В «Параллель Комикс» вышел сборник «Marvel. 75 лет чудес», под обложкой которого уместились лучшие комиксы американского издательства, выпущенные за всю историю его существования. Эдуард Лукоянов - о том, почему эта книга посвящена не только графическим новеллам, но и всей новейшей истории западного общества.
Многие не устают спрашивать нас: «Зачем вы пишете про комиксы, это же не литература?» Ответ весом под пять килограммов лежит прямо перед нами. Сай Есенбаев, Максим Чумин и их коллеги проделали поистине суперменскую работу и выпустили тысячестраничный том лучших комиксов Marvel за всю историю издательства. И вышло у них нечто большее, чем просто собрание приключений Капитана Америки, Человека-паука и Людей Икс.
Книгу открывает первый комикс про Капитана Америки - пропагандистский памфлет, вышедший весной 1941 года, незадолго до того как США вступили во Вторую мировую войну. Читать его без улыбки сейчас невозможно, но визуальные решения Джека Кирби впечатляют и по сей день. Страшно представить, какой восторг испытывали его современники, которым в финале выпуска предлагалось купить за десять центов нагрудный значок и удостоверение клуба Стражей Свободы.
Закрывает же книгу экспериментальный, почти авангардистский комикс, написанный и отрисованный от лица собаки, принадлежащей Соколиному Глазу, верному товарищу Кэпа. Крайне изящное издательское решение, вселяющее надежду в то, что у комиксов есть будущее.
Однако самое интересное сокрыто между двумя этими точками - ура-патриотическим восторгом в начале и лишенной всяческого мачизма камерной истории в финале.
А между ними оказываются «75 лет чудес». И эти «чудеса» так и тянет поместить в обесценивающие кавычки. Потому что перед нами история не только комиксов Marvel, но и всего западного общества, пережившего катастрофу ХХ века.
Дадим совет археологам будущего: если вы вздумаете изучать историю человечества, лучшего подспорья, чем комиксы, вы не найдете. Декларации ООН, международные соглашения и прочие документы не помогут вам понять, чем жили люди нашего времени.
Жили они от катаклизма к катаклизму, и комиксы реагировали на это чувствительнее передовиц газет и новостных программ. Что бы вы ни думали, но их создатели (особенно подписавшие контракты с таким мейджором, как Marvel) были умнейшими и талантливыми людьми, тонко чувствовавшими дух времени. Они быстро поняли, что комиксы - лакмусовая бумажка, чутко проецирующая настроения общества и реагирующая на катастрофы, которые его потрясают: от Перл-Харбора до 9/11.
Как появился на свет Невероятный Халк? Его первое появление случилось в выпуске от мая 1962 года, когда стало окончательно понятно, насколько влипли американские войска во Вьетнаме. Разве Халк, он же Брюс Беннер, не является Америкой as it is? Обладая выдающимися интеллектуальными способностями, он стал всеразрушающей силой, не способной контролировать себя.
Листаем дальше. Год 1973-й. Джерри Конвей и Джил Кейн совершают невероятное - убивают Гвен Стейси - девушку Питера Паркера, Человека-паука. До этого злополучного выпуска никто из художников и сценаристов не решался убить всеми любимого героя. Как абсолютно справедливо замечают авторы предисловия Алексей Волков и Кирилл Кутузов, «персонажи комиксов умирали и раньше, но еще никогда это не происходило так ярко, горько и беспощадно».
Что же такого случилось в 1973 году, что заставило комиксистов совершить первое и крупнейшее злодеяние в истории Marvel? Интуиция подсказывает, что причиной тому стал Уотергейтский скандал. Если мечты о демократии рухнули, а тот, за кого мы отдаем свой голос, оказывается злодеем, то все бессмысленно. И, следовательно, должна разрушиться героика комиксов. Отныне главные персонажи теряют индульгенцию, дарующую им смерть и уравниваются в правах со второстепенными лицами, мелькающими на панелях.
Март 2002-го. Вскоре после взрыва башен Всемирного торгового центра выходит комикс Марка Миллера и Брайана Хитча «Алтимейст». На первых же страницах этой графической истории реанимируются германские нацисты - история с Перл-Харбором и рождением Капитана Америки закольцовывается.
Ну да отбросим в сторону этику и перейдем к эстетике. «75 лет чудес» демонстрируют эволюцию самого построения комиксов, когда художники перешли от стандартных панелей к экспериментам и техникам, до сих пор способным удивить фанатов жанра. В конце 90-х Marvel подписал чудесных художников: Алекса Росса, Марка Багли и многих других мастеров своего дела. Но их труды остались незамеченными из-за того, что Marvel превратился в медиа-империю, больше озабоченную кинопродукцией, чем комиксами. Сместив на задний план журналы, которые они выпускали. Книга «Параллель комикс» во многом призвана ликвидировать и этот пробел в познаниях неофитов. И вас вряд ли не растрогает уже упомянутая заключительная глава про Пиццу-пса, прямо говорящую, что у Marvel, любим мы его или нет, есть будущее.
И все же - что такое комиксы? Комиксы - это в первую очередь тоска по утраченной целостности жизни, фантазия о преодолении тотального цинизма и попытка вновь обрести мир, в котором есть место подвигу. И заодно истинной любви и искреннему горю - чувствам, без которых жизнь не особо и нужна. Комиксы - это пространство, куда можно сбежать на время и при этом остаться в мире, в котором ты живешь.
Эту нехитрую мысль на протяжении всего своего существования подтверждает Marvel. Но порой крайне важно проговаривать самоочевидные вещи. И «75 лет чудес» отыгрывают эту карту по максимуму.
Но довольно меда, добавим ложку дегтя.
У книги есть масса недостатков, о которых уже успели написать другие критики (в основном они касаются перевода и леттеринга). Для нас же важно то, что и весьма небольшое издательство, благодаря усердию и искренней любви к выбранной теме, может сделать продукт высшего качества. И это пример многим.
«Параллель Комикс», в который уже раз вынуждены отбить вам земной поклон.
Источник: gorky.media