Образ Жанны д'Арк претерпевал многочисленные метаморфозы в сознании людей на протяжении веков. О ней написано бесчисленное множество страниц, но за её противоречивыми и разнообразными изображениями очень сложно разглядеть реального человека. Однако предметом исторического исследования могут быть и те образы, что бытовали в культуре в разное время. О литературе на эту тему рассказывает кандидат исторических наук Ольга Тогоева.
1. Warner M. Joan of Arc. The Image of Female Heroism (L., 1981 и многочисленные переиздания на англ. языке)
Книга англичанки Марины Уорнер, на мой взгляд, стала первым в мировой историографии масштабным исследованием процесса мифологизации (как сознательного, так и неосознанного) личности Жанны д’Арк ее современниками и потомками. В этой работе впервые была предпринята попытка представить комплекс различных образов французской героини, возникавших на протяжении XV-XIX вв.: пророк, рыцарь, еретичка, проститутка, «идеальный андрогин», амазонка, воплощенная добродетель, дитя природы, народная героиня и святая. Для своего времени работа М.Уорнер, с моей точки зрения, носила совершенно революционный характер и оказала существенное влияние на всю последующую историографию. Именно с нее начинается традиция изучения двух «личностей» Жанны д’Арк - реальной и вымышленной, поскольку здесь впервые со всей очевидностью утверждается идея о том, что процесс мифологизации Орлеанской Девы начался уже в 1429 г., т.е. в тот момент, когда она впервые появилась на исторической сцене.
2. Райцес В.И. Жанна д’Арк: факты, легенды, гипотезы (Л., 1982)
Труды Владимира Ильича Райцеса (1928-1995), посвятившего истории Жанны д’Арк две монографии и ряд статей, составляют, с моей точки зрения, гордость отечественной медиевистики и до сих пор обеспечивают ей мировое признание. Его книга «Жанна д’Арк: факты легенды, гипотезы» - пример того, как нужно работать с историческими источниками и различными типами информации, которую они нам предоставляют, как различать «истину» и «вымысел», как понимать скрытые порой интенции того или иного автора. В отечественной медиевистике прошлых лет найдется крайне мало примеров такого подхода к изучению прошлого - впрочем, и среди современных исследований их весьма немного. Для читателя книга Райцеса будет интересна именно сочетанием реальности и вымысла, поскольку в ней рассказ о том, как все было «на самом деле», удачно соединен с тщательным анализом самых разнообразных мифов, сложившихся вокруг Орлеанской Девы при ее жизни или сразу же после ее смерти. В.И.Райцес до сих пор пользуется большим уважением французских коллег-специалистов по эпопее Жанны д’Арк, в целом не склонных к чтению трудов иностранных авторов по «их» проблематике.
3. Beaune C. Jeanne d’Arc. Vérités et légendes (P., 2008)
Книга Колетт Бон, одного из самых интересных и знающих французских медиевистов, была написана в связи со скандалом, разгоревшимся в 2007 г. во Франции вокруг фигуры Орлеанской Девы. Скандал был вызван очередной публикацией «сюрвивистов» - псевдо-историков, полагающих, что Жанна д’Арк не была казнена в 1431 г., но выжила, продолжила сражаться на полях Столетней войны, а затем счастливо вышла замуж, родила детей и окончила свои дни в старости в окружении любящего семейства. Подобные «исследования» появляются во Франции с завидной регулярностью с начала XIX в. Тем не менее, профессиональные историки только сейчас обратили на них внимание и оценили тот вред, который могут нанести эти книги нашему знанию о прошлом. Работа К.Бон - одна из последних публикаций по истории Жанны д’Арк в целом, и в ней, на мой взгляд, наиболее полно и внятно описываются, а затем развенчиваются самые невероятные легенды, возникавшие вокруг французской героини на протяжении нескольких столетий: о ее «пастушеском» или, как вариант, «королевском» происхождении; о ее «галлюцинациях»; о политических интригах при дворе Карла VII, которые позволили Жанне д’Арк появиться на исторической сцене; о предательстве, якобы совершенном в отношении нее королевскими советниками; наконец, о ее «жизни после смерти». Единственным, но весьма существенным недостатком исследования К.Бон мне представляется полнейшее отсутствие в нем примечаний, в связи с чем не-специалисту невозможно понять, откуда именно появилась та или иная легенда.
