«Норма» Сорокина и Диденко - главная театральная премьера осени. Вот что о спектакле говорят авторы

Nov 13, 2019 19:33


«Норма» Максима Диденко выходит не то чтобы в совсем незнакомом, но довольно необычном для государственной репертуарной площадки формате: это копродукция Театра на Малой Бронной и независимой «Мастерской Брусникина». Генпродюсер премьеры Светлана Доля в прошлом сезоне выпустила с той же «Мастерской» страшно резонансный «Айфак» по роману Виктора Пелевина; режиссером был Константин Богомолов - недавно назначенный худрук Малой Бронной.



Продюсер снова сделала ставку на звездное режиссерское имя и прозу ныне живущего писателя, но на сей раз это не злободневная фантастика Пелевина, а настоящая современная классика - дебютный роман Владимира Сорокина, вышедший в 1983 году в самиздате. Текст сшит из абсолютно разнородных фрагментов - от стилизованной реалистической прозы до концептуальной поэзии.



«Норма» Максима Диденко

«Приходилось преодолевать сопротивление мира, который почему-то эту „Норму“ никак не хотел принимать,  - говорит Диденко. - Только боевая хватка Светланы Доля помогла этому проекту осуществиться. Люди пугаются, что в этом романе едят какашки - это то, что все в основном помнят,  - и никто не хочет давать на это денег».



А как артисты - у них роман не вызвал отторжения? «Мы об этом не говорили, но думаю, да, некоторым актерам было непросто подключиться к такому тексту. Это в принципе непросто: я бы не сказал, что мне было легко подключиться. Сорокин неохотно впускает в свой мир. Я понял, что у меня получается, только когда мы вышли на сцену и возникла декорация».

Как бы то ни было, к фекальному сюжету режиссер равнодушен и не хочет его обсуждать: «Это не самое главное. Не самая любимая моя часть. Любимое - „Падеж“ и „Письма к Мартину Алексеевичу“». «Падеж» - это вставная новелла из третьей части романа: начальство инспектирует совхоз, где вместо скота держат неугодных власти граждан. В «Письмах» безымянный ветеран из народа делится дачными новостями с родственником-интеллигентом. С каждым посланием его классовая ненависть растет, а грамотность падает - пока речь не превратится в одно сплошное «ааааааа». В одном из составов отправителя писем играет приглашенная звезда Евгений Стычкин. «„Падеж“ - абсолютно ужасающий хоррор, он очень точно описывает то время и русскую реальность, - говорит режиссер. - А в „Письмах“ содержится невероятное количество юмора и при этом космического абсурдизма».

В инсценировку Валерия Печейкина уместились почти все части романа, кроме заключительной «Летучки». «Сейчас „Норма“ длится два десять с одним антрактом. Раньше шла три часа. Пришлось сильно поработать, чтобы ее поджать», - рассказывает Диденко.

Режиссер сочинял спектакль вместе с художницей Галей Солодовниковой и композитором Алексеем Ретинским. «Он рождался между нами тремя, - поясняет Диденко. - А текст Сорокина - он живет немножко параллельной жизнью».



Максим Диденко



Пока здание на Малой Бронной ремонтируют, театр играет спектакли во Дворце на Яузе. Этот парадный сталинский зал с огромным гипсовым гербом СССР над сценой - сам по себе прекрасное пространство для Сорокина. В сценографии «Нормы» тоталитарная архитектура - важный референс: Диденко, например, описывает светло-серый павильон Гали Солодовниковой как «нечто среднее между павильоном ВДНХ и крематорием». Сама художница говорит, что старалась уйти от исторической конкретики и придумать образ тоталитаризма как такового. «Наше решение - фантазийное, а не документальное. В конце концов, это все - в голове писателя. „Норма“ же - роман в романе, большая часть текста - это рукопись, которую КГБ в самом начале изымает у автора».

Солодовникова сочиняет аналоги советской символики - скажем, в финальной сцене, стилизованной под Парад Победы, она заменяет красный желтым: желтые галстуки, желтые флаги, желтые букеты. «Я пробовала разные цвета и в итоге выбрала желтый - он здорово работает с серым. Поначалу все серое, белое, черное - и только в конце появляется яркий, кислотный желтый».



Бутафорских фекалий на сцене тоже не будет: вместо них - безымянная черная субстанция, которая вытекает из большой трубы и застывает в форме ступенчатого помоста. «Вся эта геометрия условно изображает некую сточную канаву - и в то же время реку с двумя берегами», - поясняет художница.

У светлого павильона есть особенность: в нем сложно комбинировать свет и видео - чтобы и артистов было видно, и проекция считывалась. А видео в «Норме» много. Чтобы решить эту проблему, художник по свету Павел Змунчила и видеохудожник Олег Михайлов используют технологию, с которой большие государственные театры до сих пор не работали: система видит артиста в инфракрасном свете - и «вырезает» его из видеозадника. Скажем, если на декорацию проецируют лес - у актера на лице не будет веток, программа сгенерирует там белое пятно. По сути, видео в «Норме» заменяет обычный театральный свет. «Это не для вау-эффекта, - уточняет Михайлов. - Это просто нюанс в работе с проекцией, который нужен для общей художественной картины в спектакле». Другими словами, зритель этого, скорее всего, вообще не заметит - как компьютерную графику в реалистичных исторических фильмах.





«Спектакль во многом основывается на музыкальной форме, которую предложил композитор, - считает Диденко. - Она достаточно сложная и безумно концептуальная». Композитор Алексей Ретинский положил на музыку «Времена года» - поэтический цикл из романа, в котором Сорокин дописал двенадцать популярных советских стихотворений и песен (по числу месяцев), полностью поменяв их смысл. «Я пошел по пути обобщения всего музыкально-исторического опыта - рассказывает Ретинский. - Для каждого месяца я искал зацепку с какой-то эпохой, стилем и жанром. Ведь жанр, в том числе музыкальный, - это и есть норма, узнаваемая всеми. В каждом номере сочетаются максимально удаленные друг от друга единицы: скажем, декабрь соединяет в себе средневековую испанскую музыку XIII века с Gangnam Style».

Хит корейского исполнителя PSY, почти пять лет удерживавший рекорд на YouTube, - важная отсылка для композитора: для него современная тирания медиа - нечто сродни тирании государства, о которой писал Сорокин. «Мне интересно продлить линию „Нормы“ до нашего времени. Сегодня человека не надо принуждать грубой силой: можно просто управлять его сознанием. И прослушка больше не нужна - мы сами сдадим себя с потрохами».

Худрук Богомолов в творческую работу никак не включался: режиссер и продюсер получили от него полную свободу. «У нас было где-то три встречи, - рассказывает постановщик. - Мы обсуждали технические нюансы работы. Ну и он придет на премьеру. Он принял наш проект к себе в домик и вообще не вмешивается».



Источник: buro247.ru

театр, Владимир Сорокин, постмодернизм

Previous post Next post
Up