этот двухтомник - итоговый, не в творчестве Нечкиной (которая жила и писала еще три десятилетия), но в советских декабристских исследованиях: обобщающий, фундаментальный труд, после которого трудно сказать что-то принципиально новое не об отдельных лицах, событиях, обстоятельствах, а о декабризме в целом. Даже сейчас, когда многие нечкинские оценки пересмотрены, ее двухтомник остается книгой, без которой не обойтись, которую невозможно не принимать во внимание. Читать трудновато из-за того, что это сухой, строгий текст, как принято было в академической науке того времени.
4. М.В. Нечкина. День 14 декабря 1825 г. М., 1975.
До сих пор это самое обстоятельное описание восстания на Сенатской площади, почасовое и даже поминутное воссоздание хода событий. Читается много легче, увлекательней, чем двухтомник "Движение декабристов" того же автора. В последующие годы появилось много статей, оспаривающих нечкинскую трактовку тех или иных эпизодов восстания. Спорит с ней, например, Я.А. Гордин в интересной книге "Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года" (Ленинград, 1989). Это нормально для науки, это и есть поиск истины. Могу добавить, что сама не так давно опубликовала большую подборку следственных дел офицеров, ставших участниками восстания более-менее случайно или же отказавшихся участвовать - эти документы тоже побуждают многое пересмотреть. Тем не менее, если хотите почитать про 14 декабря, начните с книги Нечкиной.
5. Н.М. Дружинин. Революционное движение в России в XIX в. М., 1985.
Сборник избранных трудов академика Николая Михайловича Дружинина, две трети в нем занимает переиздание книги "Декабрист Никита Муравьев". Она вышла в свет в 1933 г., и естественно, как и книга С.Н. Чернова о Пестеле, несет отпечаток той эпохи. Это тоже классика декабристоведения, другой столь же фундаментальной книги о Никите Муравьеве не написано. А он был в числе руководителей тайного общества, блестящий умница (кстати, приходился двоюродным братом М.С. Лунину, поэтому о нем довольно много есть в книге Эйдельмана о Лунине) и автор проекта русской конституции. Декабристских конституционных проектов было два, Муравьева и Пестеля, очень различных, декабристы много о них спорили, это ведь был выбор будущего пути, будущего уклада жизни страны. Муравьев был умереннее, Пестель радикальнее. Дружинин детально разбирает историю создания муравьевской конституции, в книге приводятся все три дошедших до нас варианта ее текста (один был изъят при обыске у С.П. Трубецкого, второй Муравьев заново, по памяти написал в тюрьме по требованию следствия, третий сохранился в бумагах И.И. Пущина).
Источник: postnauka.ru