Что нужно учитывать при съемке танцев разных стилей, как организовать 15-месячный съемочный период и в чем удобство камер Canon для документалиста - режиссер и продюсер Ольга Панкратова делится профессиональным опытом на примере создания фильма SOLO.
- Расскажи о концепции проекта SOLO. О чем фильм и в чем его необычность?
- SOLO - это истории шести разных танцоров, которые говорят на одном языке, языке тела. Концепция заключалась в исследовании их мира. Каждый из героев - представитель разного стиля танца, мы брали принципиально разные направления: от классического балета до андеграундных стилей. Через личность каждого героя, мы показываем и отдельную субкультуру. Получается своеобразный киноальманах о жизни шести танцоров.
О съемках фильма «SOLO»
Пожалуй, наше главное отличие - мы не используем исключительно документальную съемку в данной картине. Для того, чтобы показать красоту каждого стиля, мы решили внедрить туда и постановочные кадры самих танцев, которые мы снимали в самых неожиданных локациях. Мы очень хотим, чтобы документальное кино помимо смыслов так же имело и высокий эстетический уровень.
- Давай подробнее поговорим о героях. Как проходил их отбор, какие были критерии?
- Критерий у нас был такой - все герои должны быть именно профессионалами, а не любителями. Они должны зарабатывать на жизнь танцевальным искусством, иметь какой-то вес в своем комьюнити и у них должна быть интересная личная история. При этом они не должны быть супер-медийными ребятами, потому что про таких все уже рассказано-показано.
Режиссер и продюсер Ольга Панкратова / Фото: Юлия Шиманская
Началось все с балетной истории. У меня уже был герой - артист Большого театра, из кардебалета. На его примере мы показываем, как он идет к своей сольной партии. То есть это такая кулуарная история о том, куда просто так не попадешь. Нам разрешили снимать в Большом - это большая редкость для независимых съемочных групп. Андеграунд тоже не охотно пускает в свое комьюнити, но мы убедили людей, что сделаем честное кино про их мир.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Вообще все шесть героев очень разные. И я специально брала не самых типичных представителей каждого жанра. Например, когда мы говорим о балете, то сразу думаем о балерине в пачке на пуантах. Я же специально искала мальчика, который бы достойно представил мужской балет. Или полдэнс. Люди думают о девочках на шестах. А у нас в фильме - чемпион мира, танцующий в очень жестком стиле, хотя обычно мужчины в полдэнсе более женственны.
- А как вообще режиссеру-документалисту понять, какой человек - герой фильма, а какой - нет?
- У меня довольно большой опыт работы редактором на телевидении, поэтому я сразу вижу, есть за героем история или нет. Другой вопрос, что ты не знаешь, как поведет себя человек на длинном «заплыве» с тобой. Ему может быть некомфортно, когда за ним постоянно наблюдают и постоянно вторгаются в его пространство. Именно поэтому я на подготовке делаю прединтервью и тщательный ресерч, рассказываю, что мы будем с героями жить и знать про них абсолютно все. Конечно, это небольшое преувеличение, но человек должен быть к этому готов, а если он не готов, то надо сразу дать это понять.
В целом, после того как мы все отсняли, я могу сказать, что только один герой был несколько закрыт, а все остальные ребята были очень вовлечены в процесс. Танцоры в принципе достаточно открытые люди, конечно, в связи с творческой особенностью. Поначалу, да, им может быть немного некомфортно, но довольно быстро все привыкли к этому состоянию, и это было важно, так как нам предстояло провести вместе почти год.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
- В чем заключался подготовительный период с учетом того, что это документальное кино? Был ли сценарий или что-то еще, что позволяло контролировать все шесть историй?
- Препродакшн я начала задолго до съемок. Долго и очень тщательно отбирала героев. Снимала с поэпизодным планом, и когда шла на съемку, четко знала, что я хочу снимать. Также примерно понимала, сколько мне нужно провести смен непосредственно в Москве, а сколько в экспедициях. Но со сценарием на площадку я не выхожу принципиально, потому что это очень сильно ограничивает. С другой стороны, я очень плотно работаю на постпродакшне. За пятнадцать месяцев съемок мы отсняли 150 часов материала, и все это на посте я вручную лично расшифровываю.
- Почему съемки заняли так много времени и как вообще они проходили?
- Столько времени нам нужно было, чтобы в полном объеме показать развитие характеров. Снимать мы начали чуть больше года назад - замоторились в прошлом июне. На тот момент у нас не было никакой финансовой поддержки. Единственное, что было - это поддержка питчинга дебютантов при ММКФ.
