В прокат вышел «Доктор Сон» - экранизация романа Стивена Кинга и продолжение легендарного «Сияния». Уже взрослый Дэнни Торренс (Юэн Макгрегор) начинает походить на отца: он пьет и все время думает о прошлом, его дар - «сияние» - почти исчез. Однако герой решается противостоять злым колдунам, которые охотятся за другими «сияющими» детьми. Кинокритик Антон Долин рассказывает, почему режиссеру Майку Флэнегану не удалось примирить Стивена Кинга со Стэнли Кубриком и отчего его картина получилась фальшивой.
На этот фильм с самого начала было возложено столько надежд и ответственности, что шансов на успех было мало. С другой стороны, спасибо за попытку.
«Доктор Сон» - не просто экранизация очередного романа Стивена Кинга, главного хоррормейкера планеты, чьи лучшие годы позади (хотя время от времени он все еще выдает шедевральные тексты). Это продолжение «Сияния» - краеугольного камня в каноне ужаса, как литературного, так и кинематографического. Невзирая на растущую репутацию и некоторую фанатскую базу вокруг американского режиссера Майка Флэнегана - создателя «Окулуса», «Тишины» и выходивших на Netflix «Призраков дома на холме», - задача оказалась слишком сложной даже для него.
По иронии судьбы, сюжет и романа, и его экранизации посвящен именно тому, как трудно оправдать ожидания (в том числе собственные). В детстве Дэнни Торренс, как знают все зрители и читатели «Сияния», сделал нечто невероятное: его паранормальные способности помогли одержать победу в неравном противостоянии с дьявольским отелем «Оверлук», завладевшим волей Торренса-старшего, слабохарактерного алкоголика и графомана. Сорок лет спустя Дэнни начал превращаться в своего отца. Он беспробудно пьет, мазохистически купаясь в болезненных воспоминаниях о прошлом. Его дар, когда-то названный «сиянием», почти угас.
Лишь новые злоключения вынуждают Дэнни вписаться - уже по доброй воле - в еще более опасную авантюру. Группа таинственных незнакомцев, скитающихся по США бессмертных колдунов, похищает «сияющих» детей и зверски убивает их, подпитываясь их жизненной силой. Дэнни не может пройти мимо - тем более что случай свел его с особо одаренной девочкой, которая стала главной целью проклятых чернокнижников. Истощенный герой решается на, возможно, последнюю в своей жизни дуэль с иррациональным злом.
Книга, изданная в 2013-м, придумана Стивеном Кингом складно и местами остроумно, в ней есть леденящие пассажи и точные психологические находки. Честно говоря, та же история могла бы вовсе не иметь написанного в 1977-м «Сияния» в качестве отправной точки. То есть для самого писателя эта связь важна, и он имеет моральное право на сиквел (даже и более слабый), но фильм мог без нее обойтись. К сожалению, слишком очевидно, что Флэнегана преследует тень куда более мощная, чем отель «Оверлук», - покойный Стэнли Кубрик. Главной, не слишком скрываемой им целью здесь было посоревноваться с гением, когда-то снявшим по роману Кинга чуть ли не самый страшный фильм ХХ века.
Вот и проблема. В основе «Доктора Сна» - текст Кинга, в уме у режиссера - фильм Кубрика, и он пробует примирить их, сняв к двум абсолютно разным произведениям один сиквел. Если вспомнить общеизвестную историю конфликта Кинга и Кубрика (которая привела к появлению в 1997-м еще одной, довольно слабой, но значительно более точной экранизации «Сияния», которую продюсировал сам писатель), то станет ясно: Флэнегану усидеть на двух стульях не удастся. Для Кинга «Сияние» было вариацией готической новеллы о доме с привидениями: «Оверлук» обладал злой волей, а Дэнни сражался с ним при помощи своих сверхъестественных способностей, при этом его отец был слабохарактерным, но любящим и добрым человеком, чью волю подчинял себе сатанинский отель. Для Кубрика это была, прежде всего, история безумия Джека Торренса, которого виртуозно сыграл Джек Николсон - его актерский подвиг затмил всех остальных исполнителей фильма; ни отель, ни Дэнни не были настолько интересны режиссеру. И как соединить одно с другим?
Click to view
Флэнеган довольно долго и до занудства щепетильно идет по тексту кинговского «Доктора Сна» - во всем, что касается современности. Проваливаясь в воспоминания Дэнни, он оказывается в мире Кубрика, причем нелепейшим образом повторяет каждую деталь интерьера его «Оверлука» - переснимает кадр в кадр отдельные сцены (при повторении когда-то пугавшее немедленно становится комичным) и даже наводняет экранное пространство точными двойниками тех самых актеров: его Дик Хэллоран, Венди и Дэнни Торренс, две инфернальные близняшки и страшная женщина из ванной почти не отличаются от своих прототипов. В результате сталкиваются две экранные реальности: одна довольно бледная и незапоминающаяся, причем это главная сюжетная линия фильма, вторая - очень выразительная, но принадлежащая другому режиссеру. Когда наступает кульминация, Флэнеган пытается их соединить. Он как бы оказывается в кубриковском «Оверлуке», но хочет уничтожить его при помощи кинговской концовки (когда-то проигнорированной Кубриком). В эти моменты оркестр начинает звучать совсем фальшиво.
Последнее дело - восстанавливать мотив автора: у фильма может быть собственная логика, иногда она противоречит замыслу. Однако кажется, что Флэнеган одновременно и ворует у Кубрика, и соревнуется с ним; и обе - противоречащие друг другу - задачи симпатии не вызывают. В памяти моментально всплывает «Первому игроку приготовиться»Стивена Спилберга, в котором режиссер тоже отправил своих героев в мир «Сияния», но сделал это с такой иронией и любовью, что в чистоте и благородстве его намерений ни у кого сомнений не было. «Доктор Сон» же именно спекулирует на чужих открытиях.
Если у картины Флэнегана и есть достоинства, то это актерские работы. Юэн Макгрегор уже играл что-то подобное в бытность Оби-Ваном Кеноби: владение мистической Силой не спасало его от ошибок и сомнений в себе, и это смотрелось по-своему обаятельно. В общем, его Дэнни настолько же милый персонаж, насколько сильна и отталкивающе харизматична Ребекка Фергюсон, идеально вписавшаяся в образ зловещей красавицы Роуз. Уже не терпится посмотреть на нее в образе Джессики из грядущей «Дюны» Дени Вильнева.
Что до Стивена Кинга, то хочется надеяться, что экранизацией он на сей раз останется довольным - но ровно настолько, чтобы больше не писать продолжений к одному из лучших своих классических романов.
Источник: meduza.io