Если вдруг вы не знаете, что такое «культовое кино» или не уверены, что знаете, то для начала я бы порекомендовал заинтересовавшимся прочитать два текста о культовом кино русских авторов, в которых анализируется феномен. Статья культуролога Натальи Самутиной «
Культовое кино: даже зритель имеет право на свободу» ориентирована на объяснение феномена с позиции теории. Собственный же текст «Культура культа»,опубликованный в журнале «Искусство кино», я писал для того, чтобы ввести эту тему в дискурс отечественного киноведения. Хотя я придерживался исторического и социологического подходов, все же старался ввести неподготовленного зрителя в проблему - то есть писать текст так, чтобы он был интересен всем читателям журнала.
1. The Cult Film Experience: Beyond All Reason / Ed. By J.P. Tolett. Austin: University of Texas Press, 1991.
С одним из первых научных сборников на тему культа - «Опыт культового кино» под редакцией Джей Пи Толетта - познакомиться надо непременно. Хотя бы для того, чтобы понять, как и что ученые думали про культовое кино в начале 1990-х. Это уникальная книга, потому что до нее про культовые фильмы говорили главным образом критики. Например, на протяжении 1980-х на тему писал Дэнни Пири. Так, он выпустил том эссе «100 культовых фильмов», а потом еще два тома по 50 культовых фильмов (1981, 1983 и 1988, соответственно).
Хотя он не писал свои тексты как исключительно научные, все же автор подробно рассказал, где, как и почему то или иное кино стало культовым. Однако область его исследования была ограничена - классика и полночное кино. Он почти не затрагивает иных тем. Впрочем, этим же грешит и сборник «Опыт культового кино». Три автора написали о культовом кино вообще (наибольшую ценность представляет статья Тимоти Корригана «Фильм и культура культа»), а остальные на две части посвящены следующим темам. Первая - голливудской классике и старым картинам категории «B», вторая - полночному кино. Важно, что перед нами - один из первых серьезных научных сборников. Потому что даже выдающаяся книга «Полночное кино» (1983) Джея Хобермана и Джонатана Розенбаума во многом написана с позиции кинокритиков.
2. Unruly Pleasures. The Cult Film and Its Critics / Eds. by Mendik X., Harper G. Guilford: FABpress, 2000.
Эта книга занимает важную веху в историографии культового кино. Многие из статей, представленных в сборнике, впоследствии войдут в корпус классических научных текстов о культовом кино. Антология наполнена самыми разными темами - порнография, «культ мертвых звезд», Майер, Корман, Фульчи, Тарантино, научная фантастика. То есть сборник дает понять, что за десять лет рамки представлений о культовом кино расширились, и что академики стали интересоваться не только «Касабланкой» и «Кротом» Ходоровского, но и обратили свои взоры значительно дальше. Принципиально книга важна и тем, что ряд киноведов как бы бросают вызов своим коллегам - «критикам культового кино», считающим эту область не заслуживающей внимания солидных ученых. В этом смысле сборник, конечно, не имеет цены. Сегодня книга представляет собой библиографическую редкость.
3. The Cult Film Reader / Eds. by Mathijs E., Mendik X. London-New York: Open University Press-McGraw-Hill, 2007.
Эрнест Матис и Хавье Мендик в последние годы стали главными исследователями темы «культовое кино» в стенах академии. Так, в 2009 году они вместе подготовили фундаментальную антологию, посвященную культовому кинематографу. В книге собраны все основные классические тексты, имеющие отношение к теме культового кино. В первой части и Пьер Бурдье, на теорию суждения вкуса которого любят ссылаться исследователи, и «Заметки о кэмпе» Сьюзан Зонтаг, и хрестоматийный текст Умберто Эко про «Касабалнку», и навязший всем на зубах текст Вальтера Беньямина. Но кроме классики в сборнике представлены и иные тексты: статьи и отрывки о национальном и интернациональном культовом кино во втором разделе. Также большую часть в книге занимают «case studies». И, наконец, раздел, посвященный культовому потреблению. В данном случае авторы говорят не о темах и природе культового кино, а пытаются поместить культовое кино в социальный, экономический и культурный контексты. Прочитав книгу, любой сразу узнает академическую историографию культового кинематографа. Каждый текст предваряет небольшое предисловие, что сильно помогает чтению.
4. Mathijs E., Mendik X. 100 Cult Films. BFI. London: Palgrave Macmillan, 2011.
Те же авторы для уважаемого Британского института кинематографии (British film Institute) написали книгу «100 культовых фильмов». От прочих других книг такого типа (например, «101 культовый фильм, который вы должны посмотреть перед смертью», вышедшей под редакцией Стивена Джей Шнайдера в 2010 году), эту отличает научность. Авторы, хотя и не всегда, но все же стараются объяснить, почему тот или иной фильм является культовым, а также пытаются держаться в рамках «научного дискурса», ссылаясь на коллег и подводя научную базу под свои размышления. Иногда, правда, они скатываются в подробный пересказ той или иной картины. Но эти случаи редки. Помимо всем очевидных картин авторы включают и новейшие фильмы, ставшие культовыми, а также объясняют, как и почему раздвинулись границы культового кино. Теперь под ним понимают не только полночные фильмы или картины 1950-х, но то, что стало предметом почитания аудитории в 1990-2000-е. Любопытно, конечно, сравнить между собой обе упомянутые здесь книги. Текст хорош тем, что его будет интересно читать и неподготовленной аудитории.
5. Mathijs E., Sexton J. Cult Cinema: an Introduction. Boston-Oxford: Blackwell, 2011.
Наверное, лучшей книгой (ведь все помнят, кто последний берется за перо - всегда в выигрыше) следует признать «Введение в культовый кинематограф» Эрнеста Матиса и Джеми Секстона. В книге подробно разбираются не столько сами фильмы, сколько ключевые темы культового кино. Авторы даже не пытаются, а, собственно, предлагают новый язык описания проблемы. Что такое трансгрессия, абъекция, паракинематограф и все прочее в отношении культового кино. Если первая часть теоретична (рецепция и дебаты), то вторая часть практична (темы и жанры). Авторы пишут про жанровое своеобразие культового кино, а также рассматривают новейшие тенденции в данной области и отмечают, как стремительно она коммерциализируется. Например, описывают кампании, которые лицензионно выпускают картины, являющиеся культовыми или которые в качестве таковых лишь пытаются представить публике коммерсанты. Но эта работа для тех, кто хочет изучить тему глубоко и познакомиться с новейшими представлениями о проблеме. Если сравнить «Введение в культовый кинематограф» (2011) с антологией под редакцией Толетта (1991) и сборником Мендика и Харпера (2000). Станет ясно, как бурно развивались научные изыскания в области культового кино за последние двадцать лет.
Источник: postnauka.ru