4. Krumeich G. Jeanne d’Arc in der Geschichte (Sigmaringen, 1989; фр. пер.: Krumeich G. Jeanne d’Arc à travers l’Histoire. P., 1993)
Можно смело сказать, что немецкий исследователь Герд Крюмейх положил начало изучению процесса формирования во французском обществе представлений о святости Жанны д’Арк. Ранее данная тема никогда не поднималась в специальных работах по эпопее Орлеанской Девы, и новаторский характер работы Г.Крюмейха подтверждает уже хотя бы тот факт, что она практически сразу была переведена на французский язык (честь, которой удостаиваются весьма немногие иностранные авторы-медиевисты). Самое удивительное, на мой взгляд, заключается в том, что сам Крюмейх изначально даже не планировал писать книгу о Жанне д’Арк. Будучи специалистом по франко-немецким отношениям XIX-XX вв., французскому национализму и пропаганде времен Третьей республики, в какой-то момент он довольно случайно обнаружил, что Жанна является одной из ключевых фигур в полемике левых и правых политических группировок того времени, развил данный сюжет, и в результате посвятил ему специальное исследование. Своей главной задачей немецкий исследователь, правда, полагал изучение формирования представлений о Жанне в либеральных кругах Франции XIX в., т.е. возникновение и развитие ее образа «народной героини». Однако для того, чтобы полнее представить себе и своим читателям процесс создания этого нового образа, чтобы продемонстрировать особенности полемики вокруг фигуры Девы во французском обществе, ужесточившейся с началом Третьей республики, Крюмейх обратился не только к либеральной и республиканской историографии, но и к работам историков-католиков, а также кратко описал реакцию официальной церкви на попытки либералов превратить Жанну д’Арк в «свою» героиню. Таким образом, именно в работе Г.Крюмейха впервые, насколько я могу судить, исследовался период, предшествовавший началу официальной канонизации Орлеанской Девы, и настроения, царившие в то время во французском обществе. Любопытно отметить, что именно эта работа (как в свое время книга Марины Уорнер) оказала самое существенное влияние на развитие собственно французской историографии: благодаря ей сформировалось совершенно новое направление изучения эпопеи Жанны д’Арк.
5. Heimann N.M. Joan of Arc in French Art and Culture (1700-1855). From Satire to Sanctity (Aldershot-Burlington, 2005)
Как мне кажется, с именем уже упомянутой мной Марины Уорнер стоит связать и своеобразный иконографический поворот в исследованиях эпопеи Жанны д’Арк. Именно в ее монографии изображения французской героини были впервые использованы для анализа некоторых устойчивых мифов, возникших вокруг ее фигуры (в частности, образа идеальной мученицы и второго архангела Михаила в XV в.; образа простой крестьянки во французском изобразительном искусстве эпохи романитизма; патриотического образа, использованного в пропагандистских целях в Первой и Второй мировых войнах). Тем не менее, периодом активного изучения иконографии Жанны д’Арк (миниатюр, гравюр, скульптур, живописных полотен, а также ее кинообразов) стали лишь последние годы XX-начало XXI в. Фундаментальная монография американской исследовательницы Норы Хайман относится именно к этому направлению исследований и основывается преимущественно на анализе художественных произведений, посвященных Деве (начиная с поэмы «Освобожденная Франция» Жана Шаплена середины XVII в. и заканчивая «Орлеанской девственницей» Фридриха Шиллера 1801 г.), а также впечатляющего комплекса визуальных источников XVII-середины XIX в. Особенно мне хочется отметить использование в работе чрезвычайно редких гравюр к пиратским (в основном, английским) изданиям «Орлеанской девственницы» Вольтера. Их совершенно невозможно найти в Интернете, эти издания практически не представлены в библиотеках, а потому полюбоваться на то, как современники великого философа высмеивали национальную героиню Франции, можно лишь в исследованиях, подобных книге Н. Хайман.
Источник: postnauka.ru