Режиссер и продюсер Ольга Панкратова / Фото: Юлия Шиманская
Никакого места мы там не заняли, но собрали некоторые ценные призы, в том числе получили поддержку компании Canon. И с этим решили приступать к съемкам - нам было важно застать летний период, важна была натура, красивые локации. Мы понимали, что если упустим этот момент, то придется ждать еще год. У нас было очень плотное съемочное расписание и при этом все работали без денег. Параллельно мы подавали заявку на получение субсидии Министерства культуры. Где-то в сентябре стало известно, что поддержку мы получили, после чего стали снимать уже в нормальном производственном масштабе.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Всех героев мы снимали одновременно. В том числе мы ездили с танцорами на чемпионаты, соревнования, баттлы. Для этого, конечно, тоже требовалось время. Сначала едешь в Париж, потом в Дюссельдорф, потом в Амстердам. Параллельно 5 смен требовалось отснять в Москве. Просто мы старались грамотно распределить нагрузку. Организовать все это было довольно сложно. У меня был исполнительный продюсер, который занимался больше финансовыми вопросами, а я занималась организацией как линейный продюсер.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Чтобы все проходило гладко, нам всем пришлось пойти на жертву - на пятнадцать месяцев мы выпадаем из повседневности и живем только этим проектом. Но все прекрасно понимали, что мы делаем или так, или вообще никак. Осложнялось это тем, что иногда мы заранее не знали свое съемочное расписание, не могли спланировать съемки. Ребята внезапно могли нам позвонить и сказать, что завтра будут крутые соревнования. Нужно было ехать. Мы постоянно были в этом состоянии, что завтра может быть съемка и все другие дела нужно будет отменить. Сумасшедший график, киношный альтруизм, на который мало кто способен.
- Какая при этом была команда у фильма?
- Помимо меня - два продюсера, оператор и звукорежиссер. Но на съемках обычно мы были в усеченном составе: я, оператор и звукорежиссер, потому что это очень сильно отвлекает героев и расстраивает всю атмосферу. Для меня это был второй полнометражный фильм, а для оператора и звукорежиссера - дебют. Возможно, для них это было непросто, потому что они еще не привыкли к таким масштабным «заплывам».
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Когда начинаешь такую работу, надо понимать, что тебе должно хватить дыхалки на большой срок работы в высоком темпе, выжить и после съемок еще и уйти в постпродакшн и выпустить достойную картину. Но вся моя команда - это профессионалы высокого уровня и я дико благодарна, что они вместе со мной решились на такое кинопутешествие.
- Как во время съемок удавалось координировать команду?
- У нас была довольно интересная система. Оператор в основном снимал с рук - в толпе во время баттла просто невозможно по-другому. Естественно, я в этих условиях близко с оператором находиться не могла. Поэтому у меня во время съемок был маленький режиссерский монитор и у нас были рации, по которым я могла корректировать действия оператора, видя на экране все то, что происходит.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Плюс, разумеется, максимально близко к действию находился звукорежиссер. Довольно сложная история, потому что пространство неконтролируемое. И баттлы длятся порой по двенадцать часов, а значит своего героя приходится долго стоять ждать. И всегда есть этот элемент непредсказуемости, поэтому на все надо реагировать экстремально быстро.
- Расскажи подробнее, в чем специфика съемки танцев?
- Есть ошибочное мнение, что снимать танец легко, потому что это красиво само по себе и на видео в любом случае будет тоже красиво. Но это не совсем так. Все очень сильно зависит от стиля. Есть балет, где ты можешь предугадать, какой будет рисунок, куда двинется танцор. А есть танец крамп, который ты не можешь спрогнозировать вообще никак.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Мой оператор двигался с танцором - у них уже складывалась своя «хореография». При этом заранее, конечно, ничего не обговаривалось. Из-за сложности съемки танцев, невозможности иногда поймать всю красоту мы решили сделать постановочные вкрапления, подсъемы со специально подобранными локациями, о которых я уже упоминала. Например, крамп мы снимали в оперном зале, а балет - в заброшенном особняке.
- Какие камеры Canon вы использовали? И насколько удачно они подошли для ваших задач?
- Я считаю, что для документального кино камеры Canon идеальные: легкие, с ними просто управляться, они позволяют снимать в очень высоких технических параметрах. Их удобно брать с собой в экспедиции. Нашей постоянной камерой была C300 Mark II. На нее снимались все лайфовые сцены.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Единственное, для постановочных сцен мы брали C200 для того, чтобы можно было снимать в рапидах. Камеры и оптика светочувствительные, так что в любых условиях, и на натуре, и в интерьере можно снимать и все контролировать. Это очень важно при таких непредсказуемых съемках, как у нас. Камеры справлялись чудесным образом, и сейчас мы понимаем, что в дальнейшем тоже будем работать с этой же техникой.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
Важно также отметить, что мы все делали по гайдлайнам Netflix. У них есть требования по камерам, в соответствии которыми мы все снимали в 4K. С этими файлами довольно тяжело обращаться и в течение съемки, и на постпродакшне. Достаточно сказать, что с бэкапами у нас вышло семьдесят терабайт материала, что для дока тяжеловато.
Тут, кстати, можно отметить минус. Когда ты снимаешь в таких высоких технических параметрах, флэшки вылетают как горячие пирожки. А в условиях, когда у тебя идет баттл, менять их очень сложно. Но это, опять же, специфика, манера конкретно нашей съемки - мы иногда «поливали», без этого никуда. И это не отменяет того, что мы любим Canon.
На съемках фильма «SOLO» / Фото: предоставлено Ольгой Панкратовой
- С какими сложностями вы сейчас сталкиваетесь на постпродакшне?
- Объем материала в 150 часов очень сложно организовать и технически, и идейно. Процесс монтажа довольно кропотливый, но у нас с командой своя система работы с таким сложным сценарием. Одна только подготовка к монтажу занимает достаточно много времени: обработка материала, расшифровка, консолидация файлов, но именно в этот момент и рождается то самое кино, которое ты однажды придумал у себя в голове, и для меня это и есть самый невероятный и магический процесс.
Источник: tvkinoradio.